Вот, нашла.
Святитель Иоанн Златоуст:
Быть рабом чрева, быть одержимым страстью к богатству, гневаться, терзать, попирать ногами других - свойственно не людям, а зверям. Впрочем, каждый зверь имеет, так сказать, свою особенную страсть, и притом по природе...
Спасибо за цитату. Определяющим в ней является оговорка "так сказать", что указывает на переносный смысл выражения.
Елена! Вы привели в доказательство того, что животное лишено страсти тот факт, что у него нет ума и нет воли. Чтобы обсуждать человеческие страсти, важно уметь видеть в себе и ум и чувства и желания, такие, какие есть у животных. А у высокоразвитых животных есть ум и есть воля.
По отцам ни ума ни воли у животных нет. Их интересуют не конкретности реального животного мира, а некие закономерности существования различных уровней природного бытия. Этих уровней пять:
То, что просто обладает бытием (неживое)
Растительный уровень
Животый уровень
Разумно-словесный уровень (человек)
Умный (ангелы)
Для такого подхода непринципиальны описанные вами нюансы поведения высших животных. Важна общая идея присутствия внутри человеческого естества всех более низких уровней. Каждый новый уровень обнаруживает все более высокую степень свободы: неживое полностью зависит от приложения внешних сил, растение может направлять своё движение в процессе роста в благоприятную сторону ( например, к свету), животные обладают свободой передвижения, могут направлять траекторию физического перемещения, ну а люди - они имеют ещё умный вектор движения (духовного движения) - восходящий (к Богу) и нисходящий (от Бога).
Так что вы выходите в своих рассуждениях из святоотеческих границ в ту сферу, которая мне кажется ненужной, неважной.
Посмотрите на дрессированных животных.
Такие случаи не в счёт. Животные, введённые в сферу человеческого бытия, получают часть человеческой душевности, одушевляются. Это симбиоз разных уровней. Особенно это видно на примере собак. Есть опыты с обезьянами, которых учат начаткам "слов". Но это не показатель. Показательно было бы, если бы животное сообщество само в себе, без соучастия человека смогло бы выйти в сферу абстрактного мышления, стало бы созерцателем "мира идей". Но этого нет.
Человека отличает от животного другое. Осознание в себе такой части души, которая не подвержена страсти (тлению, страданию).
Попробуйте развить эту мысль. Как обозначить эту часть души... С интересом ознакомлюсь.
Но на мой взгляд, тут, в вашем предложении, более значим глагол "осознание" - термин, непосредственно связанный с качеством самовластия, которым, по отцам, наделена только умная природа (люди и ангелы).
P.S. Простите за гигантский пост. Это вызвано техническими причинами. Отвечала на целых три ваших поста, но возможности раздельной отправки ответов на данный момент нет. Надеюсь, вам хватит терпения на прочтение всего текста.