та разумность (словесность и способность к мышлению), которой он так гордится – не более, чем высшая стадия развития разумной животной природы.
Я с этим не согласна. Это совершенно другой дискурс, не святоотеческий. Он тоже возможен, но нужно четко понимать, что рассуждая в таком ключе, мы выходим из православных координат в иные.
Перечитайте начало Книги Бытия. Появление человека - это не просто следующая стадия развития имеющейся природы,
это особый творческий акт Бога, в описании используется глагол "бара" (который обозначает сотворение принципиально нового, ранее не бывшего). Отцы никогда не называли животных словесными. И это, на мой взгляд, отражает реальное положение дел. Если хотите сравнить ум человека и животных, откройте отдельную тему, здесь не хочется оффтопить. Между "умом" животного и умом человека есть принципиальная разница.
"
Частицей Божества проистекли мы свыше" - так свидетельствует Григорий Богослов о человеческой природе. Словесность (разумность) напрямую связана с дарованием человеку Божественного потенциала. Так же как и духовность. Духовность - дар Духа Святого (Третьего Лица Троицы). Словесность - это возможность восходить в своих размышлениях к Логосу (Второму Лицу Троицы). Это не то, что появляется за счет эволюции имеющихся природных способностей животных. Это то, чем наделяемся свыше, это божественный потенциал. Это наша связь с Божественным Логосом. Это поставленная задача приобщения Высшему Смыслу.
Быть высокоразвитым разумным животным – это не предназначение человека. У него другое предназначение.
Согласна.
P.S. Вы в своих размышлениях демонстрируете некое упрямство (впрочем, как и я). Пытаетесь "тихой сапой" в каких-то завуалированных формулировках вывести человеческую словесность из животной природы, определить ее как результат эволюции животного "ума". Я с этим несогласна.
Я с вами соглашусь, если мы перейдем на другую платформу - не святоотеческую. Там понятие ума будет иметь несколько другое наполнение. И это, возможно, будет интересное путешествие в мир иного смысла. Это будет мир, где даже неживая природа обладает сознанием... В святоотеческих же координатах, то, что называют умом отцы, - этого нет у животных. Данную мысль я озвучиваю вот уже третью страницу, а вы почему-то не хотите согласиться.
Еще раз хочу застолбить основной тезис: отцы считали, что разум - это существенное свойство человеческой природы. Животные, по их мнению, не имеют разумной способности.
P.P.S. Термин "помысел" - он святоотеческий. Поэтому имеет смысл при обсуждении использовать их инструментарий.
А если хочется просто поговорить об особенностях человеческого мышления с привлечением опыта современной психологии, психоанализа, с прослеживанием эволюционных истоков умной способности - тогда это стоит специально оговаривать, или вообще создать другую тему.