Исихазм

Автор Тема: Законно ли бороться с помыслами  (Прочитано 11104 раз)

Наталia

  • Гость
Здравствуйте! С Вознесением Господним!

Я недавно на форуме, но об исихазме уже лет двенадцать читаю, даже пыталась делать молитву по четкам, но оставила данное занятие. И вот по каким причинам.

Все дело в том, что в мои студенческие годы, на заре Перестройки,  Православие было неизвестной религией, а восточные учения, наоборот, доступны, поэтому я и увлеклась даосизмом. Данная религия проповедует НЕДЕЯНИЕ,  т.е. умение  ждать и использовать обстоятельства.

Возьмем грубый пример: надо попасть из пункта А в пункт Б на другом берегу реки.
   
Кто-то найдет лодку или отправится вплавь напрямую

А кто-то «прикинет» скорость течения реки и, соответственно, поднявшись вверх, будет лишь корректировать свое продвижения вниз и наискосок, используя  правило параллелограмма сложения векторов, где вертикальная составляющая – скорость реки, а горизонтальная – его небольшие усилия. В данном случае получается не борьба с течением, а гармония.

Конечно, если невнимательно посмотреть, то можно подумать, что данный  подход  близок к Смирению и  исканию Воли Божьей через «прочтения» обстоятельств жизни, и все же учение это языческое. И понятие НЕДЕЯНИЯ  на самом деле учит надеянию на свой опыт и интеллект, а не вере в Промысл Божий.

Тем не менее  вот такой подход к жизни с мыслями о  комфорте на «блюдечке с голубой каемочкой» достаточно близок моей душе. Например, я думаю что не напрасно  Святые Отцы употребляли  понятие «эрос»  ( см.  Библиотека исихастской литературы – Что за понятие ). По данному поводу я  прочитала  у С.М.Зарина в книге «Аскетизм по православно – христианскому учению» , изданной в С-Петербурге в 1907г., что эрос использовался подвижниками в Платоновском смысле, как неудержимое влечение всеми мыслями и чувствами. На своем житейском опыте, я представляю это как состояние влюбленности, увлеченности, когда живешь, общаешься с другими, решаешь какие-то задачи, а в сердце у тебя ОН ( ОНА ) как основная фон, на котором развивается все остальные чувства и мысли. И не надо заставлять себя о НЕМ ( НЕЙ ) заставлять думать, бороться с помыслами, отвлекающими  от этого.  

Другое дело как стяжать такое состояние. Наверное, для этого и нужен Дух Святой, который и «намагничивает» сердце по аналогии того, как железо  намагничивается  только попав в магнитном поле и только после этого может притянуться к большему магниту. Тут можно еще вспомнить фразу Александра о том, что заниматься духовными практиками без Духа Святого равносильно самоубийству. И тогда думаешь, что если борешься с помыслами – значит ты еще не усыновлен ? Или как у апостола Павла высказано проклятие из которого следует, что кто не любит Господа нашего Иисуса Христа, тот не Его.

Прошу прощения за столь длительное сообщение, но думаю, что зато достаточно полно выразила атмосферу своих сомнений.

GeorgiZ

  • Сообщений: 128
    • Просмотр профиля

Законно ли бороться с помыслами
« Ответ #1 : 10 Июнь 2005, 09:45:32 »
Правильно ли я понял? Вам кажется, что лучше не бороться, а дождаться наития Святого Духа? А как же в Евангелии говорится, что Царствие Божие силою (с усилием) берется? И Св. Отцы говорят: "Дай кровь и приими Дух"
Нужно делать усилия, доказывать свое произволение, свю веру, тогда и прийдет Святой Дух.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Законно ли бороться с помыслами
« Ответ #2 : 10 Июнь 2005, 12:35:53 »
С праздником!

Я не знаю, как в даосизме толкуется недеяние. Нам же не следует понимать недеяние как пассивное бездействие. И в приведенном Вами примере (переправа через реку) пассивности и бездействия нет: решение проблемы переносится на более высокий уровень. На более низком (и внешнем) уровне такое решение может восприниматься как бездействие.

Упование на Бога и вера в Его Промысел может привести (не всегда) к снижению внешней активности. Действия внешнего человека без внутреннего наполнения пусты и бессмысленны. И ради обретения внутреннего разумно отказаться от внешних действий, которые обычно мешают и увлекают. Для обретения внутреннего, его очищения, расширения и посвящения Богу требуются большие усилия, нужна искренность, воля, мужество, настойчивость, дерзновение.

Внутренняя активность, соединенная с ровностью, бесстрастностью, широтой и охватом, уже выливается во внешнее действие, если есть на то воля Божия. Это, если угодно, активное недеяние или действенное бездействие.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Законно ли бороться с помыслами
« Ответ #3 : 10 Июнь 2005, 18:18:05 »
Наталia, здравствуйте!

Я Вас хорошо понимаю, я и сам люблю Лао-Тзы и иногда его перечитываю.

Вот что пишет в своей книге «Христос – вечное Дао» иеромонах о. Дамаскин, ученик о. Серафима Роуза (Ги-Минг Шен – даосский мастер, учитель о. Серафима когда он занимался даосизмом):

«Некоторые неверно интерпретируют термин Лао-Тзы «недеяние» как «вообще ничего не делание», однако такое понимание далеко от его истинного значения. Ги-Минг Шен пишет: «Недеяние означает что человек не действует согласно своим эгоистическим страстям или желаниям, но следует пути истины». ... Лао-Тзы сказал: «Те кто стремятся победить мир и сделать из него то что они желают – не преуспеют. ... Мудрый желает нежелание.» То что Ги-Минг Шен называет «знание истины» происходит когда мы оставляем веру в наши собственные мысли и чувства и вместо этого верим в Божественную Истину. Когда следование Истине руководит нашими действиями, мы станем пребывать в том что Лао-Тзы называет недеянием, поскольку наши действия не будут больше нашими. ... Лао-Тзы понимал что истинное излечения нашей души приходит не как результат внешнего давления, когда тебя понуждают быть добрым, хорошим, щедрым. Это излечение приходит изнутри – через возврат к нашей истинной природе путём возврата к нашему Создателю. ... Практикуя недеяние, мы не пытаемся излечить себя сами, но предоставляем Пути излечить нас.»

Действительно, человек должен пребывать в «естественном» состоянии – следовании своему логосу, т.е. замыслу Божиему о человеке. Но дело в том что падшее состояние нашего естества не является естественным, после грехопадения, когда человек лишился благодати, оно стало противоестественным, не соответстующим Божественному логосу человека (как учил прп. Максим Исповедник), вследствие чего в сердце постоянно прорастают «тернии и волчцы» греховных желаний, которые вовсе не являются естественными и не следуют «пути Дао». Возврат в естественное состояние и пребывание в нём требует усилия воли – выхода из противоестественного состояния следования своим страстям, отвержения себя, своей греховной самости. Собственно пребывание в состоянии следования воле Божией и отсечения своей греховной воли и желаний и есть истинное христианское недеяние. Человек в таком состоянии, как писали св. отцы, «субботствует», не возмущается страстями и не действует по своим желаниям, а во всём полагается на волю Божию и действует в соответствии с ней. Чтобы прийти в такое состояние, требуется как помощь благодати и предоставление ей действовать в душе, так и недюжинное усилие нашей собственной воли по отсечению греховных помыслов и страстей. Поэтому Христос и сказал: «Царство Божие усилием берётся, и прилагающие усилие восхищают его». Со временем, когда благодать Святого Духа поселяется в душе, человеку требуется меньше усилий для пребывании в безмолвии-недеянии, радость богообщения и любви к Богу делает для него непривлекательным всякое греховное желание.  

Ваш взгляд на то чтобы следовать Богу «естественно» без услиля воли не работает на практике. Причина в том что «недеяние» вовсе не есть безволие, а есть недействование по своей греховной воле. Неверно что душа всегда естественно стремится к Богу, действительно в ней есть некая сродная с Богом часть которая стремится к Богу и ищет Его, но есть также и часть самолюбивая, которая бежит от Бога и ищет своего. Нашей воле принадлежит выбор – какой части души следовать. Собственно, вся суть в том что Бог дал нам свободную волю, и единственное что мы можем сделать – это совершать выбор воли между следовании своему самолюбию, или следованию Богу. Бог никогда не насилует нашу волю, не изливает на нас благодать и не приводит нас к Себе без нашего сперва решения, согласия и выбора. Только если мы выбираем Бога, Он дарует нам благодать – способность любить, способность побеждать в себе самолюбие и грех.

Цитировать
твердо верить, что если будем ходит в Церковь, участвовать в Таинствах, по мере сил стараться отвращаться от всякого зла, воспитывать себя через чтение Писания и Святых Отцов. Если упал – то встань, вот и будет подобное упорство вознаграждено за верность.


Вот Вы и сами признаёте что необходимо "подобное упорство ", что надо "по мере сил стараться отвращаться от всякого зла". Но зло в основном рождается и приходит в нас изнутри, а не извне. "Из сердца исходят злые помыслы" (Мф.15.19), поэтому именно внутри себя надо "по мере сил стараться отвращаться от всякого зла", а это и есть отсечение помыслов. "Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис.55.8). Значит нам надо перестать ходить своими путями и думать своими мыслями (отсекать свои помыслы), чтобы позволить Богу вести нас Своим путём и даровать нам "ум Христов" чтобы нам мыслить Его мыслями. Не отвращения только от зла и греха внешнего требует от нас Господь, но и отвращения от внутреннего: "Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.  А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем."(Мф.5.27), а от внутреннего греха можно только одним способом отвратиться - не принимая его в уме своём и не склоняясь к помыслу греха волей. Конечно, пресечение внутреннего греха гораздо труднее пресечения внешнего, т.к. требует постоянного трезвения и молитвы: "молитесь и бодрствуйте, чтобы не впасть в искушение" (Мф.26.41). Но если мы не будем этого делать, бесполезно будет наше внешнее делание, оно не приведёт ко спасению, потому что спасение есть не просто прощение грехов, хождение в Церковь и участие в Таинствах. "Спасение есть не иное что, как обожение спасаемых" (прп. Дионисий Ареопаг.), обожение совершаемое через стяжание Святого Духа, который никогда не пребывает в той душе которая, не противясь помыслам, постоянно склоняется к внутреннему греху. Как только мы, после Причастия, склоняемся внутренне ко греху и допускаем его в ум, мы попираем благодать, распинаем Христа которому мы причастились,  и оказываемся вне Церкви - Тела Христова, так что Причастие для нас становится не действующим и не спасающим. Своми выбором воли ко внутреннему греху мы не позволяем Христу действовать в нас, ибо Он никогда не действует вопреки нашей воле.

Цитировать
А когда мы воюем с помыслами- это, значит, что мы еще не любим Бога.


Совершено верно. В нашем падшем состоянии, лишённом благодати, мы никак не можем любить Бога сами по себе. "Без Меня не можете творить ничего". Любовь Божия - иная любовь, духовная, не от мира сего, не от нашей человеческой природы, и даруется человеку Богом только по мере очищение сердца. Это не теория, а духовный опыт тысяч святых прошедших по этому пути: сначала следует война с помыслами и очищение сердца, а затем, по мере очищения сердца, - стяжание Святого Духа и Божией любви. "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (а не наоборот - блаженны узревшие Бога, потому что они станут чисты сердцем). Дух Божий не живёт в нечистом сердце. "Не вливают вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое." (Мф.9.17)

Есть также некоторые практические моменты «недеяния» в исихазме. Например св. отцы советовали не сражаться с греховными помыслами "лицом к лицу", не противоречить им, а просто отсекать их - не обращать на них внимания ума и не пускать их в ум, позволяя им уйти самим собой не получив развития в душе. При этом ум остаётся в невозмущенном, мирном состоянии «недеяния», пребывает с Богом, не вовлекаясь в борьбу с помыслами, а просто усилием воли отвращая взор ума от них.

Простите за столь длинный опус, но мне кажется что этот вопрос достаточно важный и является недоумением для многих христиан, полагающих что внутреннее умное делание для спасения необязательно или вообще не нужно.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Законно ли бороться с помыслами
« Ответ #4 : 11 Июнь 2005, 02:22:41 »
Цитата: E.N.P.
И пример человека получившего спасение только по милости Божьей, без всякого умного делания. Это разбойник распятый рядом с Христом. У него между покаянием и смертью просто времени не было на умное делание.


Правильно, потому что разбойник, получив крещение кровью, как мученики, отвергнувшись себя и приняв мученическую смерть, ни разу не отступил от Христа с момента исповедания своей веры. Христос пребывает в нас только пока мы пребываем с Ним и в Нём.

Цитировать
апостол говорит; что и язычник будет спасен, если исполняет закон. Ибо закон записан в сердце у него. (место точно не помню) И нет никаких указаний по умному деланию для язычников. ... И если умное делание обязательно для спасения, то получается что только исихасты спасутся? Как же тогда быть миллионам простых прихожан? Они получается зря всю жизнь в Спасителя верили? Крестились, постились, причащались и др.


Спасение - это процесс, а не одномоментное событие, и, если начат в этой жизни, продолжится и в последующей. И язычник и "миллионы простых прихожан" будут спасёны только если совершенно отвергнутся себя и позвлоят Богу очистить душу и сердце от всякоого греха, в этой ли жизни или в следующей. Свт. Григорий Богослов писал: "Они там крестятся огнем - последним крещением, самым болезненным и продолжительным,- который поглощает материю, как сено, и истребляет легкость всякого греха". Но без очищения огнём Божественной любви от греха никто не может быть в Царстве Небесном. Умное делание и есть очищение сердца благодатью ещё в этой жизни, а отказ от умного делания есть просто перенесение этого труда в будущую жизнь. Но если мы здесь не хотели трудиться с Богом, захотим ли там?

Попадают ли в Царство Небесное язычники и миллионы верующих сразу по смерти? Церковь учит что далеко и далеко не все. Нам предстоят мытарства, и те кто не стяжал Святого Духа и не очистил сердце от страстей хоть в малой мере, не пройдёт через мытарства, страсти-бесы удержат в своём рабстве, как и удерживают нас сейчас.

Прислушаемся к страшным словам из гимна 27 прп.Симеона Н.Богослова:

Не говорите, о, друзья,
Что невозможно никому
Святого Духа воспринять!
Не говорите никогда,
Что можно без Него спастись!
Не говорите никогда,
Что может человек любой
Святого Духа получить,
Не сознавая сам того!
Не говорите никогда,
Что Бог невидим для людей!
Не говорите, что они
Не могут свет Его узреть,
И что по нашим временам
Никак нельзя узреть тот свет.
Ведь невозможным никогда
Все это не было, друзья:
Вполне возможно это тем,
Кто жаждет Бога всей душой,
Кто, жизнь святую проводя
И очищаясь от страстей,
Соделал чистым глаз ума.
Для остальных же грязь грехов
Бывает вечной слепотой,
Что там и здесь их отлучит
От света Божьего навек
И - не прельщайтесь! - в темноту
И в вечный огнь их отошлет.


Отошлёт ли в темноту навечно? Возможно что нет, возможно и после смерти тем кто веровал будет дан шанс узреть нетварный Свет, но не ранее чем очистим духовное сердце и примем явно Святого Духа. Но зачем нам откладывать это на посмертную жизь, да и уверены ли мы что сможем сделать это там? Господь нам дал эту земную жизь для спасения  - стяжания Святого Духа, и призвал всех нас - рабочих и крестьян, инженеров и домохозяек, а не только афонских отшельников - "Будьте совершенны как совершенен Отец ваш Небесный".

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Законно ли бороться с помыслами
« Ответ #5 : 11 Июнь 2005, 18:13:10 »
Цитата: Наталia
 А для чего «отсекать» помыслы, что мы можем  думать и чувствовать такого, угодного Богу?  Пока нет любви к Богу есть эгоизм, любовь к себе, своим любимым страстям и мыслишкам, которые присущи нам от рождения. Что ради них бороться с «чужими» помыслами, употреблять «недюжинное усилие нашей воли» ?

     Поэтому я и говорю, что не надо бороться с помыслами, потому что по мере очищения мыслей и чувств путем совершения  внешнего делания через приходскую жизнь ... мы все более и более просвещаемся от Духа Святого и уже видим  и понимаем совсем в другом ракурсе, чем в начале нашего воцерковления.
Ну а те, которые внутри – тех не надо трогать, это мои «любимые», «пригретые», «сродненные», разве можно такие выгонять,  какие-то же должны быть, раз нет любви к Богу. Пусть они постепенно заменяются, вытесняются имиже весть Бог путями. .... самой быть только наблюдателем, а не воином, потому что это не мое призвание.


Кажется я понимаю что Вы хотите сказать. Дело в том что есть помыслы более или менее нейтральные, а есть греховные чувства-помыслы. Нейтральные мысли мы не можем остановить, пока благодать и любовь Божия не займут нашего сердца. Но что касается греховных помыслов, здесь совсем другое дело. Всё святоотеческое учение о духовной жизни говорит что если мы соглашаемся с греховным помыслом и принимаем его волей, мы фактически совершаем грех в душе. Дело благодати состоит в том чтобы показывать нам через совесть и просвещённый ум что приходящий помысел греховен, но от нас зависит  принять решение - принимать и соглашаться с ним или его отвергнуть, Мы не можем остановить греховное чувство, это не в наших силах, но мы можем с ним не соглашаться и не принимать его волей, и тогда он, не найдя развития в дуще, постепенно угасает. Есть разработанное святоотеческое учение о развитии помыслов и греха в душе, о нём можно прочитать в добротолюбии, или например у прп. Нила Сорского.

Если мы не боремся с грехом в душе, но верим в Бога и ведём внешне благочестивую жизь, а значит всё же боремся с грехом в какой-то степени (не допускаем греховных поступков), мы конечно тоже движемся к Богу, и Его благодать постепенно спасает нас, но такое продвижение происходит очень медленно. И часто, когда человк говорит - "это всё что я могу сделать, а "умное делание" и очищение сердца - это для афонских монахов", то человек останавливается на пути и не идёт дальше, и не доходит до Царствия в этой жизни. И ему ВСЁ РАВНО необходимо будет пройти оставшийся путь, в этой ли жизни или в следующей.

Конечно, в духовной жизни есть своя последовательность. У нас в душе как бы проходит "фронт" между раем и адом, на этом фронте сражается благодать, но и мы сражаемся на стороне благодати. Сначала фронт проходит только в разуме, но со временем благодать завоёвывает ум, а затем и пространство сердца. Нельзя забегать вперёд, в тыл врага, но и нельзя останавливаться. Каждый должен познать свою меру, свою скорость, интенсивность борьбы с искушениями какую он может выдержать.

Чем больше благодать овладевает человеком, тем более чувствительной становится его совесть, так что он не может уже терпеть и соглашаться с греховными помыслами поднимающимися из сердца. Сама благодать руководит человеком в духовной жизни, понуждает его не соглашаться с грехом в душе и не принимать греховные помыслы.

Фактически, если мы говорим - "пусть благодать сама сражается с грехом в душе, а я буду только сторонним наблюдателем", то мы искушаем Бога, так же как и сатана искушал Христа - "Броссья со скалы (уступи помыслу греха), ведь Бог тебя всё равно спасёт, ангелы понесут тебя на руках", на что Христос ответил - "Не искушай Бога твоего". Бог требует от нас активного участия в деле нашего спасения, хотя это участие и выражается в "недеянии" - не действии по своей греховной воле.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Законно ли бороться с помыслами
« Ответ #6 : 11 Июнь 2005, 20:10:17 »
PS.  Я настоятельно всем рекомендую почитать из второго тома Доботолюбия основы святоотечекого учения об умном делании - непрестанной молитве и трезвении - в первую очередь преп. Исхия Иерусалимского "Душеполезное слово о трезвении и молитве", а также например св. Иоанна Кассиана "Обозрение духовной брани". Это учение о духовной жизни, трезвении и внутренней молитве необходимой для всех христиан  (в отличие от афонской практики концентрации и дыхания, которое не обязательно для всех и есть лишь дополнительное средство для "форсированния" духовной брани - "для тех кто вместит").

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Законно ли бороться с помыслами
« Ответ #7 : 11 Июнь 2005, 22:48:43 »
Цитата: Наталia
Ну а те, которые внутри – тех не надо трогать, это мои «любимые», «пригретые», «сродненные», разве можно такие выгонять, какие-то же должны быть, раз нет любви к Богу. Пусть они постепенно заменяются, вытесняются имиже весть Бог путями. И насчет чувств думаю аналогично, но с ними труднее, потому что в этой области уже огромное значение имеет природный характер и вообще, здесь еще сильнее ощущается насколько твое эмоциональное равновесие зависит от Благодати Божией.


Ещё одно соображение, по поводу Ваших мыслей, и по поводу аргументов Евгения о мученичестве.

Никто не может взойти в Небесный Иерусалим и реально стяжать Святого Духа, пока полностью и совершенно не отвергнется себя, не распнёт и не умертвит с помощью благодати своего мирского плотского человека со страстями и похотями, с его «любимыми», «пригретыми», «сродненными» пристрастиями. "Если кто не отвергнется себя, не возненаидит жизни своей, не может быть Моим учеником". На расчищенное от "самости" пространство изливается благодать и вселяется Христос и возжигает в сердце Божию любовь. Теперь всё зависит, с какой решимостью и с какой "скоростью" мы достигаем такого самоотвержения. Мученическая смерть, смерть разбойника на кресте - самое быстрый, почти мгновенный акт самоотвержения и обожения. Путь подвижников, пустынников и исихастов, решительно подвигнувшихся на внутреннее делание самоотвержения и очищения сердца - сравнительно быстрый, и такой человек, при правильном прохождении подвига, стяжает Духа Святого ещё в этой жизни. Путь же многих - нерешительный, теплохладный, колеблющийся в путях и не желающий решительно расстаться со своими пристрастиями - крайне долгий, такой человек чаще всего так и не достигает Царства, не познает Христа реально в этой жизни и после смерти ему предстоит продолжить свой долгий путь, если только какое-то чрезвычайное событие, чудо или потрясение не сокрушает его внутренний мир. Что побуждает подвижников к решительным внутренним подвигам самоотвержения? Конечно же - любовь к Богу, хоть ещё и не совершенная и духовная, но горячая и искренняя, желаюшая решительно и быстрее устранить всякое препятствие между ним и Богом (а препятствием является грех и нечистота сердца). Теплохладного же человека движет как некая едва теплящаяся любовь к Богу, так и любовь к себе, и он постоянно колеблется между тем и другим, отдаваясь то во власть собственных страстей и эмоций, то, в благодатные моменты, во власть чувств к Богу. "Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих".  Мы конечно не можем осуждать ни тех, ни других, каждый идёт по тому пути какой выбирает и какой может вместить. Но необходимо предупредить, что тщетна надежда реально обрести Христа в сердце, Царство Божие "пришедшее в силе" которое "внутри нас", у человека, не решившегося отвергнуться себя и жизни своей ради Христа, и не ставшего на путь решительной борьбы с грехом в сердце, трезвения и непрестанной молитвы. Спастить так как считают многое хритсиане нашего времени - "как нибудь", "по милосердию Божиему" и т.п. не получится, спасение - это не юридический акт прощения грехов на суде (ах, если бы всё было так просто!), а покаяние-метанойя - перемена ума и всего существа человека, очищение от греха Божественным огнем и реальное и ощутимое (а не воображаемое) соединение в Духе с Богом. Вот одна из главных заповедей и аксиом христианства: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят", с неочищенным сердцем НЕВОЗМОЖНО узреть Бога и войти в Царство Его.

Простите, Наталья, если Вам покажется что я так "наехал", я это пишу ради Вашего спасения. Поверьте опыту тысяч людей - пока человек не станет решительно на путь внутреннего трезвения, непрестанной молитвы и борьбы с грехом в сердце, он будет всю жизнь продолжать отступать от Бога, падать, грешить внутренне и внешне, и испытывать Божие долготерпение и милосердие, но так и не достигнет Царства. Бог терпеливо подаёт нам призывающую благодать за веру в Него и "вытаскивает" нас из наших падений, но такой путь бесконечных отпадений ведёт вникуда, пока человек решительно не встанет на сторону Бога и не отвергнется себя и мира своих страстей и пристрастий. Этот "мир страстей" побеждается далеко не сразу, но важно решительность, настойчивость и терпение в делании. Как говорил Лао-Тзы, "путь в тысячу миль начинается у тебя под ногами", главное - начать идти и не останавливаться на пути.

Sergey

  • Гость
Законно ли бороться с помыслами
« Ответ #8 : 11 Июнь 2005, 23:46:29 »
Цитата: Evgeny


Мученическая смерть, смерть разбойника на кресте - самое быстрый, почти мгновенный акт самоотвержения и обожения.


Опять же чаще в случаях внезапного обращения язычников, которые приняли мученическую смерть. Христиане же, по подобию Игнатию Богоносца, в большей части шли на мученичество уже имея Бога в сердце в результате долгих трудов. Мученичество для них - как венец их добродетели, как печать на сосуд Духа Святого.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Re: Законно ли бороться с помыслами
« Ответ #9 : 12 Июнь 2005, 19:20:40 »
Цитата: Evgeny
Цитировать
Цитировать


Это и то и другое. Человек - существо одновременно материальное и духовное, и никто не войдёт в "материальное" Царство Небесное, пока не обретёт духовного Царства которое "внутри нас". В этой жизни мы обретаем Царство внутри, а в будущей вселимся там и материально.


Evgeny, ничуть не соблазняясь Вашими строками (ибо мы ожидаем нового неба и новую землю), прошу, по возможности, развить мысль о "материальности" Царства Небесного. Понимаю, что духовно дается человеку узреть контуры Новой Земли. Но об этом вроде бы очень мало написано. Вспоминается здесь и спор Игнатия Брянчанинова с Феофаном Затворником об ангельской бесплотности. Но у них своя природа, причем у каждого - своя.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Законно ли бороться с помыслами
« Ответ #10 : 13 Июнь 2005, 00:05:51 »
Наталia,
почему Вы думаете, что в Царствии Божием православные будут царями? Не Христос ли будет там царствовать?
"Эти слова говорят о том, что ты не хочешь учиться думать в рамках Православной Традиции, то есть таким образом ты сам ставишь себя вне рамок данной Школы". А мне эти Ваши слова говорят о сектантской узости Вашего мышления. Помилуй Господи, хочу говорить эти слова без осуждения Вас. Подумайте - необходимо ли вообще задумываться о том кем мы будем в Царствии Небесном? Неужели размышляя о своём "высоком" призвании - быть в числе первых там - мы становимся более духовными здесь, более исполненными любви и познания? Ваша аналогия с земными мирскими институтами совершенна не уместна в данном случае.
"...просто не всем же быть царями, надо же кому-то быть и простыми людьми. Православие – это единственная школа царствования". Наталia, прошу Вас, поразмыслите на этим - чувствуется гордыня в Ваших словах. К чему хотеть стать в числе первых?
Спаси Вас Господь!