как-то попалась мне интересная темка на форуме Оптиной.
Думаю многим интересно будет обсудить. Хотя итак понятно, человек связующее звено между небом и землей, по мере того как человек приближается к Богу — приближается весь тварный мир к Нему.
Бытие 1:30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
Еще:
Апостол Павел говорит: "...Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего её - в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно станет и мучится до ныне, и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" - это в послании Римлянам 8, 19 - 23.
Иоанн Златоуст в толковании на эти слова апостола Павла, а конкретно на - "сама тварь освобождена будет...", говорит: "Что значит сама? Не ты один (человек), но и то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувств - и то будет с тобою участвовать в благах. "Освобождена будет, - говорит апостол, - от рабства тлению", то есть не будет уже тленною, но делается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь соделалась тленною, когда твоё тело стало тленным, так и тогда, когда тело твоё будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему".
А вот, что говорит св.
Симеон Новый Богослов: "Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели больше повиноваться ему, преступнику. Но Бог сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей, не дал им тот час устремиться против человека и повелел, что бы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана, с тем, что бы, когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, - и вся тварь, подчинённая Богом человеку в работы ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и духовною".
И вот ещё преподобный
Иустин Сербский в своём учебнике - "Догматика Православной Церкви" пишет: "Богочеловеческая истина о преображении природы непристанно живёт в Богочеловеческом теле Православной Церкви Христовой и будет жить вовеки... Воскресение мертвых будет концом смерти не только для людей, но и для видимой природы, которая подверглась смерти и тлению по грехолюбивой воле своего надменного господина - человека... Восстановлением человека в изначальном состоянии, Господь и природу вернёт в её изночальное безгрешное состояние. Тогда не только христолюбивые люди древнею добротою возобразятся, но и вся природа..."
Протоиерей
Константин Пархоменко, вот его сайт в Азбуке Веры -
http://azbyka.ru/parkhomenko/, пишет - "То, что живое творение каким то образом войдёт в вечность, приобщится грядущим благам вечного и блаженного бытия истинная вера Православной Церкви. Но как это будет мы не знаем."
Ответ одного батюшки:Человек венец творения Бога. И каждый из нас имеет бессмертную душу. Только человек сотворен по образу и подобию Бога. Животные имеют другое устроение. "Личной" души у них нет. Но есть "общая душа". Если животное преданно служило человеку (умный, верный пес), то после смерти его "душа" соединится с "общей душой"(обогатит ее). А "душа" собаки "пустолайки" вряд ли соединится с "обшей собачьей душой". Животные не могут страдать за грехи своих хозяев. Они (собаки, кошки) по своей природе видят духовный мир (ангелов, бесов). И страдают от т... [...]
Ответ протоиерея
Дмитрия Савельева:
Если Вы надеетесь на вечную жизнь в Царстве небесном любимого кота или собаки, то должен Вас огорчить. Вечную жизнь наследуют только существа словесные. В идеальном мире могут существовать только идеальные существа, носители смыслов и идей. В животных и растениях сотворенная Богом искорка жизни загорается и гаснет, чтобы вновь возникнуть и зажечься в новых телах. В животном и растительном мире происходит простой круговорот жизни самой в себе, а не процесс самоопределения, богопознания, обожения или отречения от Бога, как у людей. С другой стороны, известны случаи восприятия животными, воспитанными людьми, человеческих чувств, качеств а порой и довольно многих слов. Я имею в виду удивительные примеры, верности, преданности, самопожертвования, заботы домашних животных о своих хозяевах. Следует отметить, что по природе животному это не присуще. Но животное может быть частично очеловечено также, как человек может быть обожен. Что ждет после смерти души таких существ, преодолевших рамки своей животной природы, ведомо одному Господу. Человеческие суждения здесь носят только гипотетический характер.