Исихазм

Автор Тема: О тщеславии и гордыне — почему они самые страшные.  (Прочитано 14184 раз)

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Если понять природу приходящего от них разрушения, то проще победить этих врагов.

Первая и главная Заповедь — возлюбить Бога всем сердцем... вторая равная ей — ближнего.
Ну и как сказал Господь: Да будут они в нас едины, как и Мы едины есть.

Первый враг — тщеславие, разрывает связь с Богом, потому что человек начинает искать славы человеческой (а не Божественной) и теряет союз с Богом, а без этого союза ближнего никак не возлюбить (ибо Бог подает Любовь и свет жизни)

Второй — гордыня, этот враг заставляет возвышатсья и удаляться таким образом от людей. В итоге мы получаем то, что человек оторван и от Бога и от людей. А что будет если член тела оторвать от тела? Конечно он погибает.

а) Деятельные практики, как милостыня — больше укрепляют связь с людьми,
б) созерцание — связь с Богом.
в) а аскетика помогает разорвать связь со грехом.

На этих всех этих соединениях и разделениях зиждется вся жизнь подвижника.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Мне понравилась общая форма размышления, выстроенность смысла - сначала зачин, затем отсылка к заповеди, потом изложение своего понимания страстей, с описаниями путей их преодоления и, наконец, итог. Получается законченное размышление, где в наличии круговое движение - конец, связан с началом.

Чувствуется опыт длительного общения с аскетической литературой, со всякими "сотницами". И присутствует какой-то ритм высказывания, речевая размеренность, слова удобно внутренне произносятся и потому обретают значительность, весомость в умном пространстве.

Я бы добавила лишний абзац:

Цитировать
Первый враг — тщеславие, разрывает связь с Богом, потому что человек начинает искать славы человеческой (а не Божественной) и теряет союз с Богом, а без этого союза ближнего никак не возлюбить (ибо Бог подает Любовь и свет жизни)

Второй — гордыня, этот враг заставляет возвышаться и удаляться таким образом от людей.

В итоге мы получаем то, что человек оторван и от Бога и от людей. А что будет если член тела оторвать от тела? Конечно он погибает.

Третье предложение - оно ведь итоговое, его лучше разлепить от второго пункта.



***

Если говорить о содержании, я тоже размышляла об этих страстях - больше о тщеславии, чем о гордыне.

Что такое "искать славы от людей". За собой как-то не замечала стремления к получению внешнего прославления. Думала, что же это может быть конкретно в моей жизни?.. В определенный момент увидела, что это может быть любое поведение, которое ориентировано на внешнее восприятие, имеет своим мотивом как-то закамуфлировать собственные промахи, даже если эти промахи самые невинные.

Я часто в супермаркетах забываю, где оставила на время тележку (пока хожу налегке по рядам с товарами). И вот, в поисках тележки мне почему-то не хочется обнаруживать перед людьми свое "состояние поиска". Хожу, делая вид, что рассматриваю товары, а сама краем глаза ищу забытое. В общем, имитация, рассчитанная на то, чтобы избежать конфузного вида. Глупо, конечно.

Такое поведение бывает с плохими последствиями. Моя 90-летняя тетя недавно оперировала катаракту. Так вот, она рассказала, что в юности был эпизод, когда какой-то хулиган, проходя мимо, бросил ей горсть песку в глаза, а она, вместо того, чтобы смахнуть мусор с глаза, сделала вид, что ей все нипочем, терпела неприятные ощущения.  Она сдержала естественное полезное поведение ради того, чтобы произвести впечатление неуязвимости на пакостника. Со временем этот глаз постепенно стал терять зрение и покрылся пленкой, потребовалась операция.

А насчет гордыни с вами, snusmr, согласна - ее основа в движении превозношения относительно другого.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Есть мягкий вариант продолжения этого разговора, по типу: кукушка хвалит петуха, потому что они птицы. Мне не интересно говорить на птичьем языке устоявшихся мемов.

Есть жесткий вариант продолжения разговора. В этом случае, как показывает опыт, произойдет взрыв обид, поскольку будут реально задеты тщеславие и гордость.

Уже задеты. А оно нужно?

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Elena
Цитировать
Третье предложение - оно ведь итоговое, его лучше разлепить от второго пункта.
Это ведь не трактат (пока) :) Можно и так Елена.
Все, что нас окружает влияет на нас, что видно из написанного, возможно и сотницы повлияли. Однако, видимо, эта мысль следствие посещения святого места. На следующий день рано утром пришла вот такая законченная мысль.

Цитировать
Если говорить о содержании, я тоже размышляла об этих страстях - больше о тщеславии, чем о гордыне.
Тщеславие подстерегает человека везде где есть люди и даже там, где их нет.
Я за собой тщеславие замечаю на каждом шагу, хотя часто избегаю людей. Думаю то, что вы пишете не связано с отсутствием тщеславия. А сам факт, что вы пишете об этом говорит о скрытом тщеславии. Но если у вас нет ни того не другого — пора с вас рисовать икону. :-D

Александр, будьте собой, режьте всю правду матку.  :roll:


 

Oxygen

  • Сообщений: 2061
    • Просмотр профиля

Есть мягкий вариант продолжения этого разговора, по типу: кукушка хвалит петуха, потому что они птицы. Мне не интересно говорить на птичьем языке устоявшихся мемов.

Есть жесткий вариант продолжения разговора. В этом случае, как показывает опыт, произойдет взрыв обид, поскольку будут реально задеты тщеславие и гордость.

Уже задеты. А оно нужно?

Значит, есть чему взрываться. Но какой смысл в контакте вообще, если за пазухой камни. Любоваться гладью росписи? Казалось, приходя на этот форум, мы должны готовы быть   "задетыми". Начиная УД, мы подписываемся и на это. Разве нет...
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Колхозник

  • Сообщений: 3111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Александр, будьте собой, режьте всю правду матку.  :roll:

  ))

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Если понять природу приходящего от них разрушения, то проще победить этих врагов.

Первая и главная Заповедь — возлюбить Бога всем сердцем... вторая равная ей — ближнего.
Ну и как сказал Господь: Да будут они в нас едины, как и Мы едины есть.

Первый враг — тщеславие, разрывает связь с Богом, потому что человек начинает искать славы человеческой (а не Божественной) и теряет союз с Богом, а без этого союза ближнего никак не возлюбить (ибо Бог подает Любовь и свет жизни)

Второй — гордыня, этот враг заставляет возвышатсья и удаляться таким образом от людей. В итоге мы получаем то, что человек оторван и от Бога и от людей. А что будет если член тела оторвать от тела? Конечно он погибает.

а) Деятельные практики, как милостыня — больше укрепляют связь с людьми,
б) созерцание — связь с Богом.
в) а аскетика помогает разорвать связь со грехом.

На этих всех этих соединениях и разделениях зиждется вся жизнь подвижника.

Тщеславие было и у сатаны,Люцифера... - пустая-тщетная слава...Но это ведь все происходит от того, что тварь забывает, что все что она имеет не принадлежит ей,даже если это дар. Славить Бог не запретил друг друга,восхвалять себя - по сути нечем.Хваление должны быть направлены только Богу, и возможно тварям Его,но тварь не должна из за этого превозноситься,то есть гордиться собой. Хотя чувство гордости несет силу для возвышения,для стремления и желания быть лучше,но не лучше других,именно тут и происходит отделение себя от остальных, а значит и от Бога.
Храни вас Бог!

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Я за собой тщеславие замечаю на каждом шагу, хотя часто избегаю людей. Думаю то, что вы пишете не связано с отсутствием тщеславия. А сам факт, что вы пишете об этом говорит о скрытом тщеславии. Но если у вас нет ни того не другого — пора с вас рисовать икону.

Я раскрыла свое понимание тщеславия. Это проживание в мире, вылепленном чужими глазами и оценками. Потеря себя. Себя часто на этом ловлю.

Бывает тщеславие, которое реализуется желанием получения почестей от людей, а бывает - желанием сокрытия своего истинного неказистого состояния.

Гордыня может реализовываться как в раздувании собственной значимости, так и в заниженной самооценке.



Казалось, приходя на этот форум, мы должны готовы быть   "задетыми". Начиная УД, мы подписываемся и на это. Разве нет...

Я - нет, не подписывалась.    :-)   По факту от внешнего удара все равно не уклониться, зато можно (и нужно) уклоняться от желания самому осознанно задеть собеседника. 

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Тщеславие как рычаг манипуляции (простой рецепт).


Предложить  пару возможностей. Одну -  в заведомо неприглядном свете,  другую - как образец доблести (в том виде, как доблесть понимается присутствующим большинством). Плюс эмоциональная подначка, поддержанная окружением. И можно считать, что дело в шляпе - царский срединный путь теряется из виду (ум попадает в ловко состроенную ловушку противопоставлений).   

P.S. Испытуемому можно, конечно, и вступить в предложенную искусителем игру. Только бы его выбор был итогом реального вИдения ситуации, а не поимкой на крючок тщеславия.

« Последнее редактирование: 30 Январь 2017, 05:17:36 от Elena »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Мнение о том, что тщеславие разрывает связь с Богом, а гордость - с человеками, выглядит натянутым. Да и святые больше говорили о том, что человека отдаляет от Бога гордость.

Вообще, тщеславие весьма привязано к гордости - это "сладкая парочка", которую не так уж и сложно отследить на внешнем уровне жизни отдельного человека. И оба этих греха отдаляют человека от Бога и выстраивают испорченные связи между людьми.

Чуть углубляемся (входим в душевный план) и видим относительно условное распределение: тщеславие больше тяготеет к околосердечной страсти, гордость - болезнь ума.

Углубляемся еще больше. И выясняем, что эти грехи имеет свои жилища в родовых и общественных (корпоративных) гнездах, которые неции принимают за божии поселения.

Идем дальше. Тщеславие - как отдельный грех - умаляется, сливаясь с гордостью. Гордость утончается - и утончается так, перебираясь на духовный уровень, что "простым смертным" уже не усматривается. И называть этот грех гордостью было бы слишком грубым для него. Он уже вне области воображения и вербализации. Как и смирение, которое его аннулирует, совсем не то смирение, которое принято к продвижению во внешнем мире.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Идем дальше. Тщеславие - как отдельный грех - умаляется, сливаясь с гордостью. Гордость утончается - и утончается так, перебираясь на духовный уровень, что "простым смертным" уже не усматривается. И называть этот грех гордостью было бы слишком грубым для него. Он уже вне области воображения и вербализации. Как и смирение, которое его аннулирует, совсем не то смирение, которое принято к продвижению во внешнем мире.
Опытная формулировка (такая, как эта) может помочь нащупать то, что "вне области вербализации". Как правило, вокруг самого тонкого, всегда быстро нарастает некий более грубый слой гордыни. Который, однако, можно скостить отчасти добродетелью самоукорения, если только иметь в ней очень длительную и правильную тренировку. Что, кстати, диво - и слава Богу. О ней много пишет авва Дорофей. Либо опытный духовный деятель, ощущающий движения этой страсти, может грамотно и тонко (чтобы тонко и подействовало, разумеется из молитвенного состояния, что далеко не всегда получается), "причинить напраслину", так что она срежет эту корочку. Конечно, это больно обычно, но продавливая её, результат потом очевиден. Поэтому ценность таковых "отцов" невыразима. Разумеется, все человеческое довершает благодать, но оттого так и полезна добродетель самоукорения, не самонадеянная нигде (что чрезвычайно тяжело), дающая  место Духу для довершения (лучше сказать, просто дающая Ему разжижать гордость). Ну а там, где уму уже становится не за что зацепиться, остается ждать повышения чувствительности и посещения свыше. Универсально лишь созерцание, само собой меняющее суть (ядро) человека, вместе с центральной гордыней (самой тонкой), но трогающее более грубые слои только при большой интенсивности (как например у Моисея на Синае). Повторю слова Софрония Сахарова - от созерцания ум становится сам как созерцаемое, то есть Христос, кроткий и смиренный. Но тольк в сердцевине. Этим тоже можно разгордеться. Потому мы видим примеры чудотворцев, от самомнения (более грубых слоев) впадавших в грех, либо промыслительно просто мучавшихся от демонов (как Павел или Силуан). По моему личному опыту, гордость имеет дьявольский черный как смола оттенок. Горд каждый человек, как скала, но все имеют совершенно и поразительно разную осознанность этой болезни. Очищение меняет тварные потоки и ветры благодати в системе, отчего многие страсти и другие всяческие пробки рассасываются сами либо с шумом и болью вылетают. Так что смирение не залог покоя, как принято считать - залог быстрого очищения, которое обычно адски мучительно. С гордостью возможно бороться только на всем широком фронте - если она прорывает какой-то отрезок, скоро падает вся линия.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Александр
Гордость — это возвышение и одновременно удаление, но если первое (тщеславие) привязывает к людям, то второе (гордость) удаляет от них... и одновременно от Бога (пример — дьявол был именно горд).
Но тщеславие часто заставляет делать добрые дела, от которых другим может быть польза, но не тщеславному. Тщеславие может подталкивать к внешне доброму. Распознать тщеславного сложнее, чем гордого. Тщеславие не настраивает людей против тщеславного, оно иногда дает социальные блага.
Гордый — это следующая ступень болезни, где поражен ум настолько, что это видно в его словах, в его делах, в его поведение, в его взгляде. И тогда человек разрывает даже и связь с людьми. поэтому, мнится мне что сначала приходит тщеславие с отрывом от Бога, а после гордость, которая отревает уже и от людей и от Бога (он становится еще дальше от Него).
Кассиан Римлянин так и располагает: сначала тщеславие, затем гордость. то есть гордость самый страшный враг, но приходит она после тщеславия. Хотя может быть тщеславие до этого и незаметно.

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Вообще в традиции считается что именно гордость является источником всех пороков. Наверно это из-за идеи что сатана, отец пороков из-за гордости отпал от Бога. Мне кажется гордость не является именно истоком греховности человека, она является проявлением общей греховности человеческой природы. Другие проявления как блуд, корысть, стремление к кайфу не зависят от гордыни.

Ждал появления Элма в этой ветке, и не ошибся. О гордости и самости Элм пишет из глубинных переживаний, стоит вчитываться.

snusmr

  • Сообщений: 912
    • Просмотр профиля

Мне кажется гордость не является именно истоком греховности человека, она является проявлением общей греховности человеческой природы.

Самое интересное что острожская Библия также думает ,а вот следующий перевод Библии говорит об обратном: Гордость - начало всех пороков. Надо поискать, вместе с греческим оригиналом. Спасибо за ценное напоминание.

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

Пришла такая мысль, что в отличии от всех других страстей, гордыня не страсть, а сам дьявол. Эта мысль отталкивается от вездесущности Бога ощущаемое нами как: "Бог - есть любовь". Имеет ли дьявол в своем арсенале это самое: "Дьявол есть... кто?", ответ:  "Дьявол есть гордыня", гордыня - дьявол, как источник гордости, которая как и любовь претендует быть везде и во всем, гордость это соль инфернального мира, которой дьявол обильно по свински осаливает все и вся. Гордость - это не просто страсть - это страсть любой другой страсти, это сам дьявол, желающий быть везде и во всем. Там где гордость там и дьявол. Гордость способна питать любые другие страсти, она универсальна. Почему так? Не потому ли, что гордость это и есть дьявол, собственной персоной. Если так взглянуть на гордость, то и тактика борьбы с ней должна быть совершенно другой, чем по отношению к любым другим страстям.

Господь называет дьявола отцом лжи. Какова самая главная ложь дьявола? Он сам, претендующий на место бога. Когда он обещает - "будите как боги", то подразумевает никого иного как себя под тем богом, который сделает богами людей даруя каждому себя, то есть гордыню источающую гордость.

Тщеславию же в отличии от гордости требуются зрители, почитатели, аплодисменты, ну или хотя бы толика внимания сторонних наблюдателей. Гордость нарцистична, автономна и самодостаточна по отношению к себе самой - божественна, так она себя считает, ну не она сама, а дьявол, который и есть она.
« Последнее редактирование: 30 Январь 2017, 14:43:49 от Svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.