Мне понравилась общая форма размышления, выстроенность смысла - сначала зачин, затем отсылка к заповеди, потом изложение своего понимания страстей, с описаниями путей их преодоления и, наконец, итог. Получается законченное размышление, где в наличии круговое движение - конец, связан с началом.
Чувствуется опыт длительного общения с аскетической литературой, со всякими "сотницами". И присутствует какой-то ритм высказывания, речевая размеренность, слова удобно внутренне произносятся и потому обретают значительность, весомость в умном пространстве.
Я бы добавила лишний абзац:
Первый враг — тщеславие, разрывает связь с Богом, потому что человек начинает искать славы человеческой (а не Божественной) и теряет союз с Богом, а без этого союза ближнего никак не возлюбить (ибо Бог подает Любовь и свет жизни)
Второй — гордыня, этот враг заставляет возвышаться и удаляться таким образом от людей.
В итоге мы получаем то, что человек оторван и от Бога и от людей. А что будет если член тела оторвать от тела? Конечно он погибает.
Третье предложение - оно ведь итоговое, его лучше разлепить от второго пункта.
***
Если говорить о содержании, я тоже размышляла об этих страстях - больше о тщеславии, чем о гордыне.
Что такое "искать славы от людей". За собой как-то не замечала стремления к получению внешнего прославления. Думала, что же это может быть конкретно в моей жизни?.. В определенный момент увидела, что это может быть любое поведение, которое ориентировано на внешнее восприятие, имеет своим мотивом как-то закамуфлировать собственные промахи, даже если эти промахи самые невинные.
Я часто в супермаркетах забываю, где оставила на время тележку (пока хожу налегке по рядам с товарами). И вот, в поисках тележки мне почему-то не хочется обнаруживать перед людьми свое "состояние поиска". Хожу, делая вид, что рассматриваю товары, а сама краем глаза ищу забытое. В общем, имитация, рассчитанная на то, чтобы избежать конфузного вида. Глупо, конечно.
Такое поведение бывает с плохими последствиями. Моя 90-летняя тетя недавно оперировала катаракту. Так вот, она рассказала, что в юности был эпизод, когда какой-то хулиган, проходя мимо, бросил ей горсть песку в глаза, а она, вместо того, чтобы смахнуть мусор с глаза, сделала вид, что ей все нипочем, терпела неприятные ощущения. Она сдержала естественное полезное поведение ради того, чтобы произвести впечатление неуязвимости на пакостника. Со временем этот глаз постепенно стал терять зрение и покрылся пленкой, потребовалась операция.
А насчет гордыни с вами,
snusmr, согласна - ее основа в движении превозношения относительно другого.