С моей стороны пока только пунктирные замечания...
Насколько понимаю, тема заведена, чтобы вглядеться в содержание упомянутых страстей, понять их суть.
Так вот, у страсти нет и не может быть сути. Страсти не имеют логоса, о них Бог не промышлял. Поэтому размышлять о страсти нужно по принципу - на какой силе души они паразитируют, и каких возможностей лишают.
На форуме ведь часто звучит мысль, что страсти нужно преображать, то есть вскрывать плененное ими доброе начало и высвобождать.
Вот например,
тщеславие. Человек должен быть во славе, это его естество. И это заповедь Божия - иметь славу от людей:
14 Вы есте свет мира: не может град укрытися верху горы стоя:
15 ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть).
16 Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех. Значит слава от людей - это нормально. А что тогда ненормально?
_______________
Плюс ко всему, интересно понять, на какой доброй основе паразитирует гордыня. Можно ли преобразить эту страсть, или по отношению к ней не действует принцип "преображать".
Мне очевидно, что тщеславие - это человеческая страсть (реализующаяся в чувственном), а гордыня - ангельская (духовная). В человеке (обычном, плотском, душевном) гордыня всегда будет лишь обертоном общего звучания. И только тот, кто довел ум до демонского состояния, может явить гордыню в полноте.
Гордыня - максимализм выбора "все или ничего". И поскольку первое невозможно, рождается абсолютное, замкнутое вечностью движение духовного протеста. Это мгновенное движение возвышения/самоуничтожения, внедрившись в естество человека проступком праотцев, оплотневает и получает поле жизнедеятельности. В человеке это в полноте реализоваться не может, не может и быть полностью преодолено.
Конечным итогом гордыни вижу саморазрушительную волю к небытию, захватывающую все что можно по пути.
Не-бытие в мире, живущем по-Божьи, порождает альтернативную реальность - вымороченную прелестную реальность обмана. Смирение - это пребывание в истинной реальности. Второе упраздняет первое.
если верить Писанию, то сатана вполне может предстоять перед Богом!?
Насколько помню, говорят что сатана не стерпел, что ему нужно было служить ангелом Адаму. Макарий-Симеон говорит, что он все равно стал ангелом Адаму, только тем "спаринг-партнером", который в единоборстве выковывает его добродетель, сам желая его побороть (это в чем-то перекликается с иудейским представлением).
В истории Иова происки сатаны служили делу возрастания праведника и привели того к опыту пророческого Богообщения. То есть, противник сделал положительное дело. Божий промысел учитывает как человеческую, так и ангельскую волю. Может поэтому рассказ упоминает факт личного предстояния (предузнание Богом ангельской воли, выраженное в мифологической форме).
Помню, при мне кто-то спросил - можно ли спасти собственного ангела-провокатора (который постоянно ошую нашептывает вредное). И в ответ прозвучала шутка, что если все происки сатаны служат делу возрастания подвижника, то, наверно, шанс есть.