еще я могу разложить в пух и прах восточную систему перерождения. Если надо пошатнуть вашу картину мира — обращайтесь
У меня вообще
нет определения души. На мой взгляд, такого определения и быть не может. Есть рабочий аппарат, чтобы рассматривать силы и свойства человеческого естества. Он меняется в зависимости от цели всматривания.
Для меня очевидно, что картина, воссозданная в Быт 2, очень отличается от того, как описывает человека Иоанн Дамаскин в ТИПВ. Последний берет из античности идею автономного существования души, приходящей с неба, уходящей куда-то в аид, иногда способной менять тела, и т.д.
Для меня нет никакой проблемы согласовать идею перевоплощения с христианской точкой зрения. Это просто разная антропология. Каждое из воплощений "путешествующей из тела в тело" души, с точки зрения христианства, - это отдельный человек, который может спастись и сподобиться Царства.
Я допускаю, что душа, как и тело после смерти распадается на какие-то первоэлементы, или наоборот, вливается в какой-то общий душевный поток. То, что делает человека человеком - не душевной природы. Это ум (способность души, вдунутая сверху) т.е. самовластное сознание, имеющее точку сбора "я". "Я" у нас от Бога, через память весь опыт жизнепроживания собирается, осмысляется как личный.
Спасается, на мой взгляд, именно "память". "Сотвори ему вечную память". Бог нас помнит, даже если мы себя забыли (как больные альцгеймером). В итоге весть наш душевно-духовный опыт восстанавливается на новом нетленном носителе - в Боге.
У отцов есть образ печати. Он раскрывает идею взаимодействия двух разных природ без их смешения. Бог творит отпечаток на глине нашей души, мы тем самым отпечатлеваем неповторимый узор нашей глины на божественном. Сохраняется именно
узор печати.
На мой взгляд, человеческое естество описано в первых двух главах Бытия (сотворение мира). Где там впервые говорится о душе? Душа творится Богом на этапе животного мира. Это животная душа. Она творится "из ничего" (используется особый глагол "бара"). А для изготовления человека (там другое по значению слово, аналогичное "лепке из глины") используется уже готовый материал (прах земной=животная душа ), которой добавляется еще некое свойство (дыхание Божьей жизни, причастность вечности).
С этим перекликаются догадки одного собеседника из ЖЖ.
Вопрос:
Так что Вы считаете, что есть две души смертная и безсмертная - животная (очевидно в крови) и человеческая?
---------------
Ответ:
нет.
я считаю, что первая душа в какой-то момент совершает качественный скачок в своем развитии, приобретая квази-субстанциональность (т.е. относительную независимость своего существования от существования одушевляемого ею организма). Буддисты тоже едины, но они идут каким-то другим путем. Говорят в конце времен они соединятся с нами, по тому что я знаю. что это за конец времен, когда он...
Буддисты, насколько представляю, пытаются проникнуть в рай мимо охраняющего рай херувима с мечом (попытка "родиться обратно"). Это возможно только очищенному сознанию, для которого херувимский меч не страшен.
Они в своем осмыслении мира, умудрились не съесть плод с древа познания добра и зла. У них сама оценочная основа иная: вместа "добра и зла" - "полезное и не полезное".
Душа у нас одна на всех
Ориген. Гомилии на 7 -ю книгу Царств1.
Посмотри, не относится ли то, что говорится об этом человеке, к похвале праведного: Был один человек. Мы, которые до сих пор грешники, не можем стяжать это славное имя, так как каждый из нас не один, но у нас много [лиц]. Ибо приглядись к лицу кого-нибудь то разгневанного, то печального, немного позже вновь радующегося, и вновь возмущенного, и снова спокойного, в одно время советующегося о божественных вещах и делах вечной жизни, а немного позже стремящегося к корыстолюбию или мирской славе. Ты видишь, таким образом тот, кого считают одним, не один, но в нем оказывается столько лиц, сколько и нравов. <...> А о праведных говорится «один» не только о каждом в отдельности, но и все соответственно называются «одним». Да и почему не называть «одним» всех, чьи сердце и душа изображаются как одно целое? Они все размышляют всегда одним умом, одно понимают, одно чувствуют, одного Бога почитают, в одного Господа Иисуса Христа веруют, одним Святым Духом преисполняются.
Поэтому справедливо они все, а не только один, называются «одним», как и апостол указал, говоря: Бегут все, но один получает награду (1 Кор 9:24).