Божественные энергии(силы) и их подделка
Сердце молящегося очищается постепенно. Опыт различения приходит не сразу. Даже в самом начале пути могут возникнуть приятные и светлые ощущения. Само появление таких признаков не является прелестным состоянием. Эти ощущения могут быть психоматическими явлениями. К прелестному состоянию приводят не сами ощущения, а принятие их за действие Бога.
Определить опыт не божественного происхождения можно по тайному превозношению над другими, чувствованиям себя и своего опыта особенным, признанием себя избранником Божьим. И в то же время, внутренний дискомфорт, угрызение совести, неутихающее сомнение.
Опыт Божественной благодати переживается миром, тихой радостью, смирением перед всем творением, укреплением веры и надежды.
Cмирение
Смирение является главным признаком переживания Благодати. "Диавол способен вызвать в человеке почти любой помысел, ощущение или чувство, даже своего рода подобие любви, единственное на что он не способен – это на истинное смирение."
Смирение нужно отличать от тайной гордости, которая рядится под смирение. Истинное смирение не является достоянием самого человека. Оно подается Благодатью. Присутствие Благодати приносит плод - любовь к врагам
Утончение духовной брани
В процессе пути, духовная брань претерпевает изменения. Помыслы и действия недружественных сил становятся утонченнее. Самое сложное на этом этапе не сбежать, испугавшись трудностей и неожиданных ощущений.
Самый распространенный вид прелести - нерожденность от Духа. Господь обличает не магов, бесноватых или больных. От магов принимает дары, бесноватых и больных исцеляет, с грешниками и блудницами ест и пьет. Господь обличает законников и фарисеев, не имеющих Духа и живущих по букве закона.
Для практикующих умное делание возникает практический вопрос, как отличить Благодать от психо-соматических, психиатрических или бесовских явлений
"Некоторые, не знакомые опытно с умным деланием и мнящие о себе, что имеют дар рассуждения, оправдывают себя, или, лучше сказать, отклоняют от обучения сему священному деланию тремя предлогами или изветами: во-первых, отсылая это делание к святым и бесстрастным мужам, думая, что оно принадлежит им, а не и страстным; во-вторых, представляя совершенное оскудение наставников и учителей такому жительству и пути; в-третьих – последующую этому деланию прелесть. Из этих предлогов, или изветов, первый – непотребен и несправедлив, потому что первая степень преуспеяния новоначальных монахов состоит в умалении страстей трезвением ума и блюдением сердца, то есть, умною молитвою, подобающею деятельным. Второй – безрассуден и неоснователен, потому что за недостатком наставника и учителя Писание – нам учитель. Третий заключает в себе самообольщение: приводящие его, читая писания о прелести, этим же писанием запинают себя, криво объясняя его. Вместо того, чтоб из писания познавать прелесть и предостережение от нее, они превращают это писание, и представляют его в основание к уклонению от умного делания. Если же ты страшишься этого делания и обучения ему от одного благоговения и простоты сердца, то и я, на этом основании, страшусь, а не на основании пустых басен, по которым волка бояться, так в лес не ходить. И Бога должно бояться, но не убегать и не удаляться от Него по причине этого страха" старец Василий.
Не видения, не голоса, не ощущения сами по себе прелестью не являются. Тонкое чувственное видение становится прелестью, когда молящийся принимает его за истину. Опыт различения приходит в процессе практики. Невозможно научиться плавать, если не войдешь в воду.
Как не бояться впасть в прелесть?
Перестать бояться впасть в прелесть, осознав, что внешний человек находится в прелести постоянно. Имеющий дерзновение идти за Господом до конца, перестает боятся.
(по мотивам форума)