Итак, Тема грехов и расплаты за них.
В целом, все, что он сказал, правильно и ни с чем тут не поспоришь. Особенно понравилось место, что большим грешникам место в аду забронировано и их там ждут с большим нетерпением. Все остальное тоже изложено доступно и доходчиво. Ко всему сказанному хочу добавить собственные наблюдения. Заранее извиняюсь за свое косноязычие …
Покаяние не избавляет грешников от грехов в полной мере. Оно действует, действует очень сильно, но есть здесь своя специфика. Хотя официальное православие отрицает существование кармы (закона причины и следствия), все-таки какой-то подобный механизм существует. Все грехи должны быть искуплены, все счета должны быть оплачены. И есть в божественной бухгалтерии книги бухгалтерские, где все учтено, зафиксировано и подсчитано. И книги эти хранятся вечно. И их ни выкрасть, ни сжечь и цифры в них не подправить. В бухгалтерии этой все ведется по-честному, потому что все законы божьи точны и справедливы. Поэтому как бы вы не старались, по своим счетам придется заплатить. А покаяние (искреннее !!!) дает грешникам присутствие Бога. Это очень слабое едва уловимое ощущение зависимости от Него, Его присутствия, Его помощи и поддержки. Лично у меня лет 5 назад такого ощущения не было и весь мир вокруг выглядел в черном цвете, как будто смотришь на все через закопченое стекло. Сейчас Покаяние сработало и принесло первые слабые результаты – Он рядом и помогает. Пусть в малом, пусть в несущественном, но помогает.
Попробую привести аналогию (немного упрощенная, но суть отражает).
Делаю с ребенком уроки. Задание большое и сложное для ее уровня, надо думать и трудиться. Она это чувствует и напрягаться не хочет абсолютно: капризничает, вертится на стуле, отвлекается по любому поводу, играет с кошкой. Все это терплю и делаем совместно процентов 20 задания. В один момент мне это надоедает, говорю «Все, дальше делаешь сама» и ухожу в другую комнату. Всхлипывания, слезы, прибегает, «Прости», убегает, снова прибегает … и так минут 10 … слезы еще больше, еще жду, наконец возвращаюсь, «Дальше ты все делаешь сама, я только буду сидеть рядом с тобой», подумала «Не так уж и плохо» и взялась за работу. Пыхтела два часа, но сделала.
Для этого аспекта мне показалось особенно полезным/практическим/проясняющим пояснение в письме прп Иосифа Исихаста:
"Пишешь, что, может быть, не прощено твое согрешение. Отцы думают иначе. При каждом согрешении, совершенном человеком, грех прощается, когда он покается, а воображение остается до последнего издыхания.
И когда человек слегка задремлет, когда немного вознерадит, оно представляет ему согрешение во время бодрствования или во сне, чтобы осквернить его помысл, чтобы сделать его ответственным за старый грех или хотя бы заставить его ум парить.
Разве ты не видишь пророка Давида, когда Нафан обличает его за Вирсавию? Он возглашает: «Согреших ко Господу!». И пророк ему говорит: «И Господь отъя согрешение твое» (2 Цар. 12:13). Итак, он был прощен сразу, однако до конца дней был наказуем.
Вначале умер младенец, которого родила Вирсавия. Затем согрешил его сын против его дочери Фамари. Потом за ним гнался его сын Авессалом… И все это он потерпел после прощения. Ты видишь, что, хотя грех и прощается, остается епитимья, соответствующая падению.
Разве ты не видишь святую Феодору Александрийскую, которая жила, как монах? Она согрешила, бежала, покаялась, стала святой. И, однако, за прелюбодеяние не понесла епитимьи. Когда она была оклеветана и изгнана, воспитала чужое дитя, только она одна знала, из‑за чего на нее возводится клевета.
А великий Ефрем? Разве его не посадили в тюрьму за то, что он якобы украл теленка, хотя он был святой? «Да, – сказал ему Господь, – сейчас ты не украл, но, когда был ребенком, не развязал ли ты его и он достался хищнику?»
Итак, хотя человек и получает прощение за свой грех, однако остается воображение согрешения и его действие.
И поскольку ты в последнее время вознерадел, Бог попустил, и против тебя восстал искушающий, чтобы ты проснулся. Посему встань и воззови: «Сыне Давидов, хочу прозреть!» И вот рядом Светодавец Иисус, озаряющий тебя светом покаяния и божественного познания.
Итак, не печалюсь, дитя мое, о прошедшем, а радуюсь о будущем. Ибо «меншее от большаго благословляется» (Евр. 7:7) и грех, малый или великий, при истинном покаянии исчезает.
Посему не смотри назад, а простирайся вперед."
https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/izlozhenie-monasheskogo-opyta/1_21