Судя по достаточно жесткому резкому обличающему тону, которым Серафима писала мне в личку ей еще есть много над чем работать.
Игорь! Вы зря это написали, потому что Серафима добрый, глубоковерующий и радушный человек, просто определенные жизненные обстоятельства часто создают определенный негатив, который даже подготовленному мужику трудно преодолеть, а тем более все жизненные проблемы и тяготы семьи и не только своей, на ее слабых женских плечах. Она сыграла две свадьбы в кредит (двух сыновей женила), а теперь еще и внуки на плечах. Вот и разрывается между своим домом, больным мужем, службой и помощью детям (посидеть с малышами - детям как всегда некогда.). А служба в храме каждое утро, плюс Серафима имеет определенный набор болезней, благодаря которым по несколько недель лежит в больнице на грани жизни и смерти и так далее и тому подобное - крест Серафимы очень тяжел. Здесь на форуме "льют слюни" здоровые мужики, а слабая женщина, на хрупких плечах которой такой титанический объем всего свалившегося на протяжении многих лет всего лишь в личку поплакала нескольким форумчанам и ее вообщем то осудили не вникнув в суть проблемы. Я помню когда то и Краевед отличился на этом поприще. Поэтому в будущем пожалуйста форумчане - не осуждайте Серафиму не зная всех ее жизненных реальностей, поверьте - там просто невероятно трудно и больно, лучше пару слов ей напишите и поддержите, за которые она вам всем будет благодарна. Еще раз повторюсь - Серафима добрейшей души человек.
Практика в том как собраться, пройти мимо разных движений к Нему. Как посвятить Ему всю жизнь не на словах, а в радости раскрытия. Как предстояние сделать постоянным. Как прийдя в храм нести Мир Божий и ткать им пространство вокруг. Также и в прочей жизни. Евхаристия тотально, если можно так сказать.
Виктор, а для вас лично (не на примере других) какие вопросы практики актуальны? Как собираете ум во внутрь? Как работаете с его утишением? Как внимание к словам молитвы дополняется чувством? Что в этот момент происходит с телом? Как это все проявляется келейно, а как в общественном богослужении?
С какими трудностями при собирании внимания сталкиваетесь? Как их решаете? Как от количества Иисусовых молитв переходите к качеству? Делаете ли паузу, вслушиваетель ли в тишину между словами молитвы? Что происходит в тишине? Зачем она нужна? Как поддерживаете практику сокрушения сердца. Когда слушаешь не свои домыслы, а Божье и по нему действуешь как внутри, так и во вне. Что для вас посвящение всей жизни Ему? Отличаете ли духовное чувство сокровенного сердца от всех прочих внутренних чувств? Практикуете ли очищение чувств, если да, то как? Есть ли в вашей молитвенной жизни место работы с подсознанием, с очищением родовых и коллективных грехов?Какова роль наблюдателя?
Игорь! Чтобы вам ответить, надо окунуться немножко в прошлое и начать все таки с истоков. К практике Иисусовой молитвы я приступил по самочинию еще в начале 2004 года зимой. Помню, гуляя с собаками (у меня было два немца), я устами произвольно произносил Иисусову молитву. Несколько раз подходил и брал у духовного отца благословение на определенное количество, но в конечном итоге ничего не исполнял, а себя оправдывал, находя определенные обстоятельства, хотя причиной всегда была выпивка. Все это продолжалось до осени, а потом меня свалил грипп и температура под сорок. Вот в таком состоянии решил помолиться Иисусовой молитвой. Вначале просто себе под нос, а потом взял четки и начал "тянуть". На удивление легко- сразу тысяча. На следующий день температура спала до 38 и я взялся вновь за четки. И вновь "протянул", на этот раз уже две тысячи. Позвонил своему батюшке и поведал ему о случившемся и попросил благословение на это количество ежедневное. Батюшка (сам не имел опыта), но благословил, сказав что по выздоровлении сразу же к нему. Через несколько дней по выздоровлении, я пошел к батюшке на собеседование. Он меня внимательно выслушал, вопросами прощупывая с разных сторон и благословил еженедельно приходить к нему с отчетом за прошедшую неделю и благословением на дополнительные сто молитв ( мы к этому количеству пришли с батюшкой опытным путем). В те годы книг особо не было, поэтому "глотал что под руку попадалось". Наиболее мне понравился свт. Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты), который в отличие от остальных делателей (Добротолюбие) более приземленно разжевывал о реальной практике, а статью "О прелести" я фактически выучил наизусть. В то время я не работал (продал небольшой бизнес и решил немножко отдохнуть)и у меня было предостаточно времени, которое я полностью посвятил молитве. Купил себе четки на 100 и молясь по ним, произносил слова Иисусовой молитвы, стараясь не впускать посторонней мысли. Но это не всегда получалось, поэтому с первых шагов молитвенного делания пошло и обучение.Постепенно под руководством батюшки мы подошли к пяти тысячам устных и батюшка благословил меня еженедельно добавлять еще по 100 умом произносимых. Как я это делал? Произносил 90 устных и 10 умом произносимых. Постепенно довели мы с батюшкой до пяти тысяч устами и тысяча умом произносимых. На весь этот объем у меня уходил весь день, начиная с 4 утра и заканчивал я в 10 вечера, поэтому добавлять сверх шести тысяч я уже не мог чисто физически. Батюшка принял решение постепенно убирать устные и заменять их на умом произносимые.Таким вот образом мы дошли до трех тысяч устных и трех тысяч умом произносимых. А дальше я по благословению батюшки оставил устные и начал молиться умом произносимые. Надо добавить то, что все время молитвенного делания я держал внимание не в голове, а над соском левой груди (по свт. Игнатию Брянчанинову). Первое время ум "соскальзывал ниже соска", а возвращал я его накладыванием ладони правой руки под сосок груди. Постепенно внимание установилось и очень редко в течение первого года "соскальзывало. Когда пошла молитва умом произносимая, тогда я впервые сделал для себя открытие "где установился мой ум, там и мысли мои копошатся". И вот здесь началась реальная борьба сатаны против меня, потому что я "влез туда, куда меня никто не приглашал из сил поднебесья". Помыслы обрушились на меня и это было первое время просто невыносимо. Я вновь взялся за четки, потому что не мог произнести даже одного слова молитвы своими силами без вспомогательных средств, потому что меня мои якобы мысли "уносили" с невероятной скоростью. Вот это была реальная борьба, которая продолжалась примерно с год не утихая ни на минуту. Я думал что это никогда не кончится. Постепенно благодатью Божией помыслы начали утихать и пришли в то состояние, при котором от моего внимания зависело быть им, или не быть. Это состояние сохраняется и сегодня, такова Воля Божия чтобы я не расслаблялся. А дальше пошел процесс обучения смирению, потому что вначале было дано много в молитвенном делании. Я на практике познал что такое самодвижная молитва, что такое молитва, когда ты становишься (все твое тело - весь человек) устами молитвы. Часто ночью просыпаясь, "ловил себя" на том, что мое сердце молится, но лишь я это осознавал как молитва сразу же прекращалась. Впервые плач пришел ко мне во время соборования Великого поста 2005 года и является моим спутником все эти годы. Плач - это и есть находящая благодать Божия, поэтому то святые отцы и призывают всех нас: «Господь назвал блаженными плачущих: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.5:4). Таким образом, плач по Боге и происходящие от него слезы заповеданы нам Христом. Слезы - это образ жизни. Если образом жизни можно назвать покаяние и плач, то это относится и к слезам, которые струятся из кающегося и сокрушенного сердца. Преподобный Нил Подвижник учит молиться прежде всего о приобретении слез: "Прежде всего молись о получении слез" (Добр. Т.2. С.208). Точно так же слезы необходимы для того, чтобы могло исполниться любое наше прошение (Преп. Нил Подиижник. Добр. Т.2. С.208). Ценность слез велика. Характерны слова отцов, не понаслышке знакомых с этой реальностью. Слезы - это крещение. "Источник слез после крещения больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими" (Леств.7:6). Слезы - это признак возрожденного человека. По словам аввы Пимена, "плач - это путь, переданный нам Писанием и отцами, говорящими: "Плачьте. Нет иного пути, кроме этого"" (Γεροντικόν. Σ96, ριθ'). Это, как мы сказали чуть выше, образ жизни. Нам невозможно познать себя без слез, ибо если мы осознаем свою греховность (а это является свидетельством пребывания внутри нас божественной благодати), если приобретем дар самопознания и самоосуждения, то сразу же начинаем плакать. Ведь "никто не должен оставить своего мертвеца и идти плакать о чужом" 20. Слезы у человека свидетельствуют о том, что Христос коснулся очей его и он прозрел умственно (Преп. Марк Подвижник. Добр. Т.1. С.521).
С плачем приходит утешение, согласно Христовой заповеди-блаженству. Это утешение "есть прохлаждение болезнующей души... Никита Стифат также учит, что никто не может в меру своих сил достичь уподобления Богу, "если он наперед теплыми слезами не смоет приразившейся к нему тины греховной и не прилепится к исполнению святых заповедей Христовых". Таким образом он отвергает безобразие (Добр. Т.5. С.150) и приобретает способность вкусить славы Божией. Покаяние, плач, сокрушение теснейшим образом связаны с огнем, который рождается в сердце. Покаяние становится ощутимым, когда Святой Дух возжигает огнь в сердце человека. Об этом огне, который загорается в сердце, Господь сказал: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он у же возгорелся!" (Лк.12:49)».
У меня пошли нескончаемым потоком скорби и всевозможные искушения и это не прекращалось в течение многих лет. Совершенно здоровое физически крепкое тело (к этому времени я бросил пить и курить) начало подвергаться болезням. Стал слепнуть, проявилась гипертония, повышенное сердцебиение и так далее. Благо обо всем этом «разжевано у святых отцов», поэтому не так обидно было. И никаких молитвенных результатов (высоких духовных состояний), словно стена передо мной выросла. Спасибо свт. Игнатию Брянчанинову, если бы не его творения, то я точно прекратил бы молиться. Постепенно я начал переосмысливать свое молитвенное делание, осознавать цель Иисусовой молитвы (спасибо батюшке Рафаилу Карелину за это) и наконец наступил тот момент, когда я совершенно отказался от поиска высоких духовных состояний, а сосредоточился только на всецелом покаянии. Именно это и есть правильный молитвенный путь оставленный нам святыми отцами. Любое стремление «в заоблачные дали» приводит лишь в объятия сатанинские, прельщению и погибели (крыша съезжает).
Давайте Игорь я допишу позже, просто у меня сейчас нет к сожалению свободного времени, завтра на работу, поэтому надо поделать кое какие накопившиеся дела по дому.