форум площадка глубокого всестороннего обсуждения конкретных практических вопросов.
Это ты высказал свою мысль Игорь - форум площадка глубокого всестороннего обсуждения конкретных практических вопросов. Поэтому я и предлагаю диалог и первым начинаю.
Игорь, я не первый день на форуме, имею многолетнюю практику Иисусовой молитвы и не могу найти общий язык со старожилами, которые считают себя молитвенниками. Так в чем наше общее расхождение, если мы занимаемся одним и тем же? Я и пытаюсь это выяснить и по своему уразумению(со своей колокольни) стремясь начать со всеми диалог. О своей практике писал неоднократно. Попробую еще раз. Суть очень проста - начало моей Иисусовой молитвы умом произносимой начинается с момента пробуждения сознания. Данная молитва не прекращается фактически не на минуту весь день, со словами Иисусовой молитвы засыпаю. Все эти годы, начиная с мая 2006 года, нахожусь в духовной переписке с архимандритом Рафаилом (Карелиным). Теперь что касаемо практической стороны. Ум много лет назад (еще в 2005 году) выведен из головы и находится над левым соском груди. С первых дней переписки батюшка разъяснил мне очень подробно что данной молитвой ищут в первую очередь покаяние, а не стремятся к высоким духовным состояниям. Теперь давай посмотрим практическую часть. По мере молитвенного делания приходит покаяние. Чем глубже покаяние, тем более возрастает сокрушение. Сердце, проходя через покаяние, сокрушается в буквальном смысле слова. "Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс.50:19). Что такое сердечное сокрушение? Это сердечная боль.В моей переписке с батюшкой Рафаилом описывается эта сердечная боль на протяжении длительного времени и советы батюшки что необходимо делать в данной ситуации. Приведу выдержки из святых отцов: Не чувствующий боли не приносит плода, как говорит Исаак Сирин: "Молитва без боли - как недоношенное дитя перед Богом". Не отступай перед многими трудами из-за их болезненности, чтобы не быть осужденным за свое бесплодие и не услышать: "Возьмите у него талант!" (Мф.25:28). Если эта боль духовного сердца, которую, не испытывая вреда, ощущает и сердце плотское, развивается в соответствии с требованиями православного предания, то она необходима для нашего спасения, поскольку помогает собрать вместе все силы нашей души. Тогда ум с большей легкостью пригвождается к сердцу и обращается на него. Эта боль, в каком-то смысле представляющая собою некую рану, во многих случаях сочетается с рыданием. Тогда человек разрывается от слез, соединенных с рыданиями. Это и называется рыданием. Из творений святых отцов нам хорошо известно, что эта рана, приводящая к спасению, более чувствительна, нежели рана телесная. Человек, переживающий сокрушение сердца, переносит большую боль, нежели получивший телесное увечье.Характерны слова Феофана Затворника об этой ране, причине вышеестественной боли: "Позаботьтесь только при этом не в голове быть вниманием, а в сердце, и будьте там не только во время стоянья на молитве, но и во всякое время. Потрудитесь образовать в сердце будто болячку какую... Труд постоянный скоро сделает это. Тут ничего нет особенного. Это натуральное дело (то, что болячка - болезнование покажется). По свидетельству преподобного Иоанна Синайского, основанному, вероятно, на его собственном опыте, у некоторых эта вышеестественная боль была столь велика, так сильно болело сердце, что уста их чувственным образом извергали кровь: "Видел я в некоторых крайний предел плача: от скорби болезненного и уязвленного сердца они чувственным образом извергали кровь из уст. Видев это, я вспомнил сказавшего: уязвен бых яко трава, и изсше сердце мое (Пс.101:5)" (Леств.7:65).
Игорь! Следствием этой боли является и истечение слез. Господь назвал блаженными плачущих: Блаженны плачущие, ибо они утешатся (Мф.5:4). У меня огромная переписка с архимандритом Рафаилом (Карелиным), в которой все мною здесь описываемое, отражено по дням, месяцам и годам. Давай продолжим и посмотрим что об этом пишут святые отцы: "Ценность слез велика. Характерны слова отцов, не понаслышке знакомых с этой реальностью. Слезы - это крещение. "Источник слез после крещения больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими" (Леств.7:6). Слезы - это признак возрожденного человека. По словам аввы Пимена, "плач - это путь, переданный нам Писанием и отцами, говорящими: "Плачьте. Нет иного пути, кроме этого".
По мере сердечного сокрушения приходит умиление. Согласно преподобному Марку Подвижнику, "есть стертие (сокрушение) сердца правильное и полезное - к умилению его, и есть другое, беспорядочное и вредное, - только к поражению" (Добр. Т.1.С.521). Полезное сокрушение совершается в духе умиления и в молитвенной атмосфере, то есть сердце сокрушенное непрестанно молится Богу.
А теперь Игорь давайте посмотрим что пишут святые отцы о следующем молитвенном этапе которого я пока не имею: "
Покаяние, плач, сокрушение теснейшим образом связаны с огнем, который рождается в сердце. Покаяние становится ощутимым, когда Святой Дух возжигает огнь в сердце человека. Об этом огне, который загорается в сердце, Господь сказал: "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он у же возгорелся!" (Лк.12:49). "Огонек сей есть дело благодати Божией, но не особенной, а общей всем. Он является вследствие известной меры чистоты во всем нравственном строе человека ищущего. Когда затеплится сей огонек или образуется постоянная в сердце теплота, тогда бурление помыслов останавливается. Бывает с душою то же, что с кровоточивою: ...ста ток крове ея (Лк.8:44). В этом состоянии молитва больше или меньше подходит к непрестанной. Посредницею ей служит молитва Иисусова. И это есть предел, до которого может доходить молитва, самим человеком творимая".
Присутствие в сердце благодати обнаруживается и во взыгрании сердца. Это признак здравия сердца. Святитель Григорий Палама, приводя в пример Василия Великого и Афанасия Великого, говорит, что взыграние сердца, когда оно "играет, как бы прыгая от восторга любви к добру", является признаком благодати (Свт. Григорий Палама. Триады... С.59).
Игорь! Надеюсь я все ясно и понятно описал. Моя молитвенная практика опирается на святоотеческое, не расходится с их наставлениями и само собою я пытаюсь найти точно такой же опыт у старожилов - форумчан. Когда я приглашаю к диалогу, а также пытаюсь объяснить что не все мне нравится в том, или ином опыте пользователей форума, то со мной не вступают в ответный диалог, а начинают элементарно "гнобить", или разъясняют что вы Виктор Шипилов еще в начале молитвенного пути и не познали входа в сердечное место. Начинаю искать, просматривая страницы постов и сообщений всех старожилов с первых дней его участия на форуме и или ничего конкретного не нахожу, или нахожу какой то "детский сад". Зато этот "молитвенник дует щеки" и с "высоты своего молитвенного непонятно какого делания" начинает меня "учить жизни". И как в таких условиях вести какой то диалог с пользователями, когда я им "про Фому, а они мне про Ерему". И все время сыпятся обвинения сплошным каким то валом, а сами на диалог общения не выходят, прикрываясь всевозможными формулировками "Не так уж и безобиден. И острой реакции нет, давно тупая - на упертость".