Виктор, я не считаю это ответом на свой вопрос. Меня интересовало именно ваше мнение.
Добрый вечер Елена! Я пока не могу вам дать такой ответ. Мне надо некоторое время, чтобы выложить в нескольких постах мою практику молитвенного делания за эти годы, потому что меня неоднократно в этом упрекали, а после вернемся обязательно к вашему вопросу если вы будете не против.
И еще большая просьба - процитируйте свое письмо с описанием вашего опыта "полетов" и ответ вашего наставника. Интересно ведь, в каких словах изложил он свой совет. Вот за эту цитату я была бы благодарна, ее не найдешь в интернете...
Елена, проблема в том, что много писем у меня скопилось за 11 лет. Хоть они и разложены по годам, но даже на нахождение потребуется время. Поэтому вам придется некоторое время подождать.
Давайте Игорь я допишу позже, просто у меня сейчас нет к сожалению свободного времени, завтра на работу, поэтому надо поделать кое какие накопившиеся дела по дому.
Игорь! Я хотел вам продолжить описание своей практики:Однажды во время Великого поста 2005 года (когда я еще молился словесной устной молитвой), гуляя рано утром с собаками по парку, вдруг неожиданно для самого себя почувствовал и осознал что у меня внутри грудной клетки вместо сердца висит кусок льда. Откуда он там появился и каким образом? Долго над этим не пришлось думать, потому что от этой сосульки во все стороны началось распространение холода. Чтобы понять мое состояние достаточно прижать сосульку к телу и не отнимая ее, походить некоторое время, хотя первое желание, которое возникает в данный момент – как можно быстрее убрать ее от тела. Только вот эта сосулька висит внутри тела и все вокруг нее начинает мерзнуть, а ты до нее никак не можешь добраться и от этого как то совсем не по себе. Я реально перепугался, потому что внутри меня все замерзло, а сделать я ничего не мог. Вот так просто и доходчиво Господь показал на сколько холодно и безсчувственно наше сердце, и в чьей оно находится власти. Когда я все это осмыслил, холод исчез внутри меня и все восстановилось.
Этот Великий пост для меня был запоминающимся. Во вторую неделю поста во время соборования почувствовал, что как то странно я «поплыл». Дождавшись окончания службы грохнулся на стул и продолжил «плавание». Спросил у батюшки Александра что со мной происходит? Он только улыбнулся. Придя домой и с трудом добравшись до икон, встал на колени и заплакал. Слезы лились густые и крупные, падали на пол разлетаясь в разные стороны и шли из самого сердца. Когда они прекратились, то у меня от боли голова просто раскалывалась, а все тело ныло. А на шестой неделе поста придя точно также после службы домой прилег отдохнуть. То ли спал, то ли нет (об этом сне святые отцы пишут как о тонком сне), но вот где то высоко появилась черная точка и начала на меня опускаться увеличиваясь в размерах. Когда достигла меня, то это уже было что то огромное и черное, которое поглотило всего и начало душить. Орал я что есть мочи то ли во сне, то ли наяву не знаю . Но вот миг и нет ее. Я проснулся и не мог понять правда ли это было, или нет.
НЕСКОЛЬКО СТРОК О ПЛАЧЕ ДУХОВНОМ.
Впервые с духовным плачем я познакомился в конце зимы 2002 года, проездом на С Петербург, заехал в мужской монастырь на Валдае. Приехали мы в начале вечерней трапезы. Я подошел к настоятелю монастыря, чтобы получить благословление на несколько часов отдыха водителю. Вместе со мной подошел и иеромонах с послушником для того, чтобы переночевать, ибо они были проездом. Уложив водителя, напросился к иеромонаху на беседу. Грехи я заранее (еще перед поездкой в Питер), переписал в тетрадь с расчетом на то, что повезет где нибудь поисповедоваться на трассе, потому что не пропускал ни одного монастыря по ходу нашего движения (неофит одним словом). Во время нашего разговора мне было предложено поисповедоваться, я с удовольствием согласился и после разрешительной молитвы - начал исповедываться. Но исповедь моя как началась, так и закончилась, потому что я захлебнулся слезами, со мной творилось что то непонятное - я обливался ими. Сколько со мной все это происходило - не знаю. Когда успокоился, батюшка еще со мной поговорил, дал определенные советы и мы расстались. Я разбудил водителя и мы поехали по своему маршруту. По дороге у меня дико разламывалась голова, думал, что до Питера просто не доеду.
Плач стал моей неотъемлемой частью молитвенного делании. Так что такое плач на практике?
Благодаря многолетнему опыту (все это есть в письмах) пришло осмысление и понимание сути плача. Плач духовный не есть воля человеческая и не от наших усилий зависит, а есть находящая благодать Божия, которая находит на сердце и объем ля его со всех сторон (как если мы сожмем в руке своей лимон) и от боли сей начинали истекать слезы. Первые слезы бывают крупные как бусинки четок. После таких слез очень сильно болит голова. Постепенно слезы начинают истекать как два маленьких ручейка. Именно такие слезы приносят утешение, умиротворение внутреннюю и духовную радость. Только познавший на личном опыте плач и утешение Божие, осмысливает слова апостола: « всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». Хотелось добавить то, что плач бывает обильный по несколько часов, а бывает краткий в несколько минут.
По окончании Великого поста 2005 года батюшка благословил искать опытного делателя из монашествующих так как сам данной молитвой не молился. Я написал письмо, в котором по мере своих знаний описал молитвенное делание (батюшка благословил). И стал рассылать по всем монастырям Российским, адреса которых находил в интернете. Писал весь 2005 год и никто мне не ответил. И все это время молился, вставая рано и ложась поздно. Вопросов у меня на тот момент было много, а спросить не у кого. Я столкнулся с такой проблемой, как молитва в городе. Первое время пытался ходить с четками, но они привлекали к себе внимание и пришлось от них отказаться полностью.
Молитва устная и молитва умом произносимая отличаются друг от друга существенно, потому что одно дело обычный словесный вариант молитвы и совершенно иной молитвенный цикл, где ты вторгаешься в «сферу деятельности» сатаны, который «пакостит всем нам» в мыслях наших и делает это очень искусно, вкладывая в нас свои помыслы, которые мы принимаем за свои мысли. Достаточно подойти к любому человеку и сказать ему о том, что он в мыслях своих не одинок, так ведь не поверит никто, да еще около головы пальцем покрутит, посчитав тебя не очень здоровым. А ведь Заповеди Божии нам даны в первую очередь нашей душе, нашим мыслям, чтобы там мы противостояли сатане, отделяя «белое от черного».
Весь 2005 год был для меня очень тяжелым. И проблемы начались фактически сразу, как только начал умом произносить слова молитвы. Помыслы встали сплошным частоколом, чтобы произнести Иисусову молитву, надо было многократно возвращать ум , который постоянно куда нибудь линял под чутким руководством бесов. С мая пришел в послушание к батюшке и получил благословение быть сторожем храма. Сутки я работал, а двое отдыхал. В то время мне просто был необходим отдых, так как я 12 лет фактически без выходных и праздников занимался бизнесом. За эти 12 лет было многое, в том числе и 90 годы. Последние несколько лет мы с компаньоном держали небольшое производство, где работало порядка 100 человек и рынком сбыта по всем регионам России.
Моим компаньоном был адвентист седьмого дня, на производстве работали баптисты, пятидесятники, свидетели иеговы и почти ни одного верующего православного. Так что начало моего воцерковления было очень интересным. Благодаря такому началу моей духовной жизни, все последующие годы стою твердо как православный и строго придерживаюсь святых отцов.
Каждый выход в город был для меня тяжелым испытанием, потому что ум постоянно норовил оставить молитву и переключиться на все внешнее – рекламу, машины, людей, всевозможные вывески и многое что окружает нас вокруг . Мы даже не замечаем насколько наш ум находится в рабстве помыслов бесовских, хотя для самого ума это словно еда для тела. Это и есть та самая «невидимая брань» о которой пишут святые отцы. Когда мы произносим слова Иисусовой молитвы мыслью, важно чтобы ум внимал, а он убегает. Если ум не возвращать и не вводить в слова молитвы, то получается «молитва на ветер». Начало этого внутреннего противостояния начинается с открытием глаз и заканчивается лишь тогда, когда я засыпал.
По мере этого внутреннего противостояния пошли и внешние скорби – да еще какие. Работники храма начали в прямом и переносном смысле гнобить меня, плести интриги, да еще ухитрились настроить против меня и батюшку настоятеля. В храм я стал ходить ежедневно (такое было новое благословение) и весь день работа (храм строился) и возня за спиной. Дома мои поиздержались (дочку замуж выдали) + когда женщина имеет свободный доступ к деньгам, они удивительным образом быстро заканчиваются. Одним словом – открылся «второй фронт» скорбей «враги твои – близкие твои».
Поэтому я стал достаточно часто вставать ночами на молитву и по ходу молитвенного делания, на меня находил плач и я отдавался ему без остатка – это было единственное мое утешением. Благодаря святителю Игнатию Брянчанинову , который описывая свой подвижнический молитвенный путь, приводил примером себя, где было примерно то же самое. Именно это и удерживало меня от крайностей.
Лишь в мае 2006 года случайно наткнулся на официальный сайт архимандрита Рафаила (Карелина) -
http://karelin-r.ru и безо всякой надежды, отправил письмо. И вскоре батюшка ответил. Вот так началась наша с ним переписка, которая продолжается и по сей день. В своих письмах я описываю батюшке Рафаилу подробно свое делание, а он меня корректирует своими ответами на то, или иное. Здесь важно было «не сочинять» а писать как можно откровеннее, чтобы не ввести в заблуждение священника и «не создать молитвенника из самого себя».
В самых первых своих письмах батюшка развенчал мои надежды на высокие духовные состояния, разъяснив что в миру они невозможны. Прошло время и его слова полностью подтвердились.