Перед самым Новым 2006 годом я ушел из храма, не выдержав психологического давления, и не меньшей причиной была маленькая зарплата, на которую еле концы с концами сводил.
Мне интересно, что в вашем случае это не вылилось в позицию "критики церкви в целом", которая часто представлена в разговорах людей пострадавших. В связи с этим возник еще вопрос - как вы теперь участвуете в церковной жизни? Как часто причащаетесь, как относитесь к службам, как оцениваете свой опыт пребывания на службах (с точки зрения пользы для молитвы)?
Добрый вечер Елена! Каждую субботу мою внучку ее мама отвозит на занятия по разговорному английскому языку, где они в течение часа общаются между несколькими детишками и преподавателем. А потом мы идем с ней пешком домой. Только что (12 лет будет в сентябре) пришли из центра города на его окраину где живем, пройдя семь километров. По ходу пути заходим в Благовещенский Собор г. Воронежа и прикладываемся к иконам и мощам святых свт. Митрофания Воронежского, свт. Тихона Задонского, свщм. Петра Воронежского, а также иконам свт. Антония Воронежского (мощи которого пока не могут обрести) и так далее. Год назад я посоветовал внучке внимать исходящей благодати в виде благоухания от икон и мощей и она хорошо усвоила этот урок. Поэтому прикладываясь сегодня, она говорила мне что от каждой иконы и мощей исходит свой определенный неповторимый запах благоухания. Внучка пошла купила свечки, прошла по собору и расставила их к кому было у нее внутреннее устремление. Мы посидели с ней и пошли дальше. В прошлом году у нее были серьезные проблемы с бронхами (как она говорила - что то хлюпало в верхней части грудной клетки). из за этого хлюпания внучка задыхалась и не могла пробежать и 10 метров. В июне 2016 года мы взяли с ней билеты и поехали в Задонск паломнической поездкой. Она сама напросилась в купель и ушла с женщинами внутрь. После их выхода, зашли мы мужчины и когда я вышел, мне внучка поведала о том, что "хлюпанье" прекратилось. После этого она начала свободно бегать и наматывала до полукилометра, а на велосипедах мы с ней после купели свободно отмахивали по несколько километров.
В 2006 году я не из храма ушел, а попытался убежать от самого себя, но как показало время, со своим капиталом страстей на любом рабочем месте будут трения до тех пор, пока не начнешь смирять благодатью Божией самого себя - здесь все взаимно. В храм, из которого ушел от работников, продолжал ходить на каждую воскресную службу и на другие службы в том числе до тех, пока не отошел ко Господу мой первый духовный отец и настоятель этого храма отец Владимир, под чутким руководством которого я проходил первоначальную практик Иисусовой молитвы. Вот описание о нем -
http://vladimira.cerkov.ru/main-page/ob-otce-vladimire/. Я о своем батюшке молюсь каждый день, потому что он меня подвигнул к внутренней духовной жизни. Он был замечательный добрейшей души человек. С прихожанами и работниками храма у меня по сей замечательные отношения, поэтому все Слава Богу.
Я уже писал о том, что очень строго соблюдаю Великий пост, в течение которого сбрасываю в среднем 10 - 12 кг и стараюсь удержать этот вес в течение года, лишь отпуская "вожжи" в зимнее холодное время.
Сейчас последний год хожу в храм Ксении Петербургской к отцу Федору - замечательный батюшка, отличная организация службы и все очень благочинно. Серафима его знает лично, поэтому и она (насколько помню) уважительно о нем отзывалась. Начало воскресной службы в 6 утра. Поэтому встаю в 3.20 утра, каноны покаянные, акафист Иисусу Сладчайшему, последование ко святому причастию, утреннее правило с обязательным чтением двух кафизм апостолов и кафизмы Евангельской, молитв О Здравии и О Упокоении и после этого иду порядка двух километров (а может чуть больше) на службу в храм и как раз поспеваю почти вовремя с небольшим опозданием. Исповедуюсь и причащаюсь каждое воскресенье. Это мне дает силы на всю последующую неделю. Раньше пытался и раз в три недели причащаться и больше отпускал и меньше, но постепенно осознал с личного опыта что еженедельный самый надежный, потому что "никакие волны как бы не раскачивали лодчонку, она не черпает воды".
Я все время молюсь, в том числе и находясь в храме, всю службу не опускаю внутреннего молитвенного делания. Правда первые годы было тяжело "держать службу и молитву", что нибудь да заваливал, но как только переключался на Мытареву, то все уравновешивалось. Поэтому считаю на первоначальном этапе лучшей молитвой Мытареву. Она не переключает на себя, но и не теряется. И получается что в течение всего времени службы я и внутренне священнодействую и службу держу (соучаствую в ней). Когда начинается Херувимская песня, то начинаю молиться Псалмом № 50 (Помилуй мя Боже...). Рекомендую - не пожалеете. Я каждую службу плачу, поэтому саму службу пропускаю через свое сердце, через всего себя. Без внутреннего делания вряд ли будет плач, потому что надо и во внешнем принимать участие и внутреннее не опускать. Начинать всегда тяжело, но первоначальный опыт быстро даст "уголек на гора".
Для того, чтобы мой вопрос не затерялся и тема не потонула в сопутствующих "подтемах", приведу ценную, на мой взгляд, цитату из Хаззайи (на русском еще не издано, цитирую из интернет-источника):
"Мысли, которые собирают все помыслы воедино в сердце твоем, когда они сопровождаются радостью, слезами и погружают ум твой во смирение, покой и самоуничижение, знай, что они от действия благодати, когда проистекают из источника сердца. Дай им место для деятельности и закрой все двери кельи твоей. И войди внутрь и сядь в темноте и тишине, так чтобы и пение малой птицы не было слышно тебе. И когда придет час службы, смотри, не вставай ни за что, чтобы не был ты как дитя, меняющее бездумно талант золота на финик, чтобы на краткий миг усластить свою гортань.Но ты как мудрый купец, когда попадется тебе жемчужина драгоценная, не променяй ее на вещи малостоящие[/b], что во всякое время окружают тебя, чтобы не был твой конец таков, как у того народа, который вышел из Египта и отверг пищу манны духовной и возжелал отвратительной пищи Египтян.
Елена, здесь идет разговор о келейной молитве, а
жемчужина драгоценная означает благодать Духа Святого, которая находит именно в молитвенный час. Поэтому очень важны утренние и вечерние молитвы по молитвословию в установленный определенный час. Стоит только встать иной раз на молитву, сразу же находит благодать Божия.
Кто не вкусил это на личном опыте, для того молитвенное правило - потерянное время. Бывает что ночью проснешься часика в два ночи и "как не в одном глазу". Я сразу же начинаю молиться Иисусовой молитвой и бывает даже не понимаю сколько молился а сколько спал, зато легко встаю на утреннее правило, которое у меня начинается в пять утра.
"Конкуренцию" службам составляет только "жемчужина драгоценная", обретши которую нужно хранить и ни на что не менять. Выпадаешь из этого состояния - иди на службу. А если, заполучив такой опыт, ты принял мысль удалиться от служб - тогда "жемчужина" оборачивается для тебя искусительным камнем (на который ты упал, или который на тебя упал) . Ты побежден бесами.
Здесь о благодати Божией утренних келейных наших правил когда не можем по каким либо обстоятельствам (работа) посетить службу в храме. Именно келейная молитва и дает нам возможность "удержать" полученную благодать в воскресные службы. А если опустили свою келейную молитву, то отошла (оставила нас за наше нерадение) благодать Божия и чтобы ее вернуть, необходимо идти на службу в храм, потому что именно там мы ее обретаем вновь через исповедь и покаяние.
Вообщем как то так. Прошу простить, писал быстро, наверное с кучей ошибок.