Заранее прошу прощение за свое невежество. Наверно здесь есть более точный православный термин, но это сути дела не меняет …. Состояние такое есть на Пути и через него приходится проходить. Состояние критическое и экстремальное. Единственный способ – это мужественное преодоление сего препятствия и других вариантов здесь нет. Какие действенные советы можно дать человеку, находящемуся в данном состоянии ?
При внезапных эмоциональных наплывах/ударах склонен подходить так. Прежде других средств вначале цыпляюсь за молитву с упором на то чтобы переработать/отвести вызванное эмоциями помрачение ума, сродни тому как в Невидимой Брани
"Когда подымется в душе твоей какое-либо смутительное движение, восстань с ревностью на подавление его и умиротворение сердца, чтоб не уклониться тебе с правой стези под действием сего смятения. Ибо сердце человеческое похоже на гирю часовую и на руль корабельный. Облегчи или утяжели гирю, тотчас изменится движение всех колес часовых и стрелки часов перестанут быть верными указателями времени. Подвинь направо или налево руль, тотчас изменится движение корабля, и он сойдет с того направления, которого держался прежде. Так, когда сердце приходит в смятение, все внутреннее наше приходит в беспорядочное движение и самый ум теряет правость умствования своего. Вот почему необходимо поскорее умирять сердце, как только оно смутится чем-либо, внутренним или внешним, во время ли молитвы или во всякое другое время.
...
Если случится иной раз, что ты не сможешь управиться с сердцем своим и, отгнав тугу и скорбь, водворить мир в нем, прибегни к молитве и поприлежи ей, подражая Господу Спасителю, Который в саду Гефсиманском три раза помолился, чтоб дать тебе пример, что во всякой скорби и туге сердечной прибежищем должно иметь тебе молитву и что, как бы ты ни был опечален и омалодушен, не следует тебе отступать от нее, пока не дойдешь до того, что воля твоя совершенно согласится с волею Божиею и сердце твое, умиротворившись тем, исполнится мужественного дерзновения с радостью встретить, принять и перенести то, чего пред сим страшилось и желало избегнуть, как и Господь ужасался, тужил и прискорбен был, по молитве же, умиротворившись, спокойно сказал: «Востаните, идем: се приближися предаяй Мя» (Мф. 26:46).
"
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjatogorets/nevidimaja-bran/2_14А когда ум/сердце немного умирятся и более трезв в принятии решений осмотреться и в других направлениях/средствах и возможных действиях.
Вначале для начального восстановления мира и помощи/вразумлении при таких нашествиях главным образом цыплялся за моливу каноном Пресвятой Богородице
https://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-molebnyj-ko-presvyatoj-bogorodice.html (читаемый в скорбях и всяком душевном обстоянии). Позже стал так же цыпяться за Псалтирь в переработке/перенаправлении эмоциональных впечатлений/наплывов. В чем мне особенно созвучны такие замечания:
"Отец Савва очень любил Псалтирь. Он считал, что чтение Псалтири необходимо для Иисусовой молитвы, что псалмы и Иисусова молитва – живая вода из одного источника: Псалтирь поддерживает Иисусову молитву, как стены храма – его кровлю."
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/shiigumen-savva/и
"Итак, каким образом Псалтирь заключает в себе все? Вот как говорят святые отцы. Псалтирь «отражает все многообразие душевных переживаний и обстоятельств, в каких приходится бывать человеку» (из жития сщмч. Петра (Зверева)."
"Георгий, Задонский затворник (1789–1836): «Чтением же Псалтири и милостынею душа очищается от грехов». Схимонахиня Параскева (насельница Санаксарского монастыря) сказала, что когда человек читает Псалтирь, с него грехи летят, как с рыбы чешуя, когда ее чистят. Конечно, это не просто от механического чтения. В Псалтири – глубина покаяния. Там такие покаянные размышления, и когда человек говорит о грехах и имеет в виду свой грехи, понимает о каких грехах для него идет речь, проникается этими словами, он движется к покаянию. Псалтирь – это училище покаяния."
"В житии старца схиигумена Саввы (27/14 июля 1980) рассказывается: «И вот как-то ночью перед рассветом в тонком сне явилась ему Пресвятая Владычица во весь рост с короной на голове, как изображается на иконе «Всех скорбящих Радость», и тихо сказала: «Чадо! А Псалтирь-то читать надо! Это жизнь твоя!»Таким было первое явление Божией Матери. Все трудности как рукой сняло. С тех пор он уже никогда не прекращал чтение Псалтири"
http://www.krasnoslobodsk- eparhia.ru/846.html
В постепенном внедрении Псалтири в переработку жизненных ситуаций начинал с Псалмов, по одному, ассоциированных с какими-то нуждами/ситуациями в списке
https://www.molitvoslov.com/text869.htm и так Псалтирь потом больше цыпляелся к сердцу.
Так же вспомнился и такой совет прп Исаака Сирина для некоторых ситуаций омрачения:
"И в то время, как бываем в омрачении, не будем смущаться, особливо если не в нас тому причина. Приписывай же это (помрачение) Промыслу Божию, действующему по причинам, известным единому Богу. Ибо в иное время душа наша томится и бывает как бы среди волн, – и читает ли человек Писание, или совершает службу, и во всяком деле, за какое ни примется, приемлет омрачение за омрачением. Таковый удаляется (от мирного устроения), и часто не попускается ему даже приблизиться к оному; и вовсе не верит он, что получит изменение (к лучшему), и что будет (опять) в мире. Этот час исполнен отчаяния и страха; надежда на Бога и утешение веры в Него совершенно отходят от души; и вся она всецело исполняется сомнения и страха.
Претерпевшие искушение в этой волне часа сего по опыту знают, какое изменение последует при окончании его. Но Бог не оставляет души в таком состоянии на целый день, потому что она утратила бы надежду христианскую; напротив того, скоро творит ей и «избытие» (1 Кор. 10:13). Если же тревожное состояние этого омрачения продолжается более, то вскоре ожидай изменения жизни от среды ее (т.е. смерти).
А я предложу тебе, человек, и дам совет: если не имеешь силы совладеть с собою и пасть на лице свое в молитве, то облеки голову свою мантиею твоею, и спи, пока не пройдет для тебя этот час омрачения, но не выходи из своей храмины. Сему искушению подвергаются наипаче желающие проводить житие умное и в шествии своем взыскующие утешения веры. Поэтому всего более мучит и утомляет их этот час сомнением ума; следует же за сим с силою хула, а иногда приходит на человека сомнение в воскресении, и иное нечто, о чем не должно нам и говорить. Все это многократно дознавали мы опытом, и к утешению многих описали борьбу сию."
https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/azbuka-dukhovnaja/6_18