Сразу можно увидеть намечающуюся группу по типу ума с секторальным мышлением - по орденам и внутренние проблемы определяются. "Постоянство объекта" (псих. термин) может быть слабо выражено/вообще развито.
Alexander, из практики получается, нужны способы восстановления "углубления" в душе после проделанной психической работы по раздроблению грубого эгоизма. Возможно ли их позаимствовать из психологии, и на каких критериях и началах? И еще - то есть, по достижении более светлых способов "смиряться" (например, от созерцания Христа), это делание лучше оставить, возвращаясь к нему при необходимости в грубых случаях? Как можно наблюдать по различным советам духовно-преуспевших монахов, очень часто делу самоукорения придается не постоянный, а уже чисто хронический, патологический характер. Делание становится подобным вредной привычке, грузом, с которым ум настолько свыкся, что бессознательно боится отрываться от него. Это на самом деле похоже на токсикоманию.
Антиквар, с моими нервами тоже все не в идеале, и именно по причине как практик, так и просто религиозной среды. В которую.я пришел из общительной молодежной с ожиданиями... По-моему, как учредилось монашество 4 века, так и произошел водораздел по этому деланию. Достаточно вспомнить авву Дорофея с поучением по самоукорению. Это то, о чем недавно выразился Родион - взгляды монахов, устремленных к супер-трансформации, быстро переняли на кафедрах. А необразованному народу толкать такое блюдо - сущее удовольствие для владычествующего (и владычествующих). Но тут все не так просто. Каноны о епитимиях например появились раньше чем их записали. А в них есть приказы - плакатися (то есть давить слезы), стоять в сенях или вообще за пределами храма... И этим, видимо орудовали епископы уже с времен, когда общины стали большими. Большая община - это уже и не понятно, добро или зло.
Deonisy, ну, например это отец Даниил Сысоев. Перегретая психика, зажатая самоумалением, и оттого пытающаяся внешне показать превосходство того "православия", которое она и породила. Плоды остались - это Энтео и ко. Впрочем, отца Даниила и не скоро канонизируют. А может и вообще...
Татьяна Д., а я тоже, пока не побывал у хорошего врача, работающего не в госучреждениях, и не думал о многих проблемах своего разума. Для умного делателя это сверхактуально.