Это мне следует обдумать.
Да, на это важно обратить внимание, последить за внутренним в искренности и объективности. Навык молитвословия важен, он имеет огромные плоды. Но это ещё не все "оружия"
Иногда надо просто отпустить внутреннее "на свободу". Видимо, в двух случаях: когда идёт богомыслие, созерцание, прозрение или наоборот, погружение в пучину страстей, когда идёт брань, преображение - в таких случаях обычно, чтобы "воевать", принято просто быть, сохранять предельную концентрацию внимания. Ну или ещё бывает время "отходняка" от этих двух, как бы отдых и усвоение.
Потом опять можно включить "дятла"
Я молюсь Иисусовой молитвой на протяжении 13 лет. В моей практике это непрестанность молитвенного делания, которое начинается сразу же по пробуждении и со словами молитвы я засыпаю. Трудно ли мне произносить 8 словную Иисусову молитву? Нет, потому что она давно стала моим дыханием.
Виктор, именно так и я когда-то делала... Но со временем появляется навык ещё более глубокого делания-наблюдения. Вот Вы пишете, что 8-словная молитва стала Вашим дыханием. Теперь я в это не верю - так не бывает: дыхание оно ведь живое (и тайнообразуемое и животворящее и проч.), в слова можно только как в некий частокол, забор это "живое" впихнуть. Разумно ли это? И сколько такое насилие продержится? "Живое" ведь никуда не девается, не исчезает и когда-нибудь может "рвануть", что мало не покажется...
С другой стороны, Вы правы, призывая всё же к какому-то обузданию, правилу, т.к. это "живое" очень легко может превращаться в страсти, потворствовать неочищенному естеству.
Потому и говорю, что лично я выход вижу в комбинациях. Индивидуальных причём. Потому что у каждого есть некий естественный иммунитет, который подсказывает-направляет-предупреждает сколько и как именно для него в каждый момент полезней. Не расслабляя и не насилуя.
Ещё такой момент. Как правило, если человек придерживается идеи "насилия" и всё делание сосредотачивает именно на этом, внутренние страсти почти не преображаются. А как им преображаться, если их "не выпускают на волю", в область сознания? Получается забетонированный мешок-конверт.
Вы, например, замечаете по себе, что с годами страсти становятся меньше, истончаются? Что становится меньше раздражительности, гнева, уныния и т.д.? Или просто это не выходит наружу, блокируясь молитвословием, а на самом деле остаётся, где-то там глубоко булькает?
Но допускаю, что лично м.б. в вашем случае, до этого пока дело не дошло и пока имеет место сильная брань с помыслами:
Основной контроль в моем молитвенном делании это ограничение воздействие помыслов, которая не утихает ни на минуту.
По поводу утренней и ночной молитвы очень соразделяю Ваши опытные наблюдения. Чем дальше, тем больше понимаешь, почему в практике всех молящихся сугубое время отводится утренним часам и перед сном. Да и ночь - время особое, мир спит, тишина...
Но всё же ночью лучше спать
Режим важен, так устроена наша "биосистема", лучше ей не перечить, проверено лично.