Общее правило известно, оно поддерживается отцами-подвижниками в своих наставлениях, проповедуется самим образом жизни - и звучит так: ветхие контакты ограничиваются. За одним исключением, о котором скажу позже.
Задача ограничения - выйти из неконтролируемого обмена умственными (мыслями, идеями) и душевными силами (эмоциями, страстями). При таком обмене человек, если и был подочищен ранее в молитве и покаянии (причащался на службе и пр.), быстро теряет благоприобретенное и заражается старыми грехами. Раньше эти мелкие грехи были самой плотью обычной внешней жизни. Они воспринимались как должное, от них получалось удовольствие. По мере очищения то, что вызывало удовольствие ветхого человека, становится тяжелым, мучительным, не нужным.
Не секрет, что в своем большинстве люди, в т.ч. околоцерковные, мало отслеживают свое внутреннее состояние и являются проводниками и излучателями ветхих мыслей и страстей. При совместной трапезе это состояние становится общим, идет мощнейший обмен, который приятен для неочищенного и мучителен для того, кто встал на путь очищения. Мучителен, пока зараза еще не распространилась, затем даже приятен. А после, при новой попытке очистится, опустошителен.
Правила поведения при трапезе с не единомышленниками (обычно именно так и бывает), если ее избежать невозможно, весьма простые - в изложении. К трапезе готовятся заранее, дается установка (на случай ослабленного контроля за своим поведением в самом трапезном действе) вкушать по минимуму, не погружаться в болтовню и сплетни, вести себя тихо, быть отстраненно доброжелательным, не задерживаться после окончания трапезы. Уйдя с трапезы, по возможности незамедлительно заняться очищением своего ума и души. Ни в коей мере не развивать мысленно темы разговоров, прозвучавших за столом, не осуждать и не поддерживать в себе мучительность душевных переживаний. Переключиться на радостные переживания. Только при этом не сбегать от плохого в себе. Не сбегать и не развивать, не поддерживать - уметь стоять умом в этой точке и быть радостным.
Другая часть правил, позитивная. Если есть возможность, более активно участвовать в процессе организации трапезы. Принести свою еду, помочь накрыть на стол, помыть посуду, полы, сделать уборку. Т.е. самостоятельно выйти на более высокий уровень - служения. Высокий - и в смысле энергетического состояния. Это как во время дождя подняться на гору из долины, которую затапливало мутными водами. Такая активность, в частности, позволит мягко отводить загрязненные душевные инвазии. Всегда будет повод выйти раньше из-за стола, завершить ненужный разговор и пр.
Исключение связано с работой или послушанием, направленными на служение. В этом случае контактов становится больше. На тихую созерцательную молитву остается немного времени, акцент - на деятельную молитву-проживание. Дается и укрепление на такую деятельность. Обычно это укрепление матричного (т.е. от мира сего) типа. Им можно воспользоваться, ясно понимая, что корпоративные силы воспользуются тобой, и, если что-то будет получаться, постараются сожрать и сделать функционером.
На служение свыше обычно призываются после неизвестности и затворничества. Так и Господь вышел на Свое служение. А много ли мы знаем, что с Ним было до этого?