Собрату Соседу хотел про «павлиньи хвосты» пояснить… а их нету.
Но своё выстраданное всё же скажу. Мне со школы пришлось привыкать, что я не произвожу благоприятного впечатления на других своим внешним видом. На меня пальцем показывали, надсмеивались. Я как Паниковский переживал, что меня девушки не любят. Моё тщеславие уязвлялось очень болезненно.
Но хочешь, не хочешь, а на люди надо выходить. И будучи священником тот же принцип надо было применять уже касательно не только внешнего вида. Косноязычие, не способность чётко формулировать, да и хаос в том, что надо формулировать. Моё тщеславие уязвляли догадки о том, как я тягостен людям в этих попытках родить какое то мудрое слово. Но я как то почувствовал, что на люди надо всё равно выходить. Я переживал позор, но чувствовал, что в пламени стыда что то рождается. Как бы навроде той мученицы девы, что нагая пошла на лобное место, но её покрыл другой «одеждой» Сам Бог. Только вот я не дева, наоборот. Несмотря на помощь Божию в иерейском служении копьё обличения упёрлось в больное место , и открывает эту рану вновь и вновь.
История с тщеславием не закончена. Я уже писал здесь, что замечаю как смакую свои посты на форуме , если они мне кажутся удачными. Интересоваться впечатлением от своих служб, проповедях, советах? Я знаю, кто этого хочет. И, думаю, если бы не обличительная для самолюбия горечь в предшествующее время, как легко бы я обманывался насчёт себя и своих «духоносных» речах, особенно если вижу как впечатлились люди.
Что мне их воодушевление? Бог вкладывает и примет должное. А вот бесценный опыт лично мне предлагаемый, это когда душе опять переживать приходиться уничижение. Где душа смущается, возмущается, скорбит на реакцию другого, где пролита эта горечь на душу, там торчали уши тщеславия. Я честно стараюсь и без пафоса сказать, я просто понял пользу этого, надо даже с охотой пить эту горечь уничижения, позора. Не избегать того, кто был свидетелем твоего конфуза, не отстранять того, кто обличает. Наоборот. Не убегать от копья пряча больное своё место, тем более не признавая наличие его, лучше со вниманием (хотя это может быть очень больно) наблюдать куда именно оно погружается.
А вообще это настрой такой. Настрой на позор, не на славу, на благодарности, на добрые отношения – на позор. От людей.
Сколько тут тем отягощено было защитой не истины, а своего достоинства.
Я заранее в ощущении ( не всегда увы) что люди заметят за моими словами тщеславие. Впрочем уже сильно не огорчаюсь что замечают. Ну Бог пропишет что надо…