«вычищение конюшен ума, непосредственная грязная работа, без страха выглядеть непривлекательно в ее процессе.»
Вполне понятно, насколько каждый прикипел к его собственному практическому пути, и поскольку два пути сразу не пройдешь, в рассуждении о пути, которым сам не шел, могут быть навешены ярлыки, применены схемы, и просто допущены грубые ошибки. Потому считаю возможным не голословно и необоснованно, но высказать и попробовать обосновать некоторые имхо-соображения по поводу работы в «рудниках» и «конюшнях», а если в чем неправ, скажите.
"Личность" - очень похожа на машину; соберите двери, покрышки, шасси, двигатель, рулевое колесо, сиденья - все вместе, в связную структуру. В какой-то момент, во время сборки, у наблюдателя возникает идея - это "машина"! Разберите и извлеките много деталей из машины - и мысль "машина" обратится в мысль "автозапчасти", но минус идея "машины". Наше собственное "я" как "личность" - то же самое.
При разборе "деталей" оказывается, что составная "личность" была набором "запчастей", и вот ее нет, потому что сама идея "личности" кончилась. "Личность" - это в своем роде ментальная сконструированная маска, лежащая поверх нашей подлинной природы в Боге, "Я Есть".
Собственное «я» изо всех сил старается приписать себе то, что не его, и ему не принадлежало никогда, и над чем не имеет никакой подлинной власти. Фактически, «мое я» присваивает Богово - «себе», вовремя воскликнув «это мое»! - столбит все за «собой» и тянет на «себя». Вот и вся его жалкая роль. То есть, собственное «я» - это обезьяна Бога. Она что ли вычистит конюшни? Да эту обезьяну все время приходится одергивать, потому что все время норовит присвоить заслуги по расчистке - себе. Этот привычный норов называют гордыней, тогда как он - самый центр нашего собственного "я": присвоение «себе», всего того, что не его и ему ни по какому праву не принадлежит.
Исправляет же всё поврежденное - Сотворивший, внося правку - Истиной, которая есть только Сам Бог. Исцеляется больное - применениием лекарства Истины, а применяет только один Лекарь, Сам Бог. Дать Ему действовать всюду и во всем наше собственное "я" никак не может. Этого божественного вмешательства "я" не потерпит, и само не подвинется всецело, чтобы дать действовать Богу. Это «я» будет рассказывать о со-работничестве/синергии, но единственное его реальное со-работничество - радикальная и финальная умоперемена: умалить себя пред Богом, смирившись. Если у кого-то крепкое собственное эгоистическое "я", то возможно, такому требуется стахановская работа в завалах и отвалах, именно для того, чтобы вымотать и приготовить «я» к капитуляции - очень может быть.
Когда Дух Святой нисходит и чистит и светлит нас. по его зову ум сходит в сердце. Сходит и во чрево, чтобы там свидетельствовать о битве Духа со змеем-драконом и сокрушении его голов, и сходит под чрево. Но когда рожденное в нас, наша истинная природа, Христос в нас начинает брать власть, восходя Солнцем Правды внутрь человека, совершенно непонятным становится, куда и зачем идти чистить, вслед за Духом, этому ничтожному собственному "я",неспособному начисто вычистить ни-че-го. Эта чистка всего творения - дело не "моего я", это дело Христово во мне, когда я во Христе.
Авгиевы конюшни не расчистить (жизни, времени для подвига - мало), если не проломить стены и не пустить чрез пролом реки Духа. Сам Бог чистит горы бычьего навоза. Но чистка не раньше произойдет, чем из чрева героя потекут реки воды живой Духа. Всему свое время.
Когда в данной Иисусом молитве к Отцу мы призываем:"да будет воля Твоя и на земле как на небе", неужели всерьез считаем, что это наше собственное эгоистическое "я" (пусть при со-работничестве с Духом) привнесет волю Отца с "небес" на "землю"? Если так считаем, то мы слепы и Отца не видели, и о работе Сына в Отце ничего нам непонятно. Только Сын в Отце, божественное "Я", Христос в каждом из нас способен исполнить эту работу. Пребудем в своей неповторимой индивидуальности в "Я Есть", и тогда и мы станем делать те дела, что «Отец Мой и доныне делает», и от «себя», от собственного «я» не будем делать ничего.
Христос, "Я Есть" в человеке-Иисусе полностью раскрылся и реализовался в Отце. Христос - в каждом из нас, уникальных и неповторимых в своей нерушимой индивидуальности, и Он ждет того же: полного Его раскрытия всюду и во всем, полной реализации в исполнении дела Отца и воли Отца, которая для каждой из наших неповторимых индивидуальностей - и едина, и разнится.
"Я Есть" Путь, "Я Есть" Жизнь вечная, "Я Есть" Истина. Для исихастов, обращающихся внутрь себя, естественно как дыхание увидеть "Я Есть" именно внутрь себя как истинную сокровеннейшую свою суть; стать Этой Сутью, пребыть в Ней, творить дела Отца - Ею из Нее.