Андрей «хорошо донес суть вопроса», выскажу свое мнение. Это все имхо, "текущее", в динамике, что должно быть понятно.
Ответы на заданные вопросы лежат в области сокровенной антропологии человека, которая едина для всех людей. Обращусь за ответами как к собственному опыту, так и к опыту христианских мистиков Запада и «смежников», на деле исследующих эту область - современных исследователей из адвайты, неоадвайты и буддизма. Но сначала примерно поясню используемую в ответе терминологию.
«Личность» - набор ролевых масок, воображаемых личин, с которыми происходит ложное отождествление, и это отождествление производит личное «я». «Индивидуальность» - неделимая и неотделимая от нас, уникальная определяющая характеристика нас самих; сравню ее с уникальным ароматом, "букетом". Индивидуальность остается и сохраняется и в прекращении всего личностного.
Нет никакого личного «я», или «моего я» - это наведенный морок и иллюзия. Аскетическое сражение личного, собственного «я» пред лицом Бога, битва с промыслами и страстьми и прочее в том же роде имеет лишь один смысл - исчерпать, вымотать собственное «я», чтобы оно покорилось Богу, сдалось, капитулировало. Вот в чем заключается воля собственного «я» (вернее, со-изволение) - исчерпать себя пред Богом. Один из отцов дал хорошее определение смирению - это самоумаление/ самоуничижение. Вижу еще одно, уместное евангельское сравнение: «моему я», ветхому, должно умалять себя, как Иоанну Крестителю, а «Я Есть», Христу в нас, - должно возрастать. Умаляться, но не умирать. Смерть «я» - это, чаще всего, очередная ролевая игра, которую собственное «я» любит затевать, само с собой. Но умирает оно понарошку, а затем у гидры «я» лишь вырастают новые головы. Эти головы прижигает смирение, то есть само-умаление пред Богом.
Спасать некого и нечего. Собственное, личное «я», фантазирующее на тему, что оно как-то неслянно-нераздельно прилепится к Богу и так, контрабандой войдет в Царствие, - бредит )
«И никто еще не восходил на небо, только с неба Сошедший, Сын Человеческий, сущий на небе». Только «Я Есть» в нас восходит на Небо Царствия Отца. Только Христос в нас восходит, как сущий на небе Отца, а в нем и мы - в образе Божьем, в котором есть и наша без-личностная индивидуальность.
Личность исчерпывается и прекращается, сдавшись Богу. Глядя из безличностной индивидуальности, которая в образе Божьем в Боге, оказывается, что никакое собственное «я» никогда ничем не рулило, а только приписывало себе бразды правления, которых у него не было. Это был чистый фейк, узурпация власти лже-царевичем. Вся активность тела, мысли, эмоции, воля - все вообще прекрасным образом происходит без и вне собственного «я». Более того, там где это «я» не просто присваивает это все «себе», но и активно встревает, оно лишь все портит, контаминирует естественное изначально гармоничное течение и ход. Это хорошо известно мастерам БИ, например, да и спортсменам тоже.
Полное совлечение собственного «я», слой за слоем, как чистка луковицы, происходит, например, при использовании метода «нети-нети», «не то и не это», когда тщательно и досконально отсекают ВСЕ ТО, чем «я» не являюсь. Тогда явным становится, что собственное «я» не является ничем вообще, не имеет подлинного, независимого существования.
Наблюдатель - это начинающая просвечивать, сквозь личины собственного «я», наша единственно истинная природа, которая есть образ Божий в Боге. Чтобы от наблюдателя идти в сам образ Божий, обращают полноту внимания не на субъект наблюдения (откуда идет наблюдение), и не на объект наблюдения, но на само это наблюдение, внутрь самой этой беспристрастной активности наблюдения.
Свойства нашей истинной природы, образа Божьего в Боге в нас таковы: бессмертность, нерушимость, постоянность/неизменность, безгрешная чистота, способность познавать без оценок, цепляния и суждения,кристальная ясность. Все эти свойства мы узнаем, не измышлениями интеллекта, но прямым непосредственным ВЕДЕНИЕМ, гнозисом. Отсюда одно из названий «истинная природа» - мы истинно ведаем, что есть наша природа, ведаем в Истине. Обнаружение этой истинной природой самой себя - это отнюдь не спасение прежнего, ветхого, не-бывшего, но рождение нового, Духом Святым. Познание-ведение истинной природы и начало пребывания ей самой - называется «рождением свыше».
Свыше мы рождаемся в окружении "иного закона" плоти, как лотос рождается в грязи, но сам он незапятнан грязью и без изъяна. Родившемуся должно расти, и укрепляться в Истине, то есть в Самом Христе. Только это наше "рожденное свыше" способно войти в Царствие, когда воссоединится с Истиной-Христом внутрь нас самих.