"Отойди от Меня, сатана", - говорит Петру. Да, не хватает грубости. Вот если бы сказал: пошел вон, черт этакий!..
Суть моего высказывания была вообще не о грубости/мягкости, а о том, что эти слова были обращены к лицу, скрыто присутствующему в диалоге. Устами Петра продолжал дело искушения сам сатана.
Возможны и другие прочтения, например, Максима Исповедника.
Прп. Максим Исповедник: Отчего Господь, укорив Петра, назвал его сатаной
Господь называет Петра сатаной не для того — как некоторые думают, — чтобы побранить его. Поскольку бывшее для Господа лишением для нас стало обретением, как, например, Его смерть стала для нас жизнью, а Его бесчестье стало для нас славой; а апостол Петр, когда Господь говорил, что Ему предстоит страдать, подумал, исходя из естественного [порядка] вещей, что невозможно [допустить], чтобы жизнь была погублена, а слава обесчещена, — поэтому Господь, отвергая эту мысль, ибо в сверхъестественном не должно искать естественную последовательность (ведь совершая это посредством противоположностей, Он замыслил [даровать нам] жизнь через смерть и славу через бесчестье), [так вот, Господь, имея в виду,] что эта мысль Ему противоположнаТолько и люди с низменными устремлениями в Евангелии грубо не выражаются, поскольку стиль такой выбран... возвышенно-поэтический
Не верю, что вы не понимаете, что
речь идет не о стиле высказываний, а о вынесении прилюдного адресного обвинения конкретному лицу. Такого в Евангелии не наблюдается (кроме обращения к Петру, смысл которого сложен и неоднозначен).
Для сравнения - эпизод из Деяний с Петром, обличающим Анания и Сапфиру - там было прямое жесткое обличение и мы видим результат - мнгновенная смерть обличаемых. Это хоть из текстов Нового Завета, но все-таки не из Евангелий. Еще можно вспомнить обращение Предтечи к фарисеям: порождения ехиднины! - тоже из той же оперы...
И насколько грубо-мягко разговаривал Господь в частных беседах, мы не знаем, ибо это не важно, это относится к преходящему и земному.
Согласна. Высказывания Христа вообще нельзя встроить в человеческие критерии "любезности" или "такта". Слова Христа вообще в другой логике существуют.
Кстати, Господь не только грубо, но и мягко-деликатно с конкретными людьми в Евангелии не разговаривает. Почему здесь Елена не делает вывод?..
Это не было в фокусе совместного рассмотрения. Еще раз повторю, речь шла не столько о стиле высказываний, сколько о направленности гневных обвинений Христа, об адресатах обвинений.