Первое слово о знании преп. Исаака Сирина
1. Бог есть воистину Отец для разумных [существ], которых Он родил по [Своему] благоволению, чтобы они стали наследниками Его славы в будущее время и чтобы показать им Свое богатство для их вечного наслаждения.
2. Истина сокрыта в Его сущности от всего, что Он сотворил. Поэтому разумные [существа], которые появились благодаря Ему, находятся на большом расстоянии от нее. В нужное время она откроется для них через Него, как будет угодно истине. Предел же ее [никогда] не [откроется] полностью: ибо ее предел сокрыт в [глубинах] Его сущности.
Пояснение. Под точным познанием истины понимай [знание] о природе сущности. Если все эти здешние [знания] являются символами того грядущего [знания], даже если мы скажем о тех [знаниях] ангелов, то поэтому [ясно, что] истина самих символов всё еще охраняется молчанием ото всех.
3. Каждое слово, повествуя о всем, что существует, произносится согласно трем уровням: или как оно есть, или выше того, что оно есть, или ниже того, что оно есть. Что [касается] Бога, то о Нем можно думать или говорить только одним [образом]: нельзя всего, что Он сотворил, познать [что-либо] за тем пределом, но снова нужно повернуться назад к себе, облекшись страхом и смущением.
4. Сущностное видение тех, кто прежде были обучены знанию о шести днях [творения], [заключается] в [овладении] точными мыслями о них, которые в естественной благоустроенности ума называются [разумными] движениями. Ипостаси без их сущности [есть] чувственное проявление, служащее воле Господа в том Послании апостола Павла (Рим. 1, 19–20).
5. Мы можем различать четыре особых изменения, которые касаются разумной природы. Первое изменение [совершается] в том, кто пробуждается от неприятия [правильного] образа жизни; второе изменение [совершается] в том, кто [переходит] от заблуждения ума к восприятию истины, которая [находится] во вторых существах; третье изменение [совершается] в том, кто с прежней ступени посредством духовных знаний [переходит] к [разумным] движениям своей сотворенной природы; четвертое изменение [совершается] посредством движения к вечной жизни согласно евангельскому учению.
6. Те, кто презрели честь и [позже] подверглись изменению, подвергшись изменению, смогли направить изменение [и снова вернуться к своему прежнему состоянию]. Поэтому более велико клятвопреступление новоначальных, чем получивших [духовные дары].
7. Времена имеются там, где есть телесные движения. Где нет тел, нет и изменений. Где нет изменений, нет и времен. Где нет времен, нет и тел. Где нет тел, нет и высоких и нижних в одной ипостаси. Но в каждой из ипостасей равенство как равенство ипостасей в несоединенных сущностях. Если же нет равенства различий, то там [имеются] виды и цвета. Посредством их будет осуществляться созерцание всякой главы.
8. С самого начала разумные природы научились пользоваться речью от Творца. И ее первое применение стало славословием, которое было принесено созданиями Творцу, как написано у Иова (Иов 38, 7). Также и мы, люди, от Творца чувственным образом получили дар речи; и он сообщается нам посредством передачи от отцов к их детям.
9. Те, кто говорят, что в этом мире видение нашего Спасителя [совершается] иначе, чем то, которое [происходит] посредством созерцания, есть друзья тех, кто говорят, что в будущем мире наслаждение Его Царством [осуществляется] чувственным образом и что, мол, [сохранятся] материальные проявления. И те, и другие отклонились от истины.
10. Подобны Ему будут также Его братья как [те, кто] справа, так [и те, кто] слева, хотя они и будут разниться во славе. Итак, подобно Ему они будут возвышены от земных форм к самому преславному образу. При этом тело не потерпит урона, поскольку в результате изменения оно отложит прежнюю форму и будет почтено [приобретением новой формы]. Евагрий, верный свидетель Слова: «если человеческое тело есть часть этого мира, образ же этого мира проходит, ясно, что также образ тела прейдет» (Гностические главы 1, 26; 3, 25).
11. Благодать, дарующая нам спасение, является источником движений к Богу как к своему Отцу в сердце тех, кто своим свободным [выбором правильного] образа жизни удостоились стать чадами Божиими по причине их добродетельной воли и их усердия. А в тех, кто являются рабами в своем служении [Богу, благодать является источником движений к Нему] как к Господину. В тех же, кто чужды Ему по причине своих различных дел, [благодать является источником движений к Нему] как к судье, обращая их к Его величию. Также посмотри на то, как Евангелие, полное [наставлений] для спасения, трояким образом говорит о Боге: есть [места], где оно называет Его Отцом; есть [стихи], где [Он назван] Хозяином дома; а есть [отрывки], где оно называет Его Господином и Судией.
12. Согласно благому [расположению] образа жизни человека по отношению к Богу он просвещается. И согласно тому, как он поднимается к знанию, он приближается к свободе души. А согласно тому, как он приближается к свободе разума, [он восходит] от [одного] знания к [другому] знанию, которое выше [первого].
13. Неразумный свет [есть] свет материальный. В мире же новом воссияет новый свет и не будет необходимости в использовании чего-либо чувственного и материального. Свет разумный [есть] разум, просвещенный божественным знанием, которое без меры изливается на природу. В мире духовном [будет] духовный свет. Ибо та тьма не подобна этой, а тот свет [не подобен] этому.
14. С тем, кто не знает истины, не спорь об истине. А от того, кто очень хочет познать [ее], не прячь слова.
15. Тому, кто не может наполниться знанием, лучше принеси пользу твоим молчанием, нежели словом о знании. Снизойди к нему по причине его слабости и говори с ним языком, который подобен его [языку], как бывает в царстве птиц, чтобы посредством [твоего] знания уловить его для [вечной] жизни.
16. Вовсе не реагируй на слова того, кто не по упрямству спорит против истины и не по злобе говорит зло, но [делает это], будучи обуреваем незнанием. Таким образом, пусть они [слова такого человека], будут для твоего слуха как бормотание детей.
17. После того, как нарушили заповедь, Бог стал являться людям как судия. В откровениях, которые [стали совершаться] с середины [ветхозаветной истории, Он стал являться] в образе господина, как [Он являлся] Ною, Аврааму и тем, кто после него. Сказано же: «раб Мой Авраам» и «раб Мой Моисей». Со [времени] пришествия Христа и далее [совершаются] откровения, которые указывают на чин Его отцовства: то, что Он есть воистину Отец и не желает над нами господства и судейства.
18. Нам следует говорить: «горе нам, поскольку мы лишаем себя такого созерцания по причине нашего нерадения».
19. Горе нам, что мы, будучи заняты земными [делами] и их нечистотой, не знаем, какова воля Создателя о нас; а [также не знаем] того грядущего величия, которого Он нас удостоит. Следовало бы, чтобы мы опьянялись надеждой и постоянно помнили, что благодаря ей у нас будет великое и удивительное жилище. Будем же отправляться туда каждый миг в наших мыслях: туда, где наш Создатель готов поселить нас в конце концов. Жилище наше будет на небесах, а мы станем небесными. У той жизни уже не будет ни конца, ни изменения. [Итак, мы поселимся в то] место, которое давно создал Бог для нашей пользы, а во Христе посеял в нас надежду на это.
Как сказал также Блаженный Толкователь в том разделе о тверди: «Следовательно, сейчас, будучи в этом состоянии, мы живем в этом месте. Оно находится на земле и под этим видимым небом, на которое мы смотрим. В будущем состоянии, когда мы станем нетленными и несклонными ко злу, мы все будем жить на небесах — там, где Господь наш Христос; Тот, Кто нами и ради нас был взят, сейчас находится на том небе, где также [будет и] наше жилище, которое Он нам показал».
20. Не думай, что покой [является] большой помехой для поклонения Богу. Даже псалмопение не так велико, как он. Нет занятия, которое бы [было] больше его среди всех добродетелей, совершаемых людьми. И что это я говорю о добродетелях, [как бы противопоставляя их покою]? [Ведь] для постоянного [пребывания] с Богом тот, [кто пребывает в состоянии покоя], также пользуется добродетелью. Это есть признак смерти для мира. [Это есть] и путь истинного покаяния согласно слову Толкователя. [Это есть] и смирение тела и разума, и прекращение злых помыслов, и освобождение от страстей. [Это есть] и подготовка души к совершенному исходу из тела тайным образом, и великое стремление к любви Божией. Все блага, что здешние, что грядущие, существуют благодаря ему — [покою].
Да не будет мал в твоих глазах этот труд; если ты можешь, выполняй его непрерывно. Когда ты отказываешься от всего и от самого себя, ты настойчив только в нем. Твое блаженство будет невыразимо земным языком, если ты предашь себя этому. Я говорю о том, что всё, что случится с тобой, невыразимо и удивительнее здешнего. Воистину это есть совершенный уход из этого мира. Более же [это есть уход] от скверного образа жизни. Это есть конец всех трудов, любовь ко всем заповедям и исполнение каждой из добродетелей.
21. «Ты священник во век» (Пс. 109, 4). Это «во век» [означает], что и сейчас является священником Господь наш Христос; и совершает священнодействие для нашего искупления. Это происходит постоянно. [И будет происходить] до тех пор, пока он не возвысит всех нас к Себе. В то время уже не нужно будет священнодействовать ради нас посредством жертвы примирения по причине совершенства, которое через Него получит всякая природа. Но Он изольет на нас дары Отца в большом количестве. Жертвы же и молитвы [есть] там, где [имеются] грех и склонность ко злу.
Пояснение: эта глава связана с той, что идет после нее, и подтверждает ее содержание.
22. Священство Христа заключается в том, чтобы за все разумные природы приносить молитвы Божественной природе, которая обитает в Нем. Если же, живя на земле, Он ревностно это совершал, как это явствует из многих мест Евангелия, то теперь тем более Он это делает. Апостол свидетельствует: «Он вошел, чтобы предстать за нас пред лицом Божиим» (Евр. 9, 24). Это «за нас» понимай [следующим образом]: Он поднялся ради всех нас и воссел одесную Бога и просит за нас. Он стал не только ради людей, но и ради святых ангелов. Ибо посредством Его души святые ангелы имеют связь с Ним. Мы же имеем в Нем на одну часть больше, поскольку мы общаемся с Ним посредством двух [частей]: посредством души и тела. Не напрасно Бог взял первородное от нас и вознес Его на небо прежде времен и посадил Его одесную Себя. Ибо через Него Он готов даровать нам блага, которые больше телесных чувств и душевных движений, [использующихся] теперь для познания тех [благ]. Тому, кто этого хочет, Бог открывает [это] духовным образом.
Пояснение: ибо не посредством слова приносит молитвы, но вместо молитвы легко совершает всё делом.
Из Евагрия: «Среди священников Он есть Тот, Кто молится Богу за все разумные природы, Своим положением отделяя их от зла и неведения» (Главы гностические 5, 46).
23. Никогда не бывает, чтобы после пресыщения чрева к нам не приближалось мысленное искушение и возбуждение частей тела. Потому остерегайся этого, как сказано: «чтобы ты не забыл Господа и не сделал зла». Ибо по причине смятения разума, которое находит на тебя внезапно из-за [насыщения] чрева, ум легко впадает в ошибку, привязываясь к плохим делам. Нет совершенства в чреве, [поэтому] не будем обольщать себя. Вслед за сытостью приходит презрение из-за постыдных причин, которые устремляются на нас изнутри нас. Посту же [соответствуют] бдительность и чистота. Но осторожно! Это относится не только к телу, но и к уму.
24. Созерцательное бдение освобождает ум от сомнений в отношении к Богу и наполняет его радостью подлинного убеждения.
25. Те, кто стремительно овладевают знанием, бывают уловлены им к гордости. Чем больше они размышляют, тем более помрачаются. Те же, в кого это знание входит, живя в их [разумных] движениях, нисходят в глубину смирения и в своих ипостасях получают радостную убежденность светлым образом.
26. Овладевают знанием те, кто без труда осмеливаются [приступить] к нему. То есть вместо истины они хватаются за [ее] подобие.
А сама по себе истина живет в [разумных] движениях тех, кто стали распятыми в своей жизни и вдыхают жизнь изнутри смерти.
27. Вслед за изменением образа жизни меняются и мысли о свойствах Бога в [разумных] движениях людей: нисходя к простоте, они [начинают] размышлять над трудными [для постижения вещами] о Господе всего. Это [происходит] благодаря благодати, которая может дать пищу каждому [лицу, находящемуся в] замешательстве. «Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями», как сказал Соломон (Притч. 19, 10). Те, кто восходят к твердому образу жизни, находят радость [в познании] свойств Бога. «Каждый иноплеменник и необре-занный да не вкушает от таинства Пасхи» (Исх. 12, 43. 48).
28. Созерцательное бдение с образом жизни согласно знанию [есть] у того, кто совершил телесные труды и приблизился к старости, а тело осталось ему. Приблизившись к духовному образу жизни в одиночку посредством отделения от людей, [он приобрел] бдительность и усердие ума. И в отношении него постоянно исполняется сказанное: «ночь просветится как день» (Пс. 138, 12). Тот, кто пробудится к этому образу жизни, будет вынужден немного [потерпеть] от искушения хулой. Если в нем есть смирение, то он легко освободится благодаря свету веры, который воссияет ему по причине благодати. Если же он будет пребывать в замешательстве и исследовании [мыслей], он помрачится в созерцании, будет заблуждаться умом и подвергнется испытанию хулой, приблизившись к этому образу жизни. Отдых же не повредит этому [испытывающему брань хульных помыслов] — так, как исследование [мыслей] и рассеяние чувств.
29. Свет созерцания сосуществует с постоянным спокойствием и отсутствием видимых образов. Когда разум находится [в соответствующем состоянии], он постоянно стоит и ожидает, что за созерцание взойдет в нем. Тот, кто это оспаривает, не только вводит в заблуждение других, но также сам сворачивает с пути и не чувствует, что в воображениях своего ума бежит вслед за тенью.
30. Когда же приходит время битвы и тьмы, хотя [некто] и впал в рассеяние, пусть он задержится на молитве и коленопреклонении на землю. Однако когда нет настойчивости битвы и полной тьмы, но обыкновенная рассеянность случайных мыслей, пусть доля чтения будет увеличена над [временем] пребывания в молитве. Однако он [может] соединить их друг с другом: принять лекарство от книги и приблизиться к молитве.
31. [Должно] воспевать тех, кто, поддавшись насыщению пищей, в достаточной мере могут сохранять неповрежденной чистоту. Я допускаю, что они предадут разум божественным движениям и не облекутся [в свойственное] телу. И в их телах не будут распоряжаться влечения и замешательства, но они облекутся в духовную плоть. Но разве бывает так, чтобы некто [смог] удержать мысль неподвижной или подчинить [ее]: [сделать] то, что невозможно при насыщении? Разве ты [сможешь] сделать что-то с телом или со сладостными возбуждениями, которые обращают ум в беспокойство при отсутствии твоего желания того, чтобы они возникали [в тебе] или не возникали? Разве ты [сможешь] поменять низкие движения на лучшее изменение? Мы способны повелевать мыслями, и это [происходит в том случае], если мы чрезвычайно бодрствуем. [Управлять] замешательствами, [овладевающими нами без нашей воли] мы не способны. Следовательно, глубоко заблуждается тот, кто говорит, что, наполнив чрево, он остается без страдания. Да пребывает он в [созерцании внешних] видов вещей.
32. Чистота есть стирание припоминаний посредством наполнения разума глубиной созерцаний. Однако и в этом [случае человек] не остается без искушения движениями. Но он пребывает [в искушении] без [участия] тела. Ибо он искушаем, но не послушен. Он [достигает этого] не [из-за своих] стараний, но презирая их — [искушения]. В такие моменты он победоносен без борьбы. Хотя атаки и настойчивы, но эти движения, будучи непохожими на телесные, пролетают снаружи без остановки в припоминаниях. Когда же наступает мрак, более не [нужна] борьба, так как благодаря искренности труда он удерживается.
33. Бесстрастие не есть нечувствие страстей, но невосприимчивость к страстям по причине опьянения разума славой души.
34. Ночью и днем не прекращай в своем сердце эту молитву: «Господи, защити меня от душевной тьмы». Это есть конец всякой молитвы знания. Темная душа есть второй шеол. Просвещенный разум есть спутник серафимов.
35. Блажен тот, кто открыл свое сердце и ощутил то, что Бог готов сделать для рода разумных [существ]. Является чудом то, как духовные природы выносят эту радость. Они точно знают [цель] этой надежды, куда призваны они и мы.
36. Некто скажет своему брату: «Люби Бога, [это] очень легко». Однако нужно знать, как любить. Благодаря покою, [который] не [должен быть] низменным, и обычной работе, [совершаемой] со смирением, в сердце рождается душевный труд. Его называют скрытым образом жизни разума. Он есть множество размышлений о скрытых [вещах], которое порождает в душе покой. Разъяснения этого сделаны мной в том разделе, посвященном объяснению типов образа жизни. Ибо первое семя этого есть страдание сердца. Оно ведет к радости. Душевный труд приближает нас к тому духовному образу жизни, который есть изумление в Боге. Оно есть восприятие Его тайн, которое поражает душу, чьи движения как бы погружаются в туман, если кто-то будет говорить образно. Как то облако, которое покрыло Моисея, а он погрузился в него, [скрывшись] от мира (Исх. 20, 21). Все что там, [в случае с Моисеем, происходило] чувственно, здесь [происходит нематериальным] познавательным образом. Отсюда и утверждается в нас твердая вера. И эта вера посылает человеку огонь, [который разгорается] от его мозга до его ногтей. Любовь и есть сила этого огня. В каждый миг она зовет душу посредством ее припоминания удаляться от земных [вещей] и направляться к Богу в своих [разумных] движениях.
37. Духовный образ жизни есть работа без чувств. Работа без чувств [есть] разум, который общается с Богом посредством открытия Его тайн согласно слову отцов, которые называют его чистым умом. И есть [места], где называют [его] надтелесным видением. Об этом же далее: «Он увидел в себе свет красоты своей души и в момент молитвы он увидел в себе небесные видения» (Гностические главы 3, 6; 5, 15). Это он увидел в себе самом славу Божию, которая есть видение Его тайн.
38. Видением славы Божией он называет [видение] того, что в нем движется мысль о величии Его природы. Она выводит его из этого мира посредством ее восприятия. И отсюда он утверждается в той грядущей надежде. Это и есть убежденность разума, о которой сказал апостол Павел (Евр. 11, 1).
39. Благо таким образом положено в природе души, как огонь положен в природе камней и железа. И оно нуждается в том, кто будет приводить его в движение. Это есть благодать Божия и увещевание человека. То, что в тех [ангелах совершается] по природе и постоянно, здесь [человек совершает], не будучи связан необходимостью, благодаря свободной и неподавленной воле.
40. До тех пор, пока он будет бояться и воздерживаться от зла [по боязни], любовь к благим [делам] не будет двигаться в человеке сладостно и пламенно.
41. Те, кто придут [в замешательство, читая] эту книгу, увидев, что какие-либо из этих глав о знании написаны в некоторых местах книги над строками, пусть не думают, что это сделано по ошибке. Ибо эти главы о знании являются неким разъяснением большей части фраз этой книги. Поэтому [это было сделано] как для [их] понимания, так и для большего удобства читателя, в связи с тем, что эта книга была написана нами для припоминания нашей душе. Как я написал в начале книги, [основываясь] на всем учении, [содержащемся] в Писаниях, и немного на искушениях, которые приключались со мной, мы записали эти главы о знании над каждым из разделов, чтобы при помощи их разъяснить разуму трудные для чтения [места]. Ибо есть [некоторые] слова, каждое из которых в контексте [этой книги] имеет иной смысл: [взятые отдельно], сами по себе они имеют другой смысл.
42. Молитва, лишенная созерцания, полна безразличия и совершается с трудом. Это происходит из-за полной тьмы. Она есть следствие большой рассеянности чувств. Рассеянность чувств приводит к рассеянности ума. А отсюда в разуме появляется полная тьма. Тот же, кто молится созерцательно, испытывает наслаждение. Он молится охотно и без борьбы пребывает в молитве.
43. Как познание Отца у святых ангелов совершается зрительно, таким же образом совершается познание Христа у сынов человеческих.
44. Тот, кто наслаждается созерцанием свойств Христа, [находясь] в тихом месте для жизни, уже здесь получает во владение грядущее Царство в качестве залога.
45. Отдых же ослепляет человека, чтобы он не видел Божественные вещи в изумлении, но посредством тщетного поиска наблюдал за ними.
46. Изумление разума связано с уединенным времяпрепровождением, которое посредством мудрости порождает в разуме теплые и удивительные движения, [при условии] отсутствия рассеянности, которая по необходимости приводит к затруднениям [в этом процессе].
47. Что орошение для растений, то длительное молчание для возрастания знания.
48. Разговор для мудрости — как нагота для половых органов.
49. Господь Христос есть и первенец, и единородный. Оба [понятия] не утверждены единством природы. Ибо Он есть первенец многих братьев [по человечеству]. Единородный же Он [по Божеству] из-за отсутствия рождения до и после Него. Оба [понятия] утверждены в Боге и человеке и объединены в одно лицо. Те [свойства], которые относятся к природе, не смешаны по причине единения.
50. Когда наш разум блуждает по всяким путям и находится в смятении по причине угрозы Писаний вынести приговор за наши грехи, у нас нет иного спасения от страха, кроме того, что, хотя мы являемся грешниками, Бог примирился с нами посредством смерти Своего Сына. В то время послал Бог Сына Своего Единородного: когда даже не было следов страха Божиего, Он явился в мир. «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня» (Ис. 65, 1).