ГОМИЛИЯ 8
Еще того же мар Исхака [беседа о том,]
посредством чего святые отделяются и освящаются,
дабы [стать] обителью Духа Святого
1. Храм Божий — это дом молитвы (ср. Ис. 56:7; Мф. 21:13), а дом молитвы — это душа, в которой освящается непрестанное памятование о Боге. Если все святые освящаются Духом, чтобы стать храмами для Троицы поклоняемой (ср. 2 Кор. 3:16), а Дух Святой освящает их через непрестанное памятование о Его Божестве, и это непрестанное памятование о Боге есть непрестанная молитва, — то, таким образом, святые, чтобы стать обиталищем для действия Духа Святого, освящаются в постоянстве молитвы, как сказал один из святых: «Непрестанно помни Бога — и помышление твое станет небом».
2. Итак, если душа наша через постоянство в молитве становится вторым небом, то на небе [этом] нет недостатка в [каком-либо] благе; и не допускается к ней ни единое из зол, и нет рядом с ней ни искушения, ни страстей тела и души, ни воспоминания о зле, ни какой-либо из телесных скорбей, ни мрака или мучения души. В самом деле, все эти искушения находят на нас из-за этого, то есть из-за того, что мы сбиваемся с пути и удаляемся от памятования о Боге и потому блуждаем [вплоть] до впадения во всякое зло; молитва же есть заграждение для памятования о Боге, устраняющее причины блуждания, из-за которого мы [и] претерпеваем всё это зло.
3. Итак, пребудем постоянными в молитве, которая есть ясное изображение памятования о Господе нашем Боге. Покинут нас все искушения, которые промыслительно посылаются для того, чтобы мы положили в себе памятование о Боге через постоянство в молении и присущее ему распинание ума, ибо те истязатели, которые суть искушения, с необходимостью понуждают нас соделать это, как сказал один из святых: «Непрестанно молись, и дух блуждания убежит от тебя».
4. И когда мы позаботимся о том, что к этому относится, и в душе нашей дадим место памятованию о Господе в постоянстве молитвы нашей к Нему искушения удалятся, страсти прекратятся, сатана будет изгнан далече, горести не найдут [для себя] места в нашей душе, страдания потеряют силу, а всякое зло уступит некое место пребывающему в нас памятованию о Боге и возопиет и убежит от имеющего над ним власть (ср. Мк.9:26).
5. И ангелы прославят тот дом, в котором поставлен священный жертвенник для вечной Тайны их Господа. Непрестанное памятование о Боге есть жертвенник (ср. Евр.8:2), который воздвигается в сердце и на котором все тайны возносятся в святыню Господню. И никакое из перечисленных нами сопротивных событий там не случается, ибо они боятся блистания Божественного огня, разгорающегося между этими тайнами . Все сопротивники как бы естественным образом уступают там, где [в молитве Иисусовой] призывается имя Божие.
6. Бывает же так, что хотя мы и заботимся об этом, некоторым из них по-прежнему удаётся остаться [в нас] и показывать свое бесстыдство, дабы этим угнетать нас, — именно потому, что мы не утверждены должным образом в этом, то есть в [надлежащем] постоянстве памятования о Боге. И в той мере, в какой недостаёт нам [постоянного памятования о Боге], они и получают возможность нападать на нас. Не может дерзость врагов приблизиться к дворцу царя, когда сам он [обретается] там (ср. Мф. 12:29).
7. Божество же обитает в человеке не по природе — ведь Его природа бесконечна и не ограничена [каким-либо] местом и не заключена в него. Ибо Им полны небеса и земля, и нет места, в котором Его бы не было (ср. 1 Цар. 8:27). Ибо во всяком месте Он присутствует и от всякого места Он далёк. Последнее — по причине неограничен-ности и превознесённости Его природы. Первое — по причине недо-ступных для восприятия [Божественных действий], наполняющих нас. Ибо говорится, что Бог Своей волей и действием Своей силы обитает где-либо, как написано: «Буду обитать у них и ходить среди них» (Лев. 26:11–12), — то есть «покажу у них силу Моего действия», подобно тому, что написано, что Он почил на Иерусалимском храме или на той скинии, которая была устроена Моисеем (ср. 2 Пар. 5:13; Исх. 40:34).
8. Когда Соломон завершил строительство храма Его, то, [как] сообщается, на нём почила Шхина Его и храм наполнился славой Его (ср. 2 Пар. 7:1–2, Пеш.), и священники вышли из святилища от Шхины Господней, потому что не могли служить, ибо весь храм наполнился облаком славы Господней (ср. 2 Пар. 5:13–14, Пеш.). Это был знак, что Бог благоволил о нём и посе-лился в нём. Подобное сему бывает с душой, получившей назида-ние в добродетели, когда во время молитвы она чувствует, что это облако почивает на уме в молитве.
9. (А это совершается незримым образом); и [ум] не может исполнить свое молитвенное служение, потому что он замер пред славой Господней, открывшейся чрез умное постижение, и умолк в изумлении. Это знак того, что Господь благоволил о нем и почил на нем, и [это] подобно тому что увидел Иезекииль (когда о строительстве храма ему было явлено в откровении), который после того как было окончено [строительство] того храма, возведение которого он созерцал как Божественное откровение, увидел, как Божественная Шхина почивает на храме и он наполняется ей (ср. Иез. 43:5).
10. И поэтому в видении, которое он созерцал как Божественное действие, отпечатлевавшееся в его душе, — в том чудном зрелище, которое он видел раньше, чем увиденное им сбылось: находясь по плоти в Вавилоне, он видел откровение в Иерусалиме (ср. Иез. 40:1–2) (на расстоянии примерно триста парасангов ), — ему было показано, что он будто бы вошел в храм и Божественная Шхина почивает на нем [храме], как он сказал: «И принес он меня к воротам, смотрящим на восток» (Иез. 43:1), — а это муж, который показывает ему все это в откровении [и] который есть ангел, как он [сам] сказал ему: «Положи в сердце своем все, что я покажу тебе, ибо я пришел для того, чтобы показать тебе это» (Иез. 40:4, Пеш.).
11. Посредством сего нам становятся известными две вещи: все откровения, бывающие святым, совершаются у них через посредничество ангелов; и они [ангелы] наставляют их до тех пор, пока каждый не приблизится к откровению Божественного вйдения. И, во-вторых, ангельские откровения предшествуют Божественному откровению и чинопоследованию, которое совершается у нихчерез действие Духа Святого, как это известно также и отсюда, и поэтому он говорит: «И принёс он меня к воротам, смотрящим на восток, и вот, слава Бога Израилева идет по пути с востока, и глас Его как глас вод многих» (Иез. 43:1–2).
12. Он и [само] откровение показывает ему в соответствии с тамошним чинопоследованием: «И земля осветилась от славы Его. И упал я на лицо свое, и слава Господа вошла в храм» (Иез. 43:2–4). И снова в другом месте говорит он, научая: «И внутренний двор наполнился облаком. И поднялась слава Божия над херувимами, и наполнился храм облаком. И внутренний двор наполнился сиянием славы Господней» (Иез. 10:3–4), и прочее подобное сему, что Писания сообщают о подобающем Шхине действии, возвещая о действии славы Его через ясное видение, — что сила Его почивает на том месте, что отделено для Его святого Имени и на котором во всякое время освящается памятование о Нём.
13. Потому что если говорится, что Он поселяется и живет (ср. 2 Кор. 6:16), то Он поселяется не по природе Своей, но по Своим славе и действию на месте, отделенном для Его святости, будь то на рукотворном здании и бессловесных вещах, называемых священными сосудами; или в словесных храмах, которые суть души; ибо [та] душа, в которой освящается Господь через памятование о Нём, бывает освящаема и отделяема от прочих душ [Божественными] силой и действием, а также явлением откровения и знанием тайн, которые в ней [в душе] открываются, но не природным обитанием.
14. Возжаждем сего блага и освятим члены наши с душою нашею во всякое время Божественными славословиями. Освятим себя непрестанным памятованием о Нём, которое мы совершаем с помощью молитвы. Будем в молитве святыми храмами, дабы принять в нашу душу достопоклоняемое действие Духа [Святого], как говорит апостол: «Каждый очищается и освящается словом Божиим и молитвой» (1 Тим. 4:4–5), — через памятование, говорит, о Боге, которое он совершает там. И нарицается на нем имя Господне (ср.: Иак. 2:7), он освящается, и становится далекой от него всякая скверна и всякая чуждая сила.
15. «На всяком месте, где ты помянешь имя Мое, Я приду к тебе и благословлю тебя» (Исх. 20:24, Пеш.). Будем же постоянно памятовать о Боге, и да будут благословенны уста наши. Как сказал однажды один из святых сидевшим [в присутствии монахов] мирянам: «Встаньте и поприветствуйте монахов, чтобы обрести вам благословение, ибо уста их святы, оттого что они непрестанно беседуют с Богом» .
16. Видишь, как сподобляются святости уста, во всякое время беседующие с Богом, и как освящается сердце, в котором непрестанно благословляется имя Господне? Непрестанно благословляй Господа в сердце твоем, дабы обрести тебе благословение, и не переставай благословлять Его. И освящай свою душу и все свои члены, [так] благословляя Его: «Благослови, душе моя, Господа, и все кости мои — имя святое Его» (ср. Пс. 103:1). И: «Вознесу Тебя, Господи Царю» (ср. Пс. 145:1), и прочее.
17. И изрекай устами твоими восхваление Ему не пресыщайся хвалой Ему и наполняй душу твою славой Его и честью Его, пусть Бог будет превозносим в сердце твоем, не знай пресыщения славой Его и благословениями Его, и [тогда] душа твоя будет наполняться честью Его — той, которую видел пророк пребывающей на Иерусалиме: «Земля осветилась от славы Его» (Иез. 43:2), — и «Непрестанно помни Бога, и помышление твое станет небом».
18. Возжелаем сей славы, дабы чрез непрестанное памятование о Нём в молитвах и славословиях стали мы храмами для Бога (ср. 1 Кор. 3:16–17), как говорит святой Василий епископ: «Чистая молитва есть та, которая творит в душе непрестанное памятование о Боге. И так мы становимся храмами для Бога (ср. 1 Кор. 3:16–17) — чрез то, что в памятовании о Нем, которое мы совершаем, Он обитает в нас». Этой небесной славы сподобятся ставшие домом молитвы (ср. Ис. 56:7; Мф. 21:13). И храм, в котором поселится непрестанное памятование о Господе, засияет так, что лучи [, исходящие] из него, осияют и просветят даже отдаленные места.
19. Непрестанное памятование о Боге есть тайна будущего века (ср. Евр. 2:5; 6:5), потому что мы в полноте воспримем там всю благодать Духа. И не отойдет от нас там более памятование о Боге, но мы в полной мере станем храмом Его. К сей тайне будущего единения святые стремятся (ср. Мф. 13:17) на земле через постоянную ненасытность в молитве. Чего и мы да сподобимся благодатию и милостию Христа, упования нашего (ср. 1 Тим. 1:1), со всеми святыми (ср. 1 Фес. 3:13) во веки веков. Аминь.