Исихазм

Автор Тема: 3-ий том Исаака Сирина  (Прочитано 18441 раз)

Ольга Киев

  • Сообщений: 265
  • Несоделанное мое видесте очи Твои..
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #60 : 17 Февраль 2018, 17:38:07 »
Здесь и проблема ума: ему сложно понять равнозначность (и своевременность) пути отшельника и пути горожанина, если оба ведут к Богу.  Господь не был отшельником и к отшельничеству не призывал, что нисколько не умаляет последнего. Как и отшельничество не отменяет и не умаляет пути тех же апостолов и, вообще, христиан первых веков, далеко не отшельников. И т.д.

Вроде бы говорю очевидные вещи. А как сложно порой понять-увидеть...
вполне всё видно-очевидно-понятно. Наблюдаю и в мирской жизни монашество, не институциональное, обрядовое, с обетами и мантией, не так называемое монашество в миру, а монашество в смысле "монос" - одиночество, - при наличии семьи и светских обязанностей (работа) поиск Пути, аскеза, при этом неимоверные усилия ещё и на то, чтобы близкие в миру не ощущали отстранённости, дистанции и ухода внутрь. Наверное, это и есть то самое бескровное мученичество.

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #61 : 17 Февраль 2018, 18:31:25 »
Ольга Киев, тут еще такая вещь. Монашество инстуционализировали позже, т.е. его вобрал в себя институт, приправил официозом и форматом. Суть же иная. Вспомните начало монашества - никто никого не стриг, не совершал чина, Антоний был первый у него не было ни сана, ни звания церковного. И после Антония таких было много - обычных людей, по своему статусу. Можно быть монахом (от слова единым, цельным) где угодного со своим уставом применительно к тем обстоятельствам и условиям в которых находишься.
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #62 : 17 Февраль 2018, 20:54:23 »
Вспомните начало монашества - никто никого не стриг, не совершал чина, Антоний был первый у него не было ни сана, ни звания церковного. И после Антония таких было много - обычных людей, по своему статусу.
akellah - зачем вы врете? Неужели не читали Деяний Апостольских?
Можно быть монахом (от слова единым, цельным) где угодного со своим уставом применительно к тем обстоятельствам и условиям в которых находишься
Сидеть в теплой квартирке у компьютера и рассуждать о высоком, ... удалил вымышленное обвинение - с предупреждением (админ)... и причислять себя к монахам со своим уставом - "ну настоящий полковник".
 
Не надо брать на себя больше, чем можем понести, чистить завалы и нести свет - не совпадают зачастую по времени.
snusmr, с вами полностью согласен. Мне стали интересны ваши посты, поэтому с большим удовольствием пролистал все ваши сообщения. Обратил внимание на то, что вы мало обращаете внимание на современных нашему времени святых. Нам с вами трудно прочувствовать само время, в котором жили первые монахи. Мы с вами не сможем осмыслить даже то, как жили наши предки 100 лет назад. У меня была возможность общения с участниками Великой отечественной войны и пожилыми людьми, которые родились еще до революции. Они много мне поведали интересного из личного жизненного опыта, об условиях жизни того времени. Мне на личном опыте немножко пришлось соприкоснуться с прошлым. Я вырос в селе, где захватил еще соломенные крыши и земляные полы. Телевизоры только начали входить в нашу жизнь, они были не у всех, а у тех, кто жил более менее. Память детства часто возвращает в прошлое и эти картинки явны, как будто это было вчера, хотя прошло уже более 40 лет. В те годы достаточно было отойти от села на небольшое расстояние, чтобы оказаться один на один с первозданной природой - ни тебе сотовых, ни компьютеров, ни телевизоров. Ложились рано и вставали рано. Готовили на керогазах и керосинках, или протапливали времянки, на них и готовили. А теперь давайте с вами обратим взор на те времена, в которых жили многие монахи пустынники. Посмотрите на быт тех лет -  вошли допустим мы с вами в хату и какое встретит нас убранство? Наверное никому здесь не надо рассказывать о том, что в самой пустыне любые продукты питания из за высокой температуры быстро пропадали. Поэтому хлеб был наиболее доступным продуктом питания. Из Евангелия мы узнаем что Христос и Апостолы питались хлебом и таранкой. Поэтому время Византийское в те времена у монахов было наиболее приспособленным к тем условиям, в которых они подвизались. В последние годы мы на личном опыте можем познать в летнюю жару что лучшим временем отдохновения от дневного пекла является вторая половина ночи и первая половина дня. Дальше наступал зной - время плести корзины. И кто из нас современников может "потянуть" такие условия? Могу с полной уверенностью сказать - никто. Преподобный Исаак Сирин пишет замечательные слова о том, что в полное смирение человек приходит лишь в пустыне, где перед его взором один лишь песок на многие километры. О каком смирении в современных условиях жизни мы можем вести речь? О каких духовных состояниях мы можем здесь рассуждать? Нашему времени оставлено лишь покаяние - все остальное от лукавого.
« Последнее редактирование: 17 Февраль 2018, 21:36:59 от Alexander »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #63 : 17 Февраль 2018, 21:56:27 »
И кто из нас современников может "потянуть" такие условия?

По-моему, у Кассиана Римлянина читала рассказ о монахе, который, поселившись в монастыре, имел при себе слугу-раба. Он был богатый человек и для него аскеза состояла в том, чтобы уменьшить число обслуги до одного человека. И автор патерика ставил ему это в большое достижение. И тут же сравнивал его с другими монахами, пришедшими из крестьян. Для последних условия пребывания в монастыре были раем по сравнению с нищетой их мирской жизни. Последние пришли в монастырь в том числе и ради улучшений жизненных условий.

Все относительно. Смысл ведь не в лишениях как таковых. Суть аскезы не в уровне неудобств (чем больше неудобств, тем лучше - это нелепо). Самая крутая аскеза у матери, имеющей несколько маленьких детей. Куда до нее любому монаху...

Но вот мысль о необходимости периодов затвора - она ценная. Человеку нужен опыт уединенной жизни (состояние "моно").
« Последнее редактирование: 17 Февраль 2018, 22:10:57 от Elena »

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #64 : 17 Февраль 2018, 22:08:15 »
Виктор Шипилов, я не врал. Антония, как основателя монашества никто в монахи не постригал (он и помер не имея никакого официального сана от церкви). Марию Египетскую тоже, как и многих других имже несть числа...
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #65 : 18 Февраль 2018, 00:55:27 »
Захотел стать монахом. Купи домик  вблиз деревни и живи монахом. Идти в монастырь? А смысл. К Радонежскому шли не в монастырь, а в ученичество жить по Христу. В каком монастыре есть учитель?

Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Ольга Киев

  • Сообщений: 265
  • Несоделанное мое видесте очи Твои..
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #66 : 18 Февраль 2018, 01:07:41 »
Захотел стать монахом. Купи домик  вблиз деревни и живи монахом. Идти в монастырь? А смысл. К Радонежскому шли не в монастырь, а в ученичество жить по Христу. В каком монастыре есть учитель?
Тут недавно тема такая поднималась. Началось с того, где б найти монастырь, учителя и единомышленников, а закончилось вырвавшимся наружу зудом пообсуждать гордыню других.. у каждого свои смыслы. Отакое..????

Ольга Киев

  • Сообщений: 265
  • Несоделанное мое видесте очи Твои..
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #67 : 18 Февраль 2018, 01:43:38 »
akellah,  там в истории с началом монашества много разного. Как одна из причин возникновения обособленного монашеского общежития - появление большого количества проповедующих аскетов всех мастей, даров и взглядов. На определённом этапе многие из них, проповедуя в городах, нередко становились инициаторами разного рода беспорядков. Потому обособленное жительство стало компромиссом.
И да, согласна, Антоний Вел., Мария Египетская, Онуфрий Вел. etc и правда, как-то не согласовывали свои жития ни с какими уставами. Мария Египетская причастилась всего один раз в жизни. Даже не знаю, как с этим всем мирятся нонешние особо правильные наши православные????...

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #68 : 18 Февраль 2018, 08:09:17 »
становясь рассадником дурости и зла.
Это на самом деле так и есть.
Например.
Начала составлять очередной текст молитвы по соглашению, для чего решила прибегнуть к каким-то традиционным формулировкам из молитвослова. Перелопатила буквально весь в поиске самых удачных фраз. И... впервые обнаружила, что привычные нам "не даждь, подаждь, избави, даруй, накажи" + то-то и то-то выглядят и вправду... ну очень старушечьим каким-то языком из 19 века. Оно, вроде, по существу всё верно. Но лубок ведь натуральный. С сознанием современного человека это малосовместимо.

Понимаю про безмолвие и молитву-действие, но сейч. речь именно о формулировках. Нужны ли они в принципе? Опыт показывает, что порой и нужны. В магии же их тоже используют, так почему бы не быть им и тут, они работают. Знакомый эзотерик, например, очень "за" именно церков.формулировки, т.к. (хоть они и смешным этим лубочным языком писаны, но поскольку ими молились веками, они, в силу именно этого обстоятельства, обладают бОльшей Силой), а вот те, что модно сейчас писать своими словами (хоть и глубоко, и искренне) признаёт хоть и не пустыми, но "по мощности" заметно уступающими первым.

Одна из бед (есть и другие) традиционной передачи - неизбежное дробление и возрастающее искажение при переходе от высоких уровней к низким
Спасибо, я это всегда и особенно в послед.вр., как раз и ощущала, но не знала, как сформулировать, Вы подсказали.

Но (лично моё мнение на момент "сегодня") на одних личных инициациях и высшем Я хоть и глубоко, но далеко не уехать. Поэтому пока предпочитаю всё же когда-никогда участвовать ещё и в церк.таинствах.

Есть традиционный способ передачи всяческих требований и благ, базирующийся на иерархической преемственности и посредничестве - известном принципе организации и поддержании сего мира. Земные институты (церковный среди них) построены на этом принципе, который - для сохранения - сакрализируется и возводится в абсолют.
А вот тут немножко стоп. То есть церковь рассматривается исключительно как податчик благ и требований? То есть интересует не благо само по себе, а то, что оно может "дать"? Цыганский, однако, подход  :-)
И да, конечно, это есть - навязывание почитания чинов и мол, в соответствии с ними, кто выше, тот и больше. Но наряду с этим, как мне видится, есть и другая волна - никакого особого придания в земной иерархии - это рассматривается исключительно с административ.функции, прекрасно понимая, что садовник может обладать (и как правило и обладает) куда бОльшими небесными дарами, святостью и "чином" в небесной иерархии, чем какой-нибудь архибандит N. Носителей такой позиции тоже много (именно внутри церкви). Это про неоднозначность и разношёрстность.

Посему и сметаются беспощадным ветром перемен.
Наша эпоха - эпоха тектонического сдвига, перестройки связей. Кто готов - то может брать, ибо открывается.
А вот это - серьёзные вещи. Когда-то уже говорила, что тоже ярко чувствую другое время, что сейчас всё перестраивается, что старые схемы-порядки просто рушатся и уже не работают (как всё пишут, мол, вибрации планеты в целом неуклонно сильно повышаются, соответственно, люди непроизвольно меняются, а кто (чей организм) не успевает перестраиваться, тот выходит из строя). Я это, например, очень ощущаю, что чуть ли не с каждым днём всё меняется стремительно. Не успеваешь в религиозном смысле привыкнуть к одному, уже другое катит.
И как тут быть? По-старому не работает, по-новому не понятно, как именно, пробуешь методом проб и ошибок, но ч-то всё не туда пока. Недавно, например, пришло осознание, что сейчас "служение" должно быть принципиально другим. Надо быть там и с теми, кому это действительно нужно. И это может быть разноплановым. При таком "служении", да, видимость присутствия будет в физич.мире, а находишься в совсем-совсем другом измерении и "служишь" как бы оттуда. Тогда пространственно-временные рамки раздвигаются, и вреда как от 3D - нет.
(Кстати, знакомый когда-то проходивший через сеанс холотроп.дыхания рассказывал, что (то ли он предварительно загадал-пожелал увидеть Христа, не знаю, как это там происходит) но видел Его очень сверхдеятельным - туда-сюда, туда-сюда, от человека к человеку, от проблемы к проблеме). Тогда восприняла совсем скептично, а сейчас что-то похожее ощущаю.
Когда душа готова к служению, а по-старому невозможно, по-новому же не открыто, воспринимается как какая-то импотенция и парализованность. Потенциал есть, но кому он нужен?
К примеру, "давать дух. знания" считается высшим видом служения, но оказывается, если давать эти знания "в невежестве" - там где не спрашивают, а навязывать - это, наоборот, ведёт к "накоплению кармы".
Складывается ощущение, что сейчас итак, кто хочет знать какие-то знания, давным давно уже обо всём осведомлён, а кто не хочет, тому, как правило, и не надо.

Так вот, может, кому-то уже "приоткрылось", как примерно должно выглядеть современное "служение"?

Отрицания нет, есть продолжение, поскольку восхождение на вершину молитвы не заканчивается восседанием на ней. Есть и путь нисхождения - принесение вышнего света в низкие, темные места, их освоение.
Может ли так быть, что это не универсально? Я не знаю, насколько туда движусь и движусь ли вообще, но рисунок пути складывался не резко вверх, а потом резко вниз. А частично вверх - потом вниз, в землю, потом опять время продышаться, вымолиться как следует, почистить перья - и опять вниз, выдохся как фломастер до самого конца - опять возможность наполниться, что-то новое осознать, подняться, потом опять вниз. Такая вот цепь. Сейчас нахожусь в режиме крайнего энергосбережения, и какие-то лихие шаги вовне принимать уже совсем небезопасно. Разве что вот это служение-интенсив, с расширенными пространственно-временными шторами (как ощутилось, от такого уставать не должно, оно за радость, сил не отнимает почти).

Тот кто посидел в затворе, помонашествовал и т.д. уже не обладает устойчивыми адаптивными соц.свойствами, у человека изменяется (порой, очень сильно) психофизиология. Поэтому все шаги с большой рассудительностью. К примеру. Вот пошла на аквааэробику. 50 на 50. Сами упражнения, пребывание в воде и эффект после - замечательные, внутрьпребывание не рассосредотачивает никак. А вот общественный транспорт, в целом энергетика самого бассейна всё-таки накладывают какую-то плесень поверх.
Все эти "нельзя шататься по общественным местам", думаю, не голословно всё-таки возникли. Цель же не назапрещать, а создать условия. Кстати, смешно: там ещё входила сауна, захожу, в крохотной каморке впотьме сидят тёток 20, аж испугалась сначала )) И знаете, о чём зашёл разговор? О предстоящем посте, о том, что говорят священники, одна другую сидят и наставляют: главное, мол, словом не грешить. Из угла спрашивает: "Словом - это не материться что ли?" Ей и отвечают, и канонически вразумляют, что да как.
Святые жёны современности  :lol:

Повседневный человек не пишет
Согласна, что Христос уединялся не навсегда, а от случая к случаю, сделал-сотворил - и удалился в пределы такие-то отдышаться. Но и повседневностью бабы Маши Он же не жил  :-) У бабы Маши только хлопоты и душевное тепло ближним, это конечно же ценно. Но она не обременена изнутри была какими-то глубокими потребностями Духа, не вкладывала именно Дух, а потом соответственно на печке не восстанавливалась (незачем). Был нормальный душевный энергообмен с близкими. Ну когда пореветь. И усё. ))

Жизни в повседневности есть место, но не повседневностью и не для повседневности. Содержание, наполненность, пространственно-временные рамки отличаются.

сейчас основополагающим становится и стало уже не ментальное видение-знание, а видение сердца и знание - высшая интуиция.
А у Св.Отцов разве именно ментальное, а не сердечно-интуитивное?

Современное монашество находится в стадии глубокого упадка.
Подтверждаю. Нынче ездила специально удостовериться, не наговариваем ли тут.
Не наговариваем, действительно всё очень несерьёзно.
Но для новоначальных как раз смело бы можно всем рекомендовать, как возможно, скорейший и эффективный процесс прохождения начальных этапов. Максимально-радикальный отрыв из 3D, без долгих расшаркиваний, интенсивное погружение в богослужебный круг, смена вида деятельности. Но тут тоже надо выбирать, часто нагрузка превышает все нормальные КПД среднестатистического городского жителя.

Никопон

  • Сообщений: 473
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #69 : 18 Февраль 2018, 10:17:57 »
Спасибо за разъяснения.
Помогли взглянуть так, чтобы не смущаться.
Известно, что Священное Писание целиком воспринимать следует, и тогда смущаться не будешь. То же и к творениям святых отцов конечно относится. Образ движения и вверх и вниз, или образ лестницы и восходящих и нисходящих по ней святых важно не упустить из вида, и тогда ясно становится про соотношение образов молитвы.
любящий другого исполнил закон (Рим, 13-8)

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #70 : 18 Февраль 2018, 11:05:55 »
Как понимаю, суть монастыря в духовном созвучии братии. Через резонанс духовного созвучия многократно ускоряется продвижение к Господу. А всё остальное - аскеза, уединение можно устроить и помимо монастыря. И есть ли этот духовный резонанс в монастырях сейчас? Судя по отзывам, нет. Лишь иногда промелькивает что-то похожее. Как и в многочисленных репортажах об ашрамах в Индии, многие туда регулярно ездят. Похоже на массовый аттракцион, но не чувствуется что там есть духовный резонанс и хоть какой-то Поиск. Скорее всего, внутри разнообразных Традиций всё-же есть резонансные группы, выполняющие определённую Работу, и не все они закрыты, но чтобы разглядеть и принять участие в их деятельности, опять же нужен определённый резонанс. Так что резонанс рулит.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #71 : 18 Февраль 2018, 11:38:33 »
Виктор Шипилов, я не врал. Антония, как основателя монашества никто в монахи не постригал (он и помер не имея никакого официального сана от церкви). Марию Египетскую тоже, как и многих других имже несть числа...
akellah? Не обижайтесь, но поймите меня правильно - я к кому сейчас обращаюсь и кому собираюсь давать ответ?  Все таки приятно обращаться к человеку, называя его по имени. Теперь что касаемо ответа вашего. В прошлом своем ответе вам порекомендовал обратить пристальный взор на Деяния апостольские, в которых даны ответы на все наши современные недоумения. Пусть примером нам послужит Савл, который был фарисей из фарисеев, гнал христиан и вдруг - "Савл, что ты гониши меня?". Из Деяний мы узнаем о том, что первые церкви и священноначалие образовывалось (организовывалось апостолами). Деньги, собираемые церквами отправлялись в Иерусалим. Из жития Антония мы узнаем: "Антоний Великий родился в Египте около 250 года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Восемнадцати лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах, как они оставили все, чтобы идти за Господом. Входит в храм и слышит евангельские слова: “Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной” (Мф. 19, 21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он в другой раз входит в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: “Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы” (Мф. 6, 34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу.
Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали “другом Божиим”. Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказался, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле".

akellah, почитайте житие всех святых, которые ушли в пустыню и удивительное предстанет пред вашим взором - не сами ушли, благодатью Божией были подвигнуты на это. Свт. Игнатий Брянчанинов родился лишь после того, как его родители долгое время молились Богу о Даровании Ребенка, потому что до этого у них родилось двое и оба умерли. А ведь у святителя было несколько младших братьев и сестер и лишь святитель прославлен в лике святых.
Посмотрите житие моего земляка, который родился в 200 км. от Воронежа - это Силуан Афонский. Удивительное в его избранничестве началось еще с детства самого. Таких примеров  akellah достаточно много и нельзя всех под одну гребенку.
 

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #72 : 18 Февраль 2018, 14:08:38 »
Цитировать
С оскверненности начав, оскверненностью и продолжишь. Обычно православные, углядев собственную оскверненность, настолько на ней зацикливаются, что дальше смотрят в мир, как в зеркало в своей гостиной. Кругом одни оскверненные, и всем им надо мягкими словами, но одновременно религиозно напористо разъяснить, как с этим делом начать бороться. Таким образом лицемерие начинается с себя и переходит на других. Лицемерие необязательно бывает того качества, что вы все оскверненные, а я один Д’Артаньян. Бывает так, что Д’Артаньяном становишься не сразу, а постепенно, видя, что оскверненные не меняются, как ты не стараешься им об этом рассказать, постепенно вырастаешь в своих глазах до маршала религиозных войск. Религии под дудку таких маршалов часто и маршируют.
.
Подробности: https://regnum.ru/news/2381567.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #73 : 18 Февраль 2018, 14:26:39 »
Родион, это можно как то соотнести к традиции прощенного воскресения? Просить прощения у всех в этот день.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля