Исихазм

Автор Тема: Великим невольным популяризаторам исихазма посвящается :-)  (Прочитано 9232 раз)

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Палама обобщил, а не открыл опыт исихазма, он ответил на вызов времени, которое скрижалями чернил пыталось перекричать скрижали сердца. Не Паламу так другого бы нашел Господь для этой миссии.

Не обобщал он ничего. Все, что он сказал, было естественным в монашеской среде и это преподавалось. Была школа. Была система. Были методы. Были наставники.
Палама просто озвучил это в букве. И озвучил именно благодаря ситуации с Варлаамом.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Просто приходит время, когда все медитативные приемы теряют всякий смысл, или просто становятся ключиками включающими мотор молитвы. И исихазм для человека тогда становится обратным мостиком для тех с кем исихаст делиться своим духовным опытом. Ему эта описательная система уже не нужна, она нужна другим. Палама для себя писал? Ему что нужна была шпаргалка или он страдал манией величия, или графоманом был? Был вызов, кто то должен был ответить. Ответил Палама.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Палама обобщил, а не открыл опыт исихазма, он ответил на вызов времени, которое скрижалями чернил пыталось перекричать скрижали сердца. Не Паламу так другого бы нашел Господь для этой миссии.

Не обобщал он ничего. Все, что он сказал, было естественным в монашеской среде и это преподавалось. Была школа. Была система. Были методы. Были наставники.
Палама просто озвучил это в букве. И озвучил именно благодаря ситуации с Варлаамом.

 Родион, передал опыт и обобщил его письменно, это не принципиально. Ну отними сейчас у Вас все книги, включая Священное писание, что Вы забудите каким путем и к Кому идете?
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Svod, приёмы теряют смысл, когда достигается состояние и приобретает естественность и постоянство. Результат упроздняет способ. До этого способы важны и их приходится искать.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

svod

  • Сообщений: 4035
    • Просмотр профиля

Svod, приёмы теряют смысл, когда достигается состояние и приобретает естественность и постоянство. Результат упроздняет способ. До этого способы важны и их приходится искать.

Мы живем в мире. И решая один вопрос мир будет выводить тебя на решение другого. Выход из мира, не выходя из мира возможен? Христос исихаст?
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Для меня есть вопрос - так ли сильно различны в практике исихазм и квиетизм, как представляет отец Пётр Мещеринов? Исихазм начальная трудовая( слишком человеческая), а квиетизм более высокая( более на действие Божие направленная) практика? Я, особенно после череды периодов тяжёлых душевных состояний невольно перестал молиться вот прям как здесь в теме описанно, но и не вполне представляю что отстранение от своего и ожидание действия Божия( присутствия), особенно в моём случае это та или другая практика?  В растеренности чем занимаюсь? Я не считаю свои усилия за что то( ну неосознанно другое дело), но Иисусовой молитвой я тоже Бога ищу. Я не хочу выдумывать, то чего нет. И поэтому если не чувствую Его, меня преследует безотрадность и тоска. И квиетизм тоже не спасает, хотя проживать такое стал без надрыва, с наполненостью не проговариемого что ли смысла таких тяжёлых состояний. Это стало ещё одним видом молитвы.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Послушал еще раз лекцию о.Петра про квиетизм.

В исихазме упор на делание - от деятельной молитвы к созерцательной. В квиетизме же упор на молитву покоя, следующей за аскетикой.  В православной молитвенной практике застревают  на (пред)начальном этапе, а он деятельный. Исихазм (как предстояние Богу, богомыслие, богосозерцание) древних подвижников становится недосягаемой вершиной. Лестница восхождения потеряна. Молитва покоя, кажется, дает дополнительную, близкую ступеньку.

В эпоху постмодернизма рушатся многие образы-кумиры, но для ищущих открываются новые возможности - за пределами образов. Бессловесная молитва-предстояние может стать проводником в мир безОбразного видения, невозможного для рационального ума. К такой молитве подводит Иисусова молитва, о таком предстоянии - и молитва покоя, и сама практика нашей жизни  - через веяние Духа.

О.Петр никак не сторонник исихазма. Один образ молитвы он пытается заменить на другой. Попробуем чуть приподняться умом - и увидим великолепие единства над полем противопоставлений...

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Я к рассуждениям-размышлениям-суждениям-"научениям" по теме молитвы, исихазма и Умного Делания совсем охладел.
Не интересно.
Не тянет.
Что ни говори - никто не поймёт.
А кто всё поймёт - тому мои слова и не нужны.
Всё более склоняюсь к выводу, что Умное Делание, - вещь для крайне узкого круга штучных умов.
Умов, о которых на самом деле только и весь смысл и суть Заповедей Блаженства, хотя вся целиком Нагорная Проповедь уже пособие, чтобы задуматься и спастись много большему числу человеков, но, увы, на деле всё же лишь "малому стаду".
Грустно от этого.
Такая дурацкая "элитарность", но, увы, реальная проклятая "элитарность", вгоняет в печаль и уныние, и то, что это не твоя проблема, а проблема других, но, вот, ты то ничего не можешь с их проблемой сделать, - вот это тоска и уныние и похуже тоски и уныния на свой личный счёт.
Отсюда и мой  личный постепенный переход на путь познания логосов сущего, логосов промысла и логосов суда.
По сути ныне это ПОЗНАНИЕ ЛОГОСОВ и есть у меня борьба с указанными унынием и печалью, когда уже вполне понятно, что одной молитвой "завесь мир" тут никак не отделаешься, ибо это лишь паллиатив на самом деле.
Увы.
А молитва, непрестанная молитва, исихазм, Умное Делание - они теперь со мной навсегда.
Многим братьям и сёстрам это вполне понятно наверняка, понятно, что я имею этим в виду.

Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Да, тоже думаю, не стоит противопоставлять. Ищущие в любом случае уходят от шаблонов. Не только тем будут пользоваться, за чем авторитет, и не отвергать будут только за то что это было у чужих, но отбирая для себя необходимое. Советы Терстегена были глотком свежего воздуха, хотя как буд-то я сам уже чувствовал направление.                                                                 
    Сергий, я бы тоже устал от такого обилия текстов на форуме. Мне иногда только надо соотнести свой опыт. Когда пишешь текст, подбираешь слова видно, кстати, свою глупость или неоформленность что ли опыта. Ну как есть...

Иссоп

  • Сообщений: 414
    • Просмотр профиля

Я, особенно после череды периодов тяжёлых душевных состояний невольно перестал молиться вот прям как здесь в теме описанно, но и не вполне представляю что отстранение от своего и ожидание действия Божия( присутствия), особенно в моём случае это та или другая практика? 
То, что предлагает исихазм и квиетизм в виде созерцания и действия Божия происходит только в более-менее выровненном состоянии, по принципу большее к большему. Когда тяжёлые душевные состояния - надо рассчитывать не на это, а два варианта: либо трудовой-деятельной заниматься, либо если и это не идёт - временно уйти в тело и заняться приведением физического в порядок: отдохнуть, нормально выспаться, чем-то приятно-полезным заняться, радующим, оптимизировать в быту что-нибудь и т.п.

К слову, важное примечание у о.Петра к его материалам:


"Моё внимание направлено исключительно на сложившуюся сегодня «низовую» пастырско-церковную педагогику, и критике подвергается вовсе не догматическое и нравственное учение Церкви, а то практическое обстоятельство, что христиане «застревают» на этапе начального воцерковления, а дальнейшие пути им не предлагаются.

Но, как показывает опыт, у немалого числа моих собеседников ещё не дошло дело и до этого самого этапа начального воцерковления – а запросы и притязания очень большие. Очень нередко бывает так, что люди включаются в рассуждения о высоких материях, о христианском богообщении, о его возможности или невозможности, жалуются, что у них «ничего не получается», что «Бог их не предопределил, выходит», предъявляют те или иные претензии поднимаемым нами темам, и проч. – а копни, и обнаруживается, что человек элементарных вещей не понимает и не соблюдает. Этика совершенно не в порядке. Аддикции действуют со всей силой. Социальные отношения исковерканные. Ментальное здоровье требует внимания... человек всего этого не видит, не замечает – но хочет богообщения. Но всё совершается своим чередом – нужно прежде всего разобраться с собой, и именно что пройти христианское нравственно-духовное новоначалие – в том числе покаяние, исповедь, исправление жизни, умение аскетически следить за собой, навык получать помощь в Таинствах и церковных действиях, и т. п. Тогда станет видным, что́ препятствует богообщению в каждом конкретном случае, и прояснится очень многое, что человека просто, как говорится, «приведёт в чувство».

Из говоримого мною порой может создаться впечатление, что ничего вовсе «делать» не надо, и что всякий человек может с лёгкостью «вкусить и видеть». Нет, делать надо – Царство Небесное усилием берётся, и не все люди, а только чистые сердцем Бога узрят. («Чистые сердцем» – в реальном жизненном процессе, а не в сферическом вакууме, разумеется.) Итак, презумпция:

церковная традиционная вера;
навык чтения Св. Писания;
наличие воцерковления (в «хорошем» смысле слова); опыт некоторой «исчерпанности» этой сферы, заставляющей христианина искать дальнейшие пути, придёт сам собой;
и самое главное – «работающая» в жизни евангельская этика и трезвый и смиренный взгляд на себя.

Это всё как раз и надо «делать», и прилагать сюда все свои усилия.

Это обязательное «предварительное условие»...

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

"Я не знаю, что сказать о себе. Господь не оставляет мне ничего, на что я бы мог опереться. Ни в чём мне нет ни радости, ни жизни. Я пребываю в каком-то туманном состоянии: ни твёрдой почвы, ни постоянства, ни прочности в делах. Мне ничего не видно дальше того места, на коем стоят мои ноги. И так всё это тянется и тянется. Я поистине несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3, 17); но у меня как будто отнята возможность как следует уразуметь сие. Я хочу служить Господу, исполнять Его волю; но насколько я по-настоящему хочу сего, я тоже не могу сказать. "                       Вот как у Терстегена(это он о себе пишет) , так и у меня. Только у меня эти недоумения обостряются, я просто страдаю душой перед Богом. Это не про выспаться или что то ещё. И у меня нет цели, пожалуй, чтобы это состояние прекратилось. Сейчас. Я по другому проживаю это. Состояние тяжёлое, но зато не поверхостное. Но с Терстегенем окончательно что ли понял, что это не безблагодатность и богооставленность что я только через это смогу довериться Богу. Что и прийти к безмятежности и внутреннему покою не пережив это не получиться. А до этого терзался(скажу строчками из песни Цоя) - я жду ОТВЕТА, больше надежд нету".                                                                      Внешнии причины(повод к скорби) только служили началом( могло и без них начаться)  такого кризиса.  Может я не понимаю что то, ровность своими усилиями? Что это? Это не действие Божие?

Иссоп

  • Сообщений: 414
    • Просмотр профиля

Вот как у Терстегена(это он о себе пишет) , так и у меня.
Знакомо.
То, что Вы сейчас дополнили-написали - тогда да, картина немного другая. Говорят, это временный этап. Чтобы не впадать в уныние, можно помнить: "и это пройдёт". Тут, похоже, классика жанра - хорошее смирение, за которое по св.о.этике принято благодарить ))
И то, что трагизма нет, можно увидеть в Ваших наблюдениях: "И у меня нет цели, пожалуй, чтобы это состояние прекратилось. Сейчас. Я по другому проживаю это. Состояние тяжёлое, но зато не поверхостное. Но с Терстегенем окончательно что ли понял, что это не безблагодатность и богооставленность что я только через это смогу довериться Богу. Что и прийти к безмятежности и внутреннему покою не пережив это не получиться".
Всё хорошо.

ровность своими усилиями? Что это? Это не действие Божие?
Ну обычный ж трудовой этап/режим - да, получается, какие-то усилия и самому прикладывать, причём не особо возлагая на них всю надежду, и одновременно синергия (ведь как бы даже пальцем пошевелить без Жизни нельзя...)
Тихие, тонкие, глубокие созерцания-наполненность возможны только при подготовленной почве. При бурях-метелях нет, их сначала успокоить надобно...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

"Я не знаю, что сказать о себе. Господь не оставляет мне ничего, на что я бы мог опереться.
Слов утешения не будет. В практике индивидуальной молитвы это неизбежный этап. Ныне и в практике соборной молитвы-(со)стояния.

Утешение за словами и глубже них. Опоры заслоняют, удерживают, не дают пройти.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Опоры заслоняют, удерживают, не дают пройти.
Родовые муки рождающегося.
И это пройдёт.
Но в мире пребывать в это время непросто.
Хорошо, если в это время есть на кого опереться и есть хоть некое понимание и терпение у окружающих, с кем приходится общаться.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Тем не менее, спасибо всем. Сердечно. Бог дал и это утешение - говорить там, где могут понять...