Почему-то поучающие интонации особо не задевают, возможно, у некоторых такой способ донесения информации, не обязательно ж с гордыней или превозношением связано. Наверное, любой совет невольно так и звучит - как бы поучая.
Но м.б. чего-то не вижу...
Насчёт отцов-пустынножителей как раз также пришло воспоминание. Что их "жизнь во Христе" была совершенно иная, чем принято её представлять. Интересно, ощущали ли они Христа как такового, или Он для них тоже был растворён в этой бытийной полноте-объёме? Когда давно читала, о Христе именно у них не отложилось, сложилось впечатление, что они воспринимали Б*га целиком, как великое Начало, субстанцию...
(У каждого свой опыт. Для полноты диагноза расставлю чуть акценты. До воцерковления я имела живые переживания Б*га, многое из того, что потом узнала у Св.отцов. Читала то, что попадалось: Рерихов, того же Шри Ауробиндо, специально сначала книги не искала.
Потом попался катехизис у прабабушки, почему-то издательство было 90 года, обложка достаточно старинная, тексты в нём чуть не с твёрдым знаком. И там было коротко, без воды, очень просто и фундаментально обо всех прописных истинах. Таких катехизисов, кстати, потом больше никогда не попадалось - все шли уже изрядно разбавленные. Затем был Феофан Затворник и Добротолюбие. После которого "Моя жизнь во Христе" о.Иоанна Кронштадского просто закрывались через пару страниц, т.к. казались уже неинформативными.
Так вот. Получается живой "мистический опыт" тех лет был намного богаче последующих 14 лет воцерковления. Мне хотелось разузнать, как тут в церкви что устроено. Например, казалось неловким не знать иконы в храме и сколько видов "Богородиц" и крайне важным знать, каким святым от чего молиться, чтобы в том числе и в лавке людям советовать.
Но конечно, временами возникал диссонанс - например, было непонятно, причём тут в православном магазине наряду с литературой и крестиками матрёшки и детские деревянные игрушки, и почему красивыми и духовными считаются песнопения Скобли и Светланы Копыловой... Это вызывало какой-то жуткий диссонанс с тем, во что верила и читала изначально. Но были и ценные вещи, новые неведомые опыты, они-то и удерживали.
Но как сейчас понимаю, всё-таки это надолго притормозило настоящую живую Связь и развитие, которые были.
Не дал Б*г какого-то здорового, здравого, правильного цинизма - различения. Вот как Лили - у попа рожа страшная, нечего и ходить. Я тоже видела какие-то такие вещи, но считала, что возможно, это я как раз чего-то не понимаю.
И вот сейчас, спустя 14 лет, писала недавно о том, что больше всего обрела Б*га на тихих зелёных улочках. На настоящий момент это мой настоящий эффективный психдиспансер и вытрезвитель. Несмотря на то, что всегда продолжала придерживаться внутренней жизни и в "церковную систему" меня погрузило не очень, не так как бывает (при всём моём желании войти в неё глубже, почему-то что-то каждый раз отводило, не могла понять почему, а сейчас, пожалуй, начала соображать), какой-то прелести прихватила. Так это сейчас ощущаю.
Вот эта "бытийная полнота" врачует и наполняет, хорошо смотреть в небо и на горизонт. И становлюсь снова той, с чего всё началось. Ощущается как нормальность, здравость, то же живое ощущение бытийности.
Но вот Христа теперь не ощущаю. Потеряла?)