Похоже, дело обстоит следующим образом
❇ Да, Б*г - это не только "благодать", но и "закон", безотносительно, нравится это кому-то или
нет.
Но тут такой момент, об этом "законе" нам мало что известно, точнее известен только вот этот
написанный и во многом внешний. По мере очищения от страстей и богопознания, закон (какой
он есть) всё больше становится явным, всё более огранённей и утончённей, но ясным и
непреложным. То есть когда мы тут все друг друга "увещеваем", то занимаемся ничем иным
как ошлифовкой как раз закона. Нравственное чувство подталкивает проявить
"нетеплохладность", подтолкнуть, чтобы выправить все выпуклости-вогнутости у собрата.
❇ О самом этом нравственном чувстве. Оно в каждого встроено при создании. И изначально
человек водился им. Но когда его разум-чувства помутнели, возникла необходимость во
внешне-обозначенном законе.
То есть. Б*г - это в т.ч. Закон и каждая особь, как Его Образ - тоже наделена "законной частью"
- совестью, нравственным чутьём. Это в естественном виде.
Главное - ходить в Воле Б*жией, а законодатель - просвещённая, очищенная,
вышеестественная эта Совесть. По идее - всё.
Вопрос "можно ли жить только по совести"? Можно. Но с оговоркой: ты д.б. безгрешен и быть
верующим.
❇ Дальше такая штука. Законы-заповеди охватывают вообще весь спектр: "воздействие их не
частное, но тотальное на всех уровнях человеческого существования: от повседневного быта
до мистических высот духа".
То есть абсурдна ситуация, когда человек высокодуховный, обитающий в глубинных
мистических океанах и озарениях, при этом нарушает заповеди нового завета и завета ветхого
(не обрядовую часть, она с приходом Христа с тех пор упразднена, а вероучительно-
нравственную).
Да, всё идёт по степени грубости: ветхий завет - "смотрел" на внешние действия, новый - уже
на намерения и сердечные движения. В свете них рассматривая и завет-ветхий.
Человек очищающийся-обновляющийся-преображающийся, возможно, даже и на завет новый
смотрит как на нечто внешнее. Но. Раскрывая его, видя его в новом свете, никаким образом это
пусть для него сейчас более толстое и грубое не нарушает. "Обновления" не входят в
противоречия, а раскрывают, углубляют.
❇ Теперь "нормы-церковные". На мой взгляд, это получается современная обрядовая часть. Как
когда-то была упразднена в завете-ветхом. То есть к ней надо относиться очень и очень
аккуратно: она должна
соответствовать заповедям нового-ветхого заветов и личной очищенной совести. Если она
противоречит заповедям, а тем более нравственному внутреннему вот этому встроенному
"навигатору"-Совести - смело м.б. откинута как некий ветхозаветный хворост.
Всвязи с чем пример. Если в церковно-богослужебной практике неправильно расставлен
акцент, например, с иконами, он попадает под нарушение второй заповеди: "Не делай себе
кумира и никакого изображения того, что на небе вверху,
что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им". А это абсурд и
выходит "сбой в программе".
❇ Т.о. подытоживая, ещё раз какова "иерархия ценностей", от меньшего (более грубого) к
большему.
Церковные правила, порядки, дисциплины.
⬇
Заповеди Ветхого Завета.
⬇
Заповеди Завета Нового.
⬇
Очищенная, просвещаемая и укрепляемая Совесть.
Воля Божия.
Но в противоречие ничто с друг другом не входит. Воля Божия никогда не может входить в
противоречие с ново и ветхозаветными заповедями, так не бывает. С церковной обрядовой
частью может и то
не со всей, а той, что от людей, тварной, исторически-сложившейся.
Т.о. ненормально, когда человек предписания-церковные исполняет, а заповеди - нет. Или
заповедей ветхого завета придерживается, а нового - нет. Или придерживается и нового, но
совесть при том свою не слушает и Волю Бога не исполняет.
"Пусть не подумает кто из нас: мы ходим в церковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим Царствие Небесное. Нет; получит его тот, кто заповеди Божии соблюдает".
прп. Феодор Санаксарский.
Равно и ненормально, когда Волю Бога и Совесть слушает, а заповеди нового-ветхого заветов
проигнорированы (хотя такого и быть в принципе не может, если слушает именно Совесть и
В.Б.)
Как то так. Я достаточно нормально изучила вопрос о заповедях, если есть какие-то вопросы -
спрашивайте.