Христос учил ПРЕЖДЕ ВСЕГО индивидуальному пути к Богу, учил РЕАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ покаяния - перемены ума, строго вопреки миру сему.
Это факт.
Учат ли этому ныне? Учили ли этому последние 1700 лет?
Увы, ответ отрицательный.
Ну, кое-что, конечно, пытались говорить на эту тему некоторые святые отцы.
На их писаниях мы тут на форуме и основываемся.
Но это никогда не было в тренде Церкви.
Почитайте хотя бы статью Исихазм в Православной энциклопедии.
Это, увы, лишь мизерная часть Предания, а должна бы быть единственной основой.
То есть основная часть и суть учения и ПРАКТИКИ Иисуса Христа просто забыта и отвергнута Церковью де-факто.
Сергий, мне все это понятно, и я могу даже согласиться с Вами, но что же теперь делать? На кого (на что) опереться?
Я вижу слишком много расхождений: один говорит одно, другой - другое, а мой личный опыт вообще "говорит" третье.
Сейчас вот читаю поучения Фаддея Витовницкого (есть чувство, что у него что-то получилось). Как обычно, он делает акцент на глубоком смирении, хотя есть и оригинальные элементы, характерные скорее для восточной практики медитации, чем для христианства. Ну да ладно.
Так вот какой вопрос: Иисус (в Евангелие, да и по факту своего распятия) не выглядит таким уж смиренным. Неужели Он так сильно изменился за это время? А как же: "Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал"? (1 Ин 2:6).
Нет, я не против того, чтобы осознавать себя самым плохим из всех людей (я и причины могу найти), но у меня почему-то не получается через такие мысли обрести благодать.
Может не дорос еще, не знаю.
С другой стороны, у меня такое чувство, что я упускаю что-то очень важное.
Учение (и путь) Иисуса Христа должен быть понятным и простым; и это никак не связано с многолетней практикой (скорее со страданиями / жертвой).
Что-то совсем простое и доступное каждому человеку.
Вы затронули важнейшие вопросы. Они стоят перед всеми.
Ну, вот смирение.
Перед кем?
Нас ныне учат, что смирение надо являть: и перед Церковью, и перед Властью, и перед старцем, и перед священником и прочее.
А Христос?
А Христос был смирен
перед Отцом только.
Все остальное, если и было, то было только СТРОГО следствием смирения перед Отцом.
Нас этому так учат?
Увы, нас этому не учат.
Совсем.
Нас не учат СЛЫШАТЬ БОГА в себе.Это считается чем то дурным: путем в "дурку", мистикой-оккультизмом и тому подобной бякой.
А Христос то и учил только одному: слышать Бога и быть послушным Ему в каждом движении ума и действии человека.
Но мы ныне глухи и совсем не слышим Бога, не умеем это делать, не обучены.
А те кто "слышит", точнее, кто способен слышать, - те из-за этой необученности или в "дурке", или в "диприсняке" и на "колесах".
Это учение Христа и было единственное и основное.
Некоторые отцы чуток про это говорили, но все основное на эту тему вымарали тщательно из Предания и даже притянули к некоторым, в основном мнимым ересям.
И это не стало сутью жизни Церкви.
Этому совсем не учат в Церкви последовательно, настойчиво и массово, да и не учили, ибо тут без непрестанной молитвы никак не обойтись, а исихазм на подозрении у церкви, а вовсе не основной тренд.
Я все это написал в своей теме в постах про притчу о Сеятеле.
И, Вы правы, это учение Христа предельно просто, но требует усилия, смелости и отказа от матрицы-клише-стереотипов мышления.
Этот же отказ на практике проявить весьма не просто.
Это надо суметь сделать.
И этому то и не учат.
Ведь что имеем?
Свели НЗ к ВЗ.
Из НЗ сделали свод законнический на подобии ВЗ.
И успокоились.
Типа: живи по новому закону - и все будет ОК.
А любой Закон - ущербен, и любой адвокат, в том числе "адвокат" богоненавистника, легко повернет Закон в сторону исключающую спасение, и сам человек никогда ничего не поймет и не заметит, что его обвели вокруг пальца.
А Христос учил человека слышать
непосредственную ПОДСКАЗКУ Бога в каждый момент времени для ПРАВИЛЬНОГО решения человека о любом его действии.
Понимаете?
Он на примере трактовок Закона Моисея множество раз показывал, как надо толковать Закон в каждом конкретном случая,
слыша в себе Бога=Любовь.
Понимаете?
Но этому то и не учат.
А это не простая наука.
Этому надо учиться и учиться.
Осталось учиться по Евангелиям и соборным посланиям апостолов учеников, по ВЗ, в частности, по Псалтири. Это не просто. Надо включать синтез и "брать производные", улавливая тренды и связи, а затем и тренды трендов и далее.
И лучше это делать, читая Писание, или разбирая его, на языке оригинала по критическим текстам.
Ибо текст Писания часто искажен в самых критически важных местах.
Уже даже и послания ап. Павла - первого святого апостола не ученика Христа, - это уже совсем, совсем другое ...
Там все верно, но все же у него скорее идет уже больше новый "Закон НЗ" и разъясняющий этот новый "Закон" Катехизис.
Мистического у ап. Павла мало ... А обучения мистическому у него еще меньше, хотя есть и это ...
Большинство же притч Христа учат, да, если честно,
просто перестраивают ум человека, чтобы он начал потихоньку слышать Бога в себе и видеть Его действие вокруг себя.
Предание же на эту тему селектировано властью мира сего, и церковной в том числе, и отфильтровано, так что конкретики от святых на эту тему мало до нас дошло, хотя вряд ли они молчали на эту тему ...
Ведь, например, о простом и очень важном вопросе о различении помыслов, практических приемов и правил дано в дошедшем до нас Предании мизерное количество, - все только в общем виде, да еще и с намеком, что эта информация передается только в устной традиции от старца к ученику.
Ну, а остальным как жить?
А никак. На остальных - наплевать. Отвергайте абсолютно все помыслы - и будет вам счастье.
А как же тогда слышать Бога в себе?
А никак.
Понимаете суть проблемы?