Последние годы чаще и чаще ловлю себя на мысли что НЕ нужно вмешиваться почти ни во что, тем более настаивать на своём.
Пусть каждый сам пожинает плоды избранных им внутренних выборов.
Если всмотреться, каждый человек очарован тем или же иным образом мыслей и сменить его он может ТОЛЬКО под давлением серьёзных искушений.
То есть... сколь бы правильные слова не говорить человеку - он ВСЁ исказит в соответствии с той очарованностью собой, которая каждым правит и большинством людей их личная очарованность правит скрытно и тут ничего невозможно исправить к лучшему.
Бог может исправить.
Сам человек может исправить (если любит и умеет молиться).
Но извне... никого не исправишь.
Глубина духовной жизни вырабатывается десятилетиями покаянных молитв.
Как меня учил духовник: "в молитве - десять лет один шаг", но как ЛЕГЧЕ размышлять современным людям?
На что мне десятки лет углубляться в простое?
Я же ТАК начитан!
И всё...
Личная очарованность собой не даёт душе расти вглубь Бога, расти вширь (растекаясь не вглубь понятий, но по бескрайним полям современной литературы о духовном) многим видится более правильным.
А меня учили другому.
Меня учили молчанию, терпению, неспешным выводам. Очень неспешным.
Вот и стал я изгоем среди тех рядом с которыми живу.
Всё что внутри меня - это молчание ума - в основном и молитва за всех с кем пересекаюсь, а словами, да ими даже, на мой взгляд и не высказать того что есть, внутри меня, например.
Тем более интернет.
Не видно ни мимики, ни лица.
А так, иной раз, хочется заглянуть в глаза человеку и сказать: "остановись, ты же не тот кем пытаешься казаться, совсем не тот, будь попроще"
Если для практика смирение не пустой звук, то невмешательство, там где это не уместно, становится очевидным. Но не оказывая активного влияния, мы в любом случае влияем. Богом устроено так, что с рождения, всему к чему человек прикасается своими чувствами, его учит, даже если он этого не хочет или этому сопротивляется.
Понравилось выражение "
очарованность собственными мыслями", наверное актуально для тех, кто движется по пути к прелести, в других случаях, когда ум действует не так тонко на подвижника или просто человека, можно наверное сказать и иначе.
И меня учили терпению и неспешным выводам, такой подход важен на начальных этапах, когда еще нет навыков молчания, смирения и духовной рассудительности, а еще хорошо не спешить в сложных и не ясных случаях.
По поводу интернета и глаз-мимики. Согласен с Александром и вами, что нужна мера (пребывания в интернете). Заглянуть же в человека, можно (или возможно) если Бог приоткрывает и через слово. Из практики, глаза и мимика не всегда могут отразить все в человеке, даже при живом контакте, и тут возможны ошибки.
Ум может быть простым, даже примитивным, а может быть изысканным или сложным (вариантов много). Например, изысканный ум (который может показаться сложным), в сочетании с чистым, глубоким и вмещающим сердцем, может дать чувство простоты и легкости.