Увы, Александр прав. Никодим тонет в душевных потоках. Это как тонуть в тихом приятном чувстве от молитвы со средоточением на чреве и подчревии. Я молился, чтобы Бог избавил меня от подобной душевно-телесной чувственности в молитве. И Бог избавил меня от этих ощущений. А Никодим и Виктор, это видно по их прошлым словам тут, наслаждались и не против наслаждаться плачем и слезами, что тоже наслаждение-мука чисто душевно-телесная, ибо грань между наслаждением и мукой тонка очень, и уж слёзы и стоны плача - это чисто телесная физиология.
Никодим, ты хоть понимаешь, о чём я? У нас тут просто нет слов объяснить тебе, чтобы ты понял, о чём мы говорим.
Сергей, я прекрасно понимаю и опытно знаю о чем ы пишешь. Но если начать эту часть внимательно и детально разбирать, то не все в твоих словах правильно. Начну пожалуй с того, что тобою написано: "Это как тонуть в тихом приятном чувстве от молитвы со средоточением на чреве и подчревии" Первый вопрос Сергей - как тебя туда занесло? И попробуй своими словами разложить свой абзац - на чреве и подчревии.
Тут нет секрета. И вовсе меня никуда "не заносило". Это обычный этап испытания и научения человека Духом Святым.
Увы, св. отцы в большинстве своем монахи, и, хотя и не все, но обычно строго рекомендуют бежать от такого испытания как можно дальше, почитая это за нападения бесов. Я уже много раз рассматривал эту тему с разных сторон. Боятся бесов. Рекомендуют никогда ни малейшего внимания в молитве не переводить ниже уровня верхней части груди.
И ...
И не проходят испытания, струсив, и сбежав ...
Ну, они монахи, им простительно, однажды сбежав, просто бегут дальше ...
Женатым же мужикам надо или не молиться по типу Иисусовой молитвы, как все в один голос и талдычат обычно, говоря, что это только для монахов, или надо с честью пройти это испытание.
Испытание то элементарное, но элементарное оно только для женатых, естественно.
Просто надо спокойно честно и искренне попросить Бога убрать душевно-чувственные ощущения, возникающие при молитве. И монахам это можно тоже, но им это сделать неизмеримо сложнее, ибо у них обет бегства от подобного рода ощущений, вот они и почитают это за нападки бесов, и с упоением борются "с бесами", а на самом деле сами с собой ...
У женатых же есть жена - и нет никах проблем с подобными чувствами, ибо они освящены Самим Богом в браке. Тут же эти душевно-телесные чувства просто мешают молитве - и выражению любви к Богу только на духовном уровне - только и всего.
Отчего это идёт?
Неужели от бесов?
Никак!
Просто в обычном человеке всё соединено, соединено духовное и душевно-телесное.
Поэтому по привычке, как возникает одно, например, в данном случае духовная любовь к Богу, то по привычке это просто тянет весь связанный с этим и телесно-душевный пласт любви. Это некий природный и ипостасный автоматизм такой.
Тут не бегать надо, а просто тренироваться с Божьей помощью отделять мух от котлет в сердце своем, только и всего.
Достаточно просто попросить Бога и Он постепенно избавит тебя от всякой телесно-душевной чувственности в молитве, которой в описаниях у довольно многих святых полно: у всяких западных молитвенниц католических - это всё открытым текстом излагается, а у православных эта телесно-душевная чувственность трансформируется в то, что описано в потоке многочисленных словес о слезах и стенаниях в молитве. И то у другое - просто телесно-душевная чувственность, замутняющая созерцание Бога и выражение Ему чистой духовной любви.
Так что только попроси Бога очистить, убрать телесно-душевную чувственность и Он постепенно очистит духовную любовь от связей со всем телесно-душевно-чувственным.
И?
И ощутишь, наконец, наслаждение чистой духовной любовью.
А телесно-душевное в человеке, что, погибло навсегда?
Сильно изменилось, но не погибло.
Просто связкой духовно-душевно-телесного теперь можно чуть-чуть управлять.
Всё это ИМХО, хотя и из опыта, но это лишь мизерный опыт.
Ищите подобное описание у св. отцов, как помню, иногда, подобные разговоры и мотивы у некоторых св. отцов присутствуют, но далеко не у многих.
П,С,
Я писал о мужиках, но всё сказанное верно и для женщин, причем им немного проще в силу более жертвенного окраса многих стереотипов поведения, в частности в браке.