Бог наш един и единственный.
И Бог неизменяем.
И нет Бога, который не Иисус всегда, и нет Иисуса, который не Бог всегда.
Так уж устроен наш мир.
Вот возврат к истокам, например.
Реконструкция текста Никейского Символа веры
Задача реконструкции Никейского Символа веры не представляет больших затруднений ввиду того, что его текст дошел до нас из многих древних источников. Разночтения в них существуют, однако они касаются незначительных деталей. Текст Символа дважды изложен в сочинениях св. Афанасия Великого, также в историях Сократа Схоластика, Созомена, Руфина. Его приводят также Иларий Пиктавийский и многие другие источники, в т. ч. коптские и сирийские. Обо всех этих источниках подробно говорится в книге К. Смирнова. Обозрение источников истории I вселенского Никейского собора. Ярославль 1888. Очень странный текст Символа, сплошь испещренный арианскими интерполяциями, приводит в своей «Церковной истории» Феодорит. Очевидно, что эта версия распространялась арианами под видом Никейского Символа, однако к последнему не имеет никакого отношения и здесь рассматриваться не будет.
Наиболее важные расхождения следующие.
По коптскому списку вместо слова «страдавшего» стоит «умершего», а также перед членом «и в Духа Святого» помещено «веруем».
По сирийскому списку к словам «кафолическая» прибавлено: «святая и апостольская».
Александрийский собор 362 г. сделал дополнение «апостольская», откуда эта вставка появилась во многих списках Символа, т. к. Деяния I вселенского собора сохранились только посредством этого Александрийского собора.
В варианте Символа, приведенном св. Афанасием в послании к Иовиану, перед словами (единого Господа) во 2-м члене помещен артикль . Сочетание в древней синагогальной традиции, как известно, служило заменой тетраграмматона ЯХВЕ. Поэтому в данном случае как нельзя уместен. В редакции Руфина и Илария читается «Господа нашего», что в иврите звучит как Адонаи (Господь мой), что также адекватно ЯХВЕ.
Как уже указывалось выше, в редакции Руфина имеется важное добавление: «т. е. той же с Отцом сущности», которое со всей вероятностью имелось в изначальном тексте.
Неудобовразумительное чтение «из несущего» следует возстановить как «не из Сущего (ЯХВЕ)», т. к. именно в этом смысле заключался один из пунктов учения Ария.
И, наконец, необходимо выделить 1-й член Символа только словами «веруем во единого Бога» с двоеточием на конце, чтобы точнее обозначить единство Божества, являемого в трех лицах=ипостасях, просто, как параллельных и одновременных самостоятельных потоках действия-движения Единого и Единственного Бога, ведь мы монотеисты и Бог наш только один, хотя и в трех лицах нам явившийся, и Отец и Сын и Дух в действиях Своих действуют, как единое и неделимое целое, хотя и параллельно и одновременно.
Итак, в окончательном виде текст Никейского Символа веры должен выглядеть следующим образом:
1. Веруем во единого Бога:
2. Отца Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого;
3. и во единого ЯХВЕ, Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, то есть той же с Отцом сущности, Которым всё произошло как на небе, так и на земле;
4. нас ради человеков и нашего ради спасения сшедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых;
5. и в Святого Духа,
6. а говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошел не из ЯХВЕ, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или превращен, или изменяем – таковых анафематствует кафолическая Церковь.
Важнейшее выделено.
Но, увы, "бытовое" православие, а оно давным давно тотально присутствует везде, легко, например, разделяет не изменяемого Бога Иисуса, на Бога Слово "до вочеловечивания" и "Бога Иисуса после вочеловечивания", что чёткая ересь, и под выше приведённой анафемой.
Понятие Бога, как трансцендентного этому миру разума, надо глубоко и тщательно осмыслить, усвоить и пережить.
Но всем на это давно наплевать.