Исихазм

Автор Тема: лекции М.Г. Калинина о восточносирийских подвижниках  (Прочитано 30417 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Колхозник, в том и кайф, что в человеке есть полюс абсолютного бесстрашия. Он скрыт во всяком человеке, и может быть обретен. Он - единственное  подлинное в нас, поскольку нерушим, неуязвим, предвечнен и бессмертен, а потому страху в нем нет места. С этого полюса прекрасно видно волны, приливы страха, временами накатывающие на наше душевное и терзающие его. Из него видно очаги страха, угнездившиеся в нашем телесном. И когда эти страхи видно с полюса бесстрашия, то явно видно, что вся сила страха - в привязке, в паразитировании на остром ощущении беззащитности и уязвимости нашего "собственного я". С полюса бесстрашия, всякий страх не так страшен как нам его малюет "собственное я", это - лишь очередная "рабочая ситуация".

svod

  • Сообщений: 4034
    • Просмотр профиля


дополнить слово пропущенными буквами М _ _ О. Если перед этим говорили о еде, то с высокой степенью вероятности выйдет "МЯСО", а если о мытье, баньке, чистоте - "МЫЛО".  :-)

МИРО   :lol:
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Колхозник

  • Сообщений: 3113
  • Владимир
    • Просмотр профиля

у Сергея есть истины (которые он понял как то) - которые не могут быть подвергнуты сомнению. Или я тут ошибся?
(и это признак внутреннего страха, причем страха как четкого блока)

Думаю ошибся. У меня есть товарищ, офицер, бывший военный, бросил службу после известных событий Азербайджано-Армянского конфликта конца 80х начала 90х, еле семью эвакуировал, я с ним проработал 8 лет в 90х, пытались зарабатывать, много ездили, было время его изучить. Так вот, он из тех, у кого дар воина(как я считаю), а они почти лишены страхов. У нас было столько ситуаций с рэкетом той поры, да каждую поездку, а ездили вооруженными, так вот, ему вообще было на все это пофиг, мне иногда даже казалось что он был рад острым ситуациям, в Бога не верил, как во все другое, казалось он с легкостью мог уснуть хоть под канонаду и свист пуль без задних ног, потому что хотел спать, все. Вот и Сергия вижу таким, он не подвергает сомнению не потому что боится, а потому что по дару, не боится, как он сам пишет, "ему пофиг".

Колхозник

  • Сообщений: 3113
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Колхозник, в том и кайф, что в человеке есть полюс абсолютного бесстрашия. Он скрыт во всяком человеке, и может быть обретен. Он - единственное  подлинное в нас, поскольку нерушим, неуязвим, предвечнен и бессмертен, а потому страху в нем нет места. С этого полюса прекрасно видно волны, приливы страха, временами накатывающие на наше душевное и терзающие его. Из него видно очаги страха, угнездившиеся в нашем телесном. И когда эти страхи видно с полюса бесстрашия, то явно видно, что вся сила страха - в привязке, в паразитировании на остром ощущении беззащитности и уязвимости нашего "собственного я". С полюса бесстрашия, всякий страх не так страшен как нам его малюет "собственное я", это - лишь очередная "рабочая ситуация".

Если развоплощаемся до нашего духа(нашего истинного Я). то да, он бесстрашен, но внешняя природа и душа по природе своей страх имеют. Святые вообще Стах Божий видят началом всех добродетелей.

"Страх Божий есть хранитель души и защитник ума против всех врагов его."
Авва Исайя (Скитский)

"Источник всех добродетелей – страх Божий."
Авва Исайя (Скитский)

"Страх Божий приобретается тогда, когда человек, отрекшись от мира и от всего, что в мире, сосредоточит все свои мысли и чувства в одном представлении о Законе Божием и весь погрузится в созерцание Бога и в чувство обещанного святым блаженства."
Серафим Саровский


и т.д.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Колхозник, как понимаю, в теме  зашла речь не о страхе Божьем. Но если говорить именно о "страхе Божьем", то это еще один из искаженных переводом терминов в православной терминологии, наряду с такими как "грех" или "покаяние". Потому что, как мне кажется,  основное значение термина "страх Божий" в новозаветных отношениях с Богом - это благоговение пред Богом, трепетное благоговение. А нам по-прежнему обозначают это состояние благоговейного предстояния словом "страх". Кто-то взял и тупо в лоб перевел с греческого "φόβῳ Θεοῦ" как "страх Божий". И вышло что вышло, ухватились за "страх". А так, написали бы во всех приведенных тобой цитатах "благоговение" или "благоговение пред Богом", и было бы иное дело.
Есть ли в благоговениии собственно страх и сколько его или вовсе его нет - это интимное дело и мера каждого в его отношениях с Богом.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Колхозник, добавлю, что в евангелиях проявление страха у учеников, при встрече с Божественным или сверхъестественным, часто пресекается Господним призывом:"не бойтесь" или "не бойся" (Мф.14:27, Ин. 6:20, Мф.17:7, 28:10, Лк.5:10 и др.).

Колхозник

  • Сообщений: 3113
  • Владимир
    • Просмотр профиля

прозелит, вполне возможно что с переводами накосячили, спорить не буду, но столько отцов о нем писало, да почти все. Неужели с греческого не смогли внятно перевести? Мне это верится с трудом. Говорю не о переводе Библии, а о переводах трудов с.о..

Ну да ладно, не суть. Страх есть как явление, он просто есть. Думаю что если бы мы не имели страха, мы бы стали монстрами. А что может остановить человека не имеющего страха? Будь то страх к Богу или же просто страх к окружающему его миру. Разум? Адам судя по всему не имел страха, если бы боялся, не накосячил бы. Возможно когда мы станем совершенными, в нем нужда отпадет, но что делать пока мы ими не стали?

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Намного интереснее нащупать основания в ситуации, когда христианства больше нет, а по факту и по всем характеристикам под этой этикеткой сейчас скрывается гностицизм, который в корне глубоко аморален. Я долго осмысляла, что заставило людей так себя вести вместо обычной поддержки в очевидной ситуации, когда в семье тяжелобольной, и никто не вывозит ввиду отсутствия ресурса. Посылать в такой ситуации в хоспис, приют, больницу и т. д. посмотреть на реальные проблемы очевидно аморально. Пришлось копнуть до глубин онтологии и представлений о человеке, добре и зле. Изучение гностического дискурса поставило все на свои места, и опустило уровень ожиданий до нуля. А с опущенными до нуля запросами и ожиданиями отпадает необходимость в сообществе, в его практиках, новоязах, и даже в собственном образе. Примерно в том, что так отважно пытается защитить и продавить Сергий.
Ожидать понимания в беде от людей отчаянно сражающихся с собственной уязвимостью и человечностью - это примерно как ожидать от немого пения.

Цитировать
— Сейчас не то. У них есть орудие, называемое прессой. Мы умрем, и никто даже не узнает о нас.
— А как же священство? Неужели нам не помогут служители Божьи? Не может быть, чтобы они все развратились.
— Вера теперь разорвана на куски. Но если бы она и была едина, христиан очень мало. Не жди от них помощи.
— Тогда позовем людей из-за моря. Разве не явятся на наш зов христиане из Нейстрии, Ирландии, Бенвика, чтобы очистить эту землю?
— Христианских королей больше нет. Страны, о которых ты говоришь, стали частью Британии или еще глубже погрязли в неправде.
— Что ж, обратимся к тому, кто поставлен сражать тиранов и оживлять королевства. Воззовем к императору.
— Императора больше нет.
— Нет императора?!. — начал Мерлин и не смог продолжить. Несколько минут он сидел молча, потом проговорил:
— Да, в дурной век я проснулся. Но если весь Запад отступил от Бога, быть может, мы не преступим закона, если взглянем дальше. В мои времена я слышал, что существуют люди, не знающие нашей веры, но почитающие Творца. Сэр, мы вправе искать помощи там, за Византийским царством. Вам виднее, что там есть — Вавилон ли, Аравия — ибо ваши корабли обошли вокруг всего света.
Рэнсом покачал головой.
— Ты все поймешь, — сказал он. — Яд варили здесь, у нас, но он теперь повсюду. Куда бы ты не пошел, ты увидишь машины, многолюдные города, пустые троны, бесплодные ложа, обманные писания, людей, обольщаемых ложной надеждой и мучимых истинной скорбью, поклоняющихся творенью своих рук, но отрезанных от матери своей, Земли, и отца своего, неба. Можешь идти на Восток, пока он не станет Западом, и ты не вернешься сюда через океан. Повсюду ты увидишь лишь тень крыла, накрывающего Землю.

К.С. Льюис Мерзейшая мощь
« Последнее редактирование: 15 Апрель 2023, 01:14:36 от lily »
And death shall have no dominion

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Цитата: Ницше
Бог мертв: но такова природа людей, что ещё тысячелетиями, возможно, будут существовать пещеры, в которых показывают его тень. — И мы — мы должны победить ещё и его тень!

Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Как утешимся мы, убийцы из убийц! Самое святое и могущественное Существо, какое только было в мире, истекло кровью под нашими ножами — кто смоет с нас эту кровь?

Величайшее из новых событий — что «Бог умер» и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия — начинает уже бросать на Европу свои первые тени.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Системные вещи в паре последних постов.
Поэтому кратко моё личное мнение.
Бог умер?
Да, Бог умер, Его убили в сердцах подавляющего числа людей, убили люди сами в себе и друг в друге, но всё же Бог умер и поныне не в сердцах всех людей, хотя, да, Он умер в сердцах многих.
Христианства больше нет?
Да, христианства больше нет, но христианство исчезло вовсе не везде, хотя, да, христианство исчезло в огромном большинстве пространства своего прежнего ареала существования.
Норма христианства - индивидуальная перемена ума человеком в соработничестве с Духом Святым (это и только это "настоящий гностицизм от Иисуса", а не то, что ныне ошибочно считают гностицизмом), плюс экклезия-церковь в локальном пространстве храма маленького городка или муниципии во главе с епископом. На этом норма кончается. Остальное - это уже системная политико-идеологическая надстройка, которая вещь тупо ориентированная на мир и его нужды-интересы, причём в контексте лишь сиюминутных хотелок-стремлений власть предержащих.
Хотя, когда надо, "ВДРУГ" и тут "случаются" исключения, и власти совершенно в нечеловеческом режиме начинают всё делать строго по Истине ...
И в экклезии-церкви формата отдельного приходского храма (увы, совсем немногих храмов, к сожалению) и в вопросе индивидуальной перемены ума человеками в соработничестве с Духом Святым (увы, в совсем небольшом числе таких человеков) - всё, как и прежде, - тихо и спокойно идёт рождение немногих свыше, тихо и спокойно идёт перемена умов и их селекция.
Что до аморальности, собственной уязвимости и человечности, то тут две стороны медали, тут обоюдо острый меч.
Зверь в человеке ведь тоже всегда за "человечность", зверь в человеке всегда тоже против "уязвимости", зверь в человеке всегда за "мораль" и за "нравственность", но, увы, лишь за свои мораль и нравственность зверя, а в мире, мире зверя, - это всё всегда вещь пластичная и изменчивая.
Желает ли зверь познать Истину и уже по ней выстраивать мораль, нравственность, человечность, и уже по ней иметь неуязвимость?
Нет. Зверь этого не желает. Зверь сам себя назначил мерилом "истины".
И что?
Да, ничего.
Так и должно быть.
Всё в плане.
Случай законченный, прогноз известен и прогноз печален, печален для зверя.
Давно, ИЗНАЧАЛЬНО, был запущен процесс селекции, ибо Человек сам этот путь, путь селекции, и выбрал на самом деле, ибо изначально был и иной вариант для рождения Человека свыше.
И этот процесс селекции шёл себе и шёл.
Но селекция при конечном числе вариантов всегда сходящийся процесс, к счастью, этот процесс неравномерный в разных популяциях человеков.
И впереди мир ждёт очень жёсткая тотальная селекция, но уже с зачисткой-отбраковкой зверя, почему-то считающего, впрочем, как всегда, что это он, зверь, тут пуп земли, и что он, зверь, тут всё решает.
Увы, зверю, его ждёт жестокое разочарование. :cry:

П,С,
В оправдание перед Окси, мои мысли отчасти и по теме, ибо Калинин в последней лекции пристально  стал рассматривать существование человека в мире, как "школу". Это практически тот же логос, что и логос селекции, то есть логос промысла о мире и человеке, но пока ещё у Калинина в несколько более узком смысле и контексте. Перейти от понимания логоса промысла о мире и человеке, как образа "школы", к пониманию логоса промысла о мире и человеке, как "процесса селекции", да, весьма непросто. Но при взгляде на этот процесс раскрытия логосов в уме человека, вполне ясно, что вектор движения познания логосов у Калинина вполне верный. 
« Последнее редактирование: 15 Апрель 2023, 10:55:37 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Норма христианства - индивидуальная перемена ума человеком в соработничестве с Духом Святым (это и только это "настоящий гностицизм от Иисуса", а не то, что ныне ошибочно считают гностицизмом), плюс экклезия-церковь в локальном пространстве храма маленького городка или муниципии во главе с епископом.

Это и есть не христианство, а гностицизм. Равно как и маркирование ВСЕЙ природы зверем, классика. Как следствие - атомизация, невозможность и ненужность реального диалога и общения, война всех против всех и стремление к власти = самоутвердиться в диалоге.

Христианство - это устроение души и преображение тела, то есть той самой зверюги. Только нет здесь христиан. Заметьте, в ваших диалогах термин "душа" вообще не употребляется за ненадобностью, а у Макария она была. Была да сплыла...
And death shall have no dominion

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

lily, у Макария "душа", у меня "дух".
Суть и контекст тот же.
И все высказывания с использованием одного или другого слова из этих двух слов инвариантны по смыслу в контексте единого понимания двухчастности человеческой природы.
Если деление природы человека двухчастное (а это Истина), то одна часть именуется плотью, а другая духом или душой. Тогда никакой разницы между духом и душой человека нет.
Но бывает заумь и словоблудия в стиле подсчета числа демонов, способных поместиться на кончике иглы, там оперируют уже понятиями плоти, "души" и "духа" в человеке, вводят понятия строения "души", и прочая и прочая заумь прёт водопадом. Да, и пофиг. Мне не интересно, но пусть упражняются в построении конструкций моделей реальности. Сам тоже ведь могу тут навыдумывать воз и маленькую тележку. Но надо ли это? Нет, не надо. Так и пишу тогда слово "дух", просто для ясности. Хотя точнее писать так: "дух/душа", разумея двухчастное строение природы человека и синонимичность тогда понятий души и духа.
Всю природу человека я уж точно не маркирую Зверем.
Зверь в человеке сам умирает, при рождении человека свыше.
Иначе так и живут в человеке и Зверь и Человек одновременно.
А далее, как в Евангелии у Фомы в логии про человека и льва, и про то, кто из них кого съест, и кто кем в итоге станет.
Вещь банальнейшая и вполне понятная издревле, и понятная не только в традиции христианства, в традиции православия, но понятная и в других традициях, и выраженная в иных традициях практически инвариантно, хотя и в других системах понятий.

Про гностицизм - говорить нам не о чем.
Мы говорим о разных вещах.
Увы, я это вижу, а ты, Лиля, пока ещё нет.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

lily

  • 3
  • Сообщений: 3805
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

И все высказывания с использованием одного или другого слова из этих двух слов инвариантны по смыслу в контексте единого понимания двухчастности человеческой природы.
Если деление природы человека двухчастное (а это Истина), то одна часть именуется плотью, а другая духом или душой. Тогда никакой разницы между духом и душой человека нет.

Вопросов больше нет)
Я не не вижу, а сознательно не хочу такой модели. Мне близки минимум четырехчастные системы, а лучше 7, как у древних египтян. Из двухчастной не может получиться ничего кроме войны, так как нет третьего, связующего и примиряющего стороны (кем и был Сын).
And death shall have no dominion

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Скажу так, Колхозник. Я изначально полностью был согласен с Вашим постом про Сережу - командира-попа. Но согласен не со словами, не содержанием поста, а с той структурой ума, которая обрамляет эти слова. Она прекрасная. Здесь возникло подозрение, что Вы не понимаете своей мудрости.

Поэтому от меня последовал уточняющий пост, чтоб понят чё как. И подозрения подтвердились. Вы готовы к большему и Ваш ум развит больше ваших представлений. Но Вы цепляетесь на внутреннее содержание ума. Так цепко держитесь за догмы, через которые вы понимает страх итд. Почему догмы? Потому-что когда то для вас это было живым опытом, вы это открыли в себе. А теперь это лежит на нужной полочке и при ссылке на слово страх открывается и выдается готовый ответ. Чем Вы тут от Сергия отличаетесь? Он держится за войнушки церквей, еретиков и вбитые догматы. Вы сами себе вбили догмат о страхе и страхе Божьем. Сама основа вот эта цеплючесть ума тихо живет и торжествует и Вы её не замечате.Это закрывает Вам возможность большего. И если Сергий говорит о этой возможности, прозревая её, то Вы органически к этому созрели, но не берете. И если Сергий в своем безумстве тянется к этой возможности, то у вас больше динамика к консервации. Типо и так сойдет. Если Сергий осознает живо свое падение, то Ваша бесчувственность к этому и есть катастрофа.

Видите, как мы смотрим по разному. Для меня тот Колхозник, что сейчас проживает себя, есть преграда к моему любимчику. А для Вас этот Колхозник - главный пуп. Но разве что-то может остановить безумо влюбленную "женщину". :evil: И да, за моей ершистостью есть страхи. Они разные. и один из страхов - это не возможность сказать громко как я люблю тебя, прекрасный любимчик. Пуп сможет развидеть* этого любимчика, если развидит себя.

p.s. А да забыл сказать содержание слов про командира глупость(сам профалинг) несусветная. Как есть, извин если чё)

* да, это крутейшее слово. И то что его нашел прозелит дает необычайный аромат для него. Слава богу я успел подсмотреть. А то бы кануло под плетью правильности.
« Последнее редактирование: 15 Апрель 2023, 13:49:17 от veresk »

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7745
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

И все высказывания с использованием одного или другого слова из этих двух слов инвариантны по смыслу в контексте единого понимания двухчастности человеческой природы.
Если деление природы человека двухчастное (а это Истина), то одна часть именуется плотью, а другая духом или душой. Тогда никакой разницы между духом и душой человека нет.

Вопросов больше нет)
Я не не вижу, а сознательно не хочу такой модели. Мне близки минимум четырехчастные системы, а лучше 7, как у древних египтян. Из двухчастной не может получиться ничего кроме войны, так как нет третьего, связующего и примиряющего стороны (кем и был Сын).
:-)
Лиля, меня, как математика, хорошо учили.
Можно описывать реальность "любой системой уравнений", но всегда есть независимый базис этой системы уравнений, и он может быть уже из меньшего числа уравнений (в нашем случае понятий).
Мда. Стоит только поискать этот базис.
А бывают и несовместные системы уравнений. Это запросто. Системы уравнений есть, но системы эти, увы, несовместны. Тогда все рассуждения и выводы на их основе бессмысленны, ибо априори не верны, ложные они будут априори иными словами.
Но несовместные системы уравнений обычно бывают очень красивы и привлекательны ... :-(
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.