Elena, вот упомянутые Вами концепты: душа; античная философия; на её основе; святоотеческая мысль; понимается иначе; - всё и раскрывают.
1. Всё меняется.
2. Всё зависит от контекста.
Так что алертность Александра в мой адрес совершенно напрасна.
В нужном контексте я понимаю всё верно у св. отцов, и мне не нужны особые термины, а достаточно одних понятий духа человека и тела человека + контекст рассмотрения движений человека, ибо всё всё равно определяет лишь контекст.
Единственно важно это то, что я ныне ДАЖЕ не рассматриваю душу=дух, как самостоятельную величину, способную на НОРМАЛЬНОЕ самостоятельное существование, считая все рассуждения древних (и св. отцов, увы, тоже) "о самостоятельном существовании души без тела" мерзостью античного влияния на христианское богословие.
Я ныне рассматриваю человека, как неразрывное единство духа и тела, различая эти два понятия ДАЖЕ и не сущностно, а лишь в широком аспекте действия-движения человека в целом.
Парадигма целостности всего и вся, и человека в том числе, в аспекте синтеза представлений о РЕАЛЬНОСТИ - для меня ныне важнее всего.
Человека нет без мира, а связка человека с миром - это его тело.
Так что без тела, без связки с миром нет и человека. Поэтому самостоятельность души=духа человека - это миф античности, если душа=дух человека не связан с миром, а НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ связь души=духа человека с Богом невозможна в силу трансцендентности Бога Своей твари, то душа=дух человека повисает в гордом одиночестве.
А почему не в неком "духовном мире"?
И я попался?
Никак!
Как не назови мир и чем не напихай его, субъекты ведь должны взаимодействовать, а вот то, что в субъектах обеспечивает это взаимодействие, - то и есть всегда "тело".
Для меня только так!
Был понятен?
Это, разумеется верно и для будущего века, ибо я, разумеется не евагрийист и не платоник/неоплатоник.
Так понятнее?
А уж модели "внутреннего строения" духа=ума или всего человека в целом, простите, это не серьёзные фантазии даже у св. отцов. Я на это ныне уже не ведусь. Ну, да, целостное восприятие это сложнее. Проще делить в своих фантазиях всё на кусочки.
Но возможны и другие варианты представления этого явления реала.
Тут, опять же, в "святоотеческой мысли" чисто античный метод работы ума: понавести кучу понятий, а затем и определений, и атрибутов к ним ... И вот - красота ...
Увы, античность до понимания сути "бритвы Оккама" ещё не доросла тогда ...
П,С,
И всё же о связи Бога с человеком.
Есть ли она и какая она?
Разумеется, есть, но она не непосредственная, а опосредованная миром (мирами), то есть некой средой, в которую погружён человек, например, в мире физическом и мире духовном. Но в мире физическом и в мире духовном Бог не присутствует в силу его трансцендентности творению, там присутствуют лишь Его движения-энергии, которые и воспринимаются тем, что называется "телом".