Исихазм

Автор Тема: Представления Сергия об уме и теле  (Прочитано 12623 раз)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #15 : 28 Май 2019, 19:20:26 »
Иерархичность компонентов (если можно так сказать) и слоев в строении человека конечно же есть, но она очень условна и скорее субъективна. Единой системы тут быть не может. Святоотеч. деление очень противоречиво, но даже если взять по Сергию душа=ум+дух. Что значит тогда "отдал душу Свою за искупление многих..." - куда и зачем отдал свой ум дух? Очевидно же, терминология здесь левитская "душа всякого тела, есть кровь его". Отдал Свою кровь - так понятно. Да и вообще, много путаницы оттого что у нас одним словом душа, душевные (или греч. пневма) переводятся многие оригинальные значения где изначально есть отличия т.к. нефеш, руах, хая, нешама и т.д.
На вскидку уже сразу помню и на древнегреческом, что там можно иногда "душу" переводить, как "жизнь" ...
 :-)
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Святослав

  • Сообщений: 45
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #16 : 28 Май 2019, 19:34:48 »
Есть общие представления. Они весьма смешаны, расплывчаты и смутны, это верно. Как отправной точкой, приходится пользоваться ими. Дальше - собственная практика и опыт. Выстраивание новых ментальных схем, как, к примеру это делает Сергий, не нахожу удачным.
Сам не нахожу это удачным тоже.
Схем, к счастью, пока нет.
Выходит что преднамеренно не составляются понятные определения [ментальные схемы] по многим религиозно-духовным понятиям. Чтобы каждый оставался жить в своих представлениях ??
Ищу хоз. трудоголика, внутр.'монаха в миру'.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #17 : 28 Май 2019, 21:01:15 »
Святослав, подозреваю, что так и есть.
Причин для этого много ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #18 : 28 Май 2019, 21:29:25 »
Иерархичность компонентов (если можно так сказать) и слоев в строении человека конечно же есть, но она очень условна и скорее субъективна. Единой системы тут быть не может. Святоотеч. деление очень противоречиво, но даже если взять по Сергию душа=ум+дух. Что значит тогда "отдал душу Свою за искупление многих..." - куда и зачем отдал свой ум дух? Очевидно же, терминология здесь левитская "душа всякого тела, есть кровь его". Отдал Свою кровь - так понятно. Да и вообще, много путаницы оттого что у нас одним словом душа, душевные (или греч. пневма) переводятся многие оригинальные значения где изначально есть отличия т.к. нефеш, руах, хая, нешама и т.д.
На вскидку уже сразу помню и на древнегреческом, что там можно иногда "душу" переводить, как "жизнь" ...
 :-)
По общему смыслу больше подходит кровь. Лучше синхронизируется с остальными местами и основным принципом. Жизнь - абстрактно, искупает, очищает всегда кровь..
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #19 : 29 Май 2019, 02:23:16 »
Я ныне рассматриваю человека, как неразрывное единство духа и тела, различая эти два понятия ДАЖЕ и не сущностно, а лишь в широком аспекте действия-движения человека в целом.
Парадигма целостности всего и вся, и человека в том числе, в аспекте синтеза представлений о РЕАЛЬНОСТИ - для меня ныне важнее всего.
Человека нет без мира, а связка человека с миром - это его тело.

Можно весь мир (пространственно-временной континуумом, в рамках которого человек себя ощущает и действует ) видеть как плоть взаимоотношений человека и Бога.

Душа (в библейском понимании) - понятие динамическое. Это не субстанция, а определенное качество развертывания жизни (отличное от животного уровня).

Мне встречалось такое определение души: "осуществованная жизнь".

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #20 : 29 Май 2019, 02:44:44 »
На практике можно (и относительно несложно) увидеть, что у человека, помимо физ.тела, есть ментальная (умственная) область (тело, если угодно) которая простирается от высочайшего ума до ума обычного и рационального. Есть еще более высокая область (называйте ее, как хотите - напр., духовной). Есть область, где обитают страстные силы - от эмоций до низовых страстей (и жизненных сил). Эту область принято называть душевной (можно и душевным телом - термин ап.Павла). Есть еще глубинная, сокровенная, сердечная часть   человека (его души). Смешивать и объединять эти области можно только от незнания и отсутствия опыта.

Это вполне определенная схема. Одна из возможных. В случае ее абсолютизации (признания ее единственно верной) может закрыться возможность видеть с другого ракурса.  Любая схема неполная, основана на фильтрованном восприятии.  В вашей, например, схеме нет места словесности (разумности). Вместо нее - какой-то ущербный карлик ментальности. ))

Опыт, бывает, подстраивается под наше вИдение. Мне кажется, полезно попытаться взглянуть глазами Сергия, там у него есть некая основа, ради которой производится редукция.

« Последнее редактирование: 29 Май 2019, 03:24:33 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #21 : 29 Май 2019, 02:45:34 »
По общему смыслу больше подходит кровь. Лучше синхронизируется с остальными местами и основным принципом. Жизнь - абстрактно, искупает, очищает всегда кровь..

Душа=жизнь=кровь - эти словесные параллели употребляются больше для животного уровня.

В человеке жизнь (=душа) - это понятие ассоциируестя со струей жизни, которую Бог вдохнул ему в ноздри.

В Книге Бытия есть запрет на употребление крови животных, а в Новом Завете описывается таинство причастия Божественной Крови. Это прочитывается как указание на нужный уровень жизни (духовной, божественной).
« Последнее редактирование: 29 Май 2019, 03:27:01 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #22 : 29 Май 2019, 02:46:04 »
Выходит что преднамеренно не составляются понятные определения [ментальные схемы] по многим религиозно-духовным понятиям. Чтобы каждый оставался жить в своих представлениях ??

Каждая система описания мира вскрывает какой-то его неповторимый аспект. Важно, чтобы картина была цельная, последовательная, основанная на том, как человек (или традиция в целом) видит.

В этом смысле знакомство с разными системами может навести на след спрятанной жемчужины знания. Эта драгоценость есть и у святых отцов и в библейской прадигме вИдения мира и в самобытных личных системах осмыслления опыта. Не обязательно жить в этих представлениях. Ценно увидеть нечто, ради чего вся система создана (подо что заточена). Это богатство.
« Последнее редактирование: 29 Май 2019, 03:28:35 от Elena »

Святослав

  • Сообщений: 45
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #23 : 29 Май 2019, 04:00:40 »
подозреваю, что так и есть. Причин для этого много ...
Тогда становится ясно, почему между людьми невозможна деловая беседа =Диалог. Это срабатывает Духовный Закон.
Ищу хоз. трудоголика, внутр.'монаха в миру'.

Родион

  • Сообщений: 9342
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #24 : 29 Май 2019, 06:50:14 »
"Опыт, бывает, подстраивается под наше вИдение."
Скорее по другому не бывает. Если опыт объяснять, забывая о не принимать и не отвергать, то он превратится в подтверждение постулатов ума, даже если фактически будет их опровергать. Интерпретации все сделают как надо.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #25 : 29 Май 2019, 07:49:16 »
Сергий, ***Замени слово "область" на словосочетание "режим работы" - вот и получишь мою рабочую модель бытия единого и неделимого духа=ума=души=сердца.***

С одним важным дополнением: без противопоставления, без обезсмысливания уже известной рабочей модели. В частности, неделимость не есть равенство. Как поставишь знак равенство в этой цепочке: человек духа - человек души - человек сердца? И как поймешь слова ап.Павла о душевном и духовном телах, его же не уличишь в аристотелизме?

Душа как поток, но душа и как тело, единое с умом, или могущее пребывать с ним в конфликте (а без него - в безумии). И тп.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #26 : 29 Май 2019, 08:32:13 »
Elena, ***  В вашей, например, схеме нет места словесности (разумности). Вместо нее - какой-то ущербный карлик ментальности. ))***

Скорее, у Вас непонимание, типичная подмена и троллинг. Довести до гипотетического абсурда рабочее объяснение, сказать,  что в него не попало представление из другой системы, затем дать эмоциональный негатив - и все в виде пародии. Пока тяжеловато получается, не  хватает творческой легкости в наезде :)

svod

  • Сообщений: 4038
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #27 : 29 Май 2019, 10:02:24 »
Рассуждения Сергия о том что:Тело+(ум=дух)=человек, есть не отдельная ветвь его мировоззрения на сегодня, а производное от его гендерных установок. И тут, упомянутая Сергием бритва Оккама не отсекает лишнии сущности, а осуществляет стерилизацию человека, лишая его пола. А это не одно и тоже от сказанного: "когда двое станут одно".

И действительно, зачем нужна душа, если Сергий уже, по его мнению, разобрался с проблемами пола, напрямую привязав дух к телу.

Сжечь лягушачию шкуру в ментальной топке можно.

Но у меня такое чувство Сергей царевич, что преждевременно. Можно и в Кащея бессмертного превратится, заключив свою царевну душу от всех в подземелье своих страстей.

Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Родион

  • Сообщений: 9342
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #28 : 29 Май 2019, 10:06:58 »
...

П,С,
И всё же о связи Бога с человеком.
Есть ли она и какая она?
Разумеется, есть, но она не непосредственная, а опосредованная миром (мирами), то есть некой средой, в которую погружён человек, например, в мире физическом и мире духовном. Но в мире физическом и в мире духовном Бог не присутствует в силу его трансцендентности творению, там присутствуют лишь Его движения-энергии, которые и воспринимаются тем, что называется "телом".

Сереж, есть вопросы интересней. :)
Они могут оказаться для религии вообще неразрешимы. Она сможет только отмахнуться от них. Противопоставлять фактам что то у нее не получится. А религия - это то и есть связь Бога с человеком.
Поясню чуть из далека. Пример тут поминаемого недавно Леонардо да Винчи - который кстати до прошлого века был выдающимся художником, одним из многих, а его вечное творение - Мона Лиза - мирно покоилась в лувре особо не занимая умы людей - вдруг становиться великим и на него весь мир обращает внимание - упс, почему? А Мона Лиза начинает сводить людей с ума. Как так? Просто господин Перуджо в 11ом году крадет ее с целью вернуть на родину это великое произведение. Сам Перуджо не совсем адекватен с кучей комплексов - но, шум - гам - газеты, шедевр выкрали чтобы вернуть итальянцам - короче пиар и все дела - вес Джоконды поднят до небес. https://istorik.net/197-pohischenie-dzhokondy-leonardo-da-vinchi-v-1911.html - тут пиар, без которого мы бы возможно и не слышали бы о Леонардо. Разве что в кругах профи.
Теперь Евангелие - а состоялся бы Христос не будь вот этого:

"На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира."

"На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его.
И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий.
Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом.
Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви́, – что значит: учитель, – где живешь?"

"Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра.
Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)."

И пошло - поехало. Все ждали мессию. Так Сын Человеческий начал путь, сделавший его Богом. Может такое быть, Сереж? Ведь Он сам себя Богом не называл. Им его сделал тот самый социум. Евреи потрудились тут на славу. Апостолы потрудились. И то - что мы сейчас видим - это ведь плод "религиозного интеллекта социальных групп". Поэтому ты и копаешь писания, но приходится напрягаться, чтобы уловить что то - близкое сути. И ведь не мало дает просто наблюдение жизни Христа. Даже в искаженном слове. А то учение, которое подается как учение о Царстве Небесном - возможно совсем не та весть, которую нес Господь. А более плод работы религиозного объединения людей. Работа их ума. Возможно это? ИМХО так и есть. И некоторая корреляция скорее подтверждает это.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: Представления Сергия об уме и теле
« Ответ #29 : 29 Май 2019, 11:40:42 »
По общему смыслу больше подходит кровь. Лучше синхронизируется с остальными местами и основным принципом. Жизнь - абстрактно, искупает, очищает всегда кровь..

Душа=жизнь=кровь - эти словесные параллели употребляются больше для животного уровня.

В человеке жизнь (=душа) - это понятие ассоциируестя со струей жизни, которую Бог вдохнул ему в ноздри.

В Книге Бытия есть запрет на употребление крови животных, а в Новом Завете описывается таинство причастия Божественной Крови. Это прочитывается как указание на нужный уровень жизни (духовной, божественной).
При чем здесь животный уровень и то, что с чем ассоциируется?
Краткий ликбез, дабы просто исключить не имеющие отношения к теме фантазии. То, что мы читаем в Библии на русском языке как душа, дух, в оригинале, на иврите в этих местах фигурирует 3 слова - нешама, руах, нефеш. Нешама - букв. дыхание жизни (используется в том, числе и в Быт.2.7). Руах - дух. Эти 2 слова практически синонимы и означают способность человека дышать. Слово нефеш - на греч. перевод псюхе, на наш - душа, означает кровь или, дословно, циркуляция крови.
Так, вот в приведенном выше отрывке "отдаст душу Свою" я склонен читать именно как нефеш потому что у Исаии 53.12 "отдаст душу Свою на смерть" - стоит именно нефеш. Слово жизнь - более общее к этим значениям.
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)