Насчет мужского и женского, мне видится у Фомы иная грань, иной аспект.
Читаю логию 22, в квадратных скобках - по подстрочнику, а жирным выделю альтернативный вариант прочтения:
22.Иисус увидел грудных младенцев. Он сказал Своим ученикам:
Эти грудные младенцы подобны входящим в царство.
Они сказали Ему: А мы, будучи младенцами, войдём в царство?
Сказал им Иисус: Когда вы сделаете двоих одним и когда [если] вы сделаете внутреннее подобным внешнему и внешнее подобным внутреннему, и верхнее подобным нижнему, и так [соделаете] мужа с женой [тем] одним единым, [так] чтобы муж не был мужем, и жена не была женой, когда вы сделаете [некие глаза] вместо их глаз, и руку вместо [руки], и ногу вместо [ноги], образ вместо [образа], тогда войдёте в царство.
114. Сказал им Симон Пётр: Пусть Мария уйдёт от нас, ибо женщины недостойны Жизни. Сказал Иисус [так]: Вот, Я поведу её, чтобы сделать её мужчиной, чтобы она стала духом живым, подобным вам, мужчинам, ибо каждая женщина, сделавшаяся мужчиной, войдёт в Царство Небесное.
Не кажется ли вам странным в логии 22 вот что. После слов о капитальном «схлопывании» двойственного разделения, когда уже нет ни внешнего (мира-измерения), ни внутреннего, и нет ни верхнего (прежнего неба) ни нижнего (прежней земли), то есть когда все соделалось в человеке Едино, и вся двойственность стала «одним». И после этого Иисус вдруг говорит о м и ж, о полах? То есть, Иисус зачем-то сразу резко приземляет вос-соединение. Зачем, если в 22 все говорится о высшем единении двойственного - в Единое единственное неделимое. Нет, не про м и ж речь. Но что тогда такое «муж» и «жена», «мужчина» и «женщина» в этих словах? Ведь у Фомы своя терминология.
Посмотрим логию 114 - в ней ключ. Иисус сделает Марию духом живым, подобным мужчинам. Как понимаю, «муж» «мужчина», у Фомы это значит Дух. Причем, Дух Живой. То есть, новый во Христе человек. Собственно, это и есть Новый Андрогин.
Сергий истинно сказал в другой ветке, что «возврат к состоянию Адама=Человека до разделения на мужа и жену...это катастрофа". Да, именно так. Новый Андрогин - и близко не прежний Адам, но новый человек во Христе, не воспринимающий себя как мужской или женский или средний род. Но вместе с тем, новый Андрогин -
цельный, в нем - полнота плеромы. Он не один, но един в этой полноте.
А что тогда у Фомы значит «женщина»? Это душа. Из одной книги привожу пояснение, близко к тексту:
Понятие «душа» в античном мире, psyche у греков и нефеш у евреев, - имело весьма приземленный смысл, отнюдь не тот, что в позднем христианстве. Душу никто не путал с духом - пневма или руах. Путаница пришла потом. Для древних же, душа отличалась от духа тем, что первая включала в себя аспекты смертного тела, ума и эмоций, а наряду с ними и возможность их превзойти.
114 логия - это притча. И как всякая притча, она имеет множество «слоев» прочтения. Мария - кто она, спутница и ученица? Или Мария здесь - это олицетворение той самой души? И то, и то, но рассмотрим Марию- «душу», в том самом, античном понимании души. Иисус говорит в 114: поведу душу и сделаю ее... «духом живым». Дух Живой, Дух нового во Христе человека, рожденного свыше - и есть у Фомы истинный «мужчина» или «муж». А не мужчина-Петр и не мужчины-ученики. Собственно, «муж» и есть Новый Андрогин во Христе, в ком «нет ни мужского ни женского», но все и во всем в нем = Христос. Естественно, он вхож в Царство. Как еще взойти в Царство? «И никто еще не восходил на небо, только с неба Сошедший, Сын Человеческий, сущий на небе».(Ин.) Да, именно так Новый Андрогин, облекшийся в Христа-Бога, восходит на небо Царства. По логии 22, новый человек восходит, сделав душу и дух одним, так что и дух - уже не прежний дух, и душа - не прежняя душа, но суть Одно воедино. Новый человек делает внутреннее подобным внешнему, и внешнее подобным внутреннему, и верхнее - нижнему. И вместо прежних глаз - очи Христовы, а вместо ног - ноги Христовы (СНБ вспомним), а вместо «образа Божьего» - Христос Образ Отца Небесного.
_______________________________________________________
Кстати, 22 логия в своем изложении процесса вос-соединения нового человека созвучна 91 амбигве Максима Исповедника.
Хотя МИ по-иному трактует «мужское» и «женское».
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3180.msg138914#msg138914