ТРИ СЛОВА13 Cказал Иисус своим ученикам: «Сравните меня, скажите мне, с кем я схож? Сказал ему Симон Петр: «Ты схож с ангелом праведным». Сказал ему Матфей: «Ты схож с человеком, философом мудрым». Сказал ему Фома: «Учитель, уста мои совсем не приемлют, чтобы я сказал, с кем ты схож».
Сказал ему Иисус: «Я не твой учитель, потому что ты пил, ты напился из источника кипящего (бьющего ключом), того, что я измерил. И он взял его, отозвал в сторону, он сказал ему три слова. Когда Фома вернулся к своим спутникам, они спросили его: «Что Иисус сказал тебе?» Сказал им Фома: «Если бы я сказал вам одно из тех слов, что он сказал мне, вы взяли бы камни и швырнули в меня, и огонь исшел бы из камней и сжег вас».
Какие три слова сказал Фоме Иисус? Самый достоверный вариант видится таким.
Это Имя.
אֶהְיֶה אֲשֶׁר אֶהְיֶה, ’ehyeh ’ăšer ’ehyeh
Эхье Ашер ЭхьеЯ Есмь То Что Я Есмь
или, в более точном переводе,
Я Буду То Что Я Буду.
В Исх.3:14 Моисей спрашивает, что ему сказать народу, когда те спросят, что за Элохим, или какой Бог послал Моисея к ним? И Моисей слышит в ответ:
И сказал Бог Моисею. Я Есмь То Что Я Есмь (Эхье Ашер Эхье). И Он сказал так: ты скажешь сынам Израиля - Я Есмь (Эхье) послал меня.
В греческом переводе имя Бога звучит иначе, в нем все три времени сразу, -
Я Есмь Сущий (
Эйми О Он). Но, хотя Фм. написано было сперва по-гречески, все же склоняюсь к тому, что три слова Иисус говорит Фоме именно на иврите. Это следует из контекста логии.
Диалог Моисея и Яхве не просто повторяется, в Фм. сказано много больше. Иисус утверждает Свое Имя - Имя Бога, Я Есмь Тот Кто Я Есмь. Но не только. Иисус посвящает Фому в тайну кипящего Источника, из которого Фома "напился", и который Иисус "измерил". Это настоящая инициация, прямое ознакомление с истинной природой, Учитель знакомит Фому с его собственной истинной природой, той, которую ученик только что вкусил. Иисус - больше Фоме не Учитель, отныне Учитель Фомы - Сам Источник, от которого Фома "пил и напился".
Что происходит дальше? Три слова, составляющие Имя, настолько на слуху у всех, знакомых с Писанием, и одновременно с этим, табуированы, что если Фома произнесет любое из трех слов, это будет кощунство. Ведь все поймут, что он произнес Имя! Но это будет произнесено не как Имя того, кто много веков назад на горе говорил с Моисеем. Отныне Фома может назвать ученикам Имя Источника, который как открывает ему Иисус, Есмь в Фоме здесь и сейчас, точно также как Есмь в Иисусе, да и во всех учениках!
За это ведение те, кто еще не напился из Источника, обязательно побьют камнями, как за жуткое кощунство.
Иисус -
Я Есмь Тот Кто Я Есмь, Я Есмь Сущий.
Фома -
Я Есмь Тот Кто Я Есмь, Я Есмь Сущий.
Каждый из нас -
Я Есмь Тот Кто Я Есмь, Я Есмь Сущий.
Но при том, любой, кто не "испил и не напился" от Источника, скорее, сочтет такие слова кощунством и побьет камнями, нежели чем вместит их...
Поскольку Фм. - иудеохристианская гностическая традиция, Фома говорит: если я скажу вам Имя, вы поймете, что скажу как моё Имя, и побьете меня камнями, но огонь изойдет из камней и сожжет вас. Здесь отсыл к Суд.6:21-22:
Ангел YHVH простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел YHVH скрылся от глаз его. И увидел Гедеон, что это YHVH, и сказал Гедеон: увы мне, YHVH Адонай! потому что я видел Ангела YHVH лицом к лицу.
а также к 3 Цар.18:38
"38 И ниспал огонь YHVH и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве."и Втор.5:25-26
"но теперь для чего нам умирать? ибо великий огонь сей пожрет нас; если мы ещё услышим глас YHVH, Бога нашего, то умрем, ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Элохима живого, говорящего из среды огня, как мы, и осталась жива?"и к другим местам ВЗ, где сказано про "огонь поядающий" YHVH (напр. Исх.24:17, Лев.9:24, Лев.10:2, Чис.11:1, Чис.16:35 и др.)
Фома тем самым говорит: нет, я не всуе произнесу Имя, но как власть имеющий. Имя это - Имя огня, оно неизбежно сожжет агрессивных невежд. (сравните с Фм.82:
"Тот, кто рядом со мной, рядом с огнем.")