Elena, позвольте спросить, а то, что для ветхого ума намеренно закрыто почти все учение ев.от Иоанна, например
В евангелии от Иоанна нет намеренной сокрытости. Все на виду, да не все слышат. )) Это тоже гностический текст, тем больше видна разница - другая тональность.
это служит "для чуткого слуха опознавательным знаком определенного качества"
Я, возможно, ошибаюсь, но мой слух слышит некую лесть. В том смысле, что к тебе обращаются как к избранному, отличному от остальной людской массы. У Иоанна этой интонации не улавливаю. Он просто говорит, что ему открылось, без специальных умных наворотов.
А закрытые наглухо для ветхого ума притчи о Царстве в синоптических евангелиях? И это только если говорить о канонических евангелиях.
Мне лично эти притчи не через ум (не путём специальных размышлений) открываются. Чаще непосредственно в практике жизни. Так, наверно, и должно быть. Забрасывается Слово, а почва - это не сугубо ум, а все жизненные слои (молитвенный, бытовой, аскетический, умный).
Когда утекает время на пустое, а на заветное не остаётся, сама собой всплывает мысль о сорняках, заглушающих всходы. Или притча о закваске - ощутимое присутствие Жизни, поднимающей над обычным, преобразующей обычное в Царство. А уж семя горушно, вырастающее в дерево, в ветвях которого птицы небесные гнездятся - это прямой отсыл к молитве, кто не имеет молитвенного опыта ни за что не догадается ))
Хорошо бы тему про притчи отдельно завести. Кто как их слышит.
Еще тут интересная деталь. Притчи (=загадочное иносказание) Христос обращал ко всем. А ученикам наедине изъяснял эти загадки, расшифровывал. То есть, он не считал учеников способными сделать это самостоятельно, специально для них разжевывал. )) Его учительство не через метод
коанов осуществлялось.