Скорее отказ от своего самомнения...Чистота зависит от меры отказа от него.Ум тут скорее должен быть регистратором созерцания,и смиренно внимать понимание откровения,которое само приходит в молчащий ум. Ум молчит по смирению, а не по воле. Необходимо всецело позволить Христу занять место в сердце. Банальные слова... Просто зачастую происходит - на тебе Боже, что мне не гоже... а остальное мне жалко.
Идея с развиваемой волевой способностью видеть Бога представляется мне искусственной, Напряжение воли (волевое напряжение любого состава естества) всегда завершится разрядкой, если напряжение будет достаточно сильным - разрядкой экстатической. Равно как и естественное (неосознаваемое) напряжение все равно завершится разрядкой или поломкой, потому как тщетное ожидание (фрустрация) разрушает адаптивные механизмы.
А Бог-то сам решает - увидеться ли с человеком. Автономность Бога вообще такое... Редко осознаваемое свойство. Человеку привычно думать - три раза вдохни, слова скажи такие и таким тоном, восемь раз присядь, и пять раз взмахни рукой - и все, Бога узришь. Свобода Бога и Его решение - то, что остается за гранью сознания человека. Разве что в детстве или в простоте Бог переживается, как реальный Другой.
Когда я была маленькой, я видела, что в алтаре и пустом храме другой воздух. Всегда другой, светящийся и живой. И долго, будучи взрослой уже, была уверена, что все тоже так видят. Пока я была уверена - мне было проще. Однажды вечером в храме я, не я одна, мы все, кто был - трудники, приятельница, мой отец духовный - видели, как пропадает свет. Зашел человек какой-то, вовсе не знакомый, ехал ведь так далеко, свечки поставить или что еще. И даже с икон рухнула позолота, воздух стал воздухом базара, стали видны все щербинки на колоннах, на полу, видно, как увяли цветы, трещинки на красках икон стали больше самих икон, все... Опростилось. Обнажилось от того, что с нами еще миг назад было.
Мы как-то запереглядывались, а обсуждали уже позднее. Суета какая-то ворвалась и побыла. Потом мужчина сделал, что хотел, и ушел. И стали затягиваться ранки воздуха, щербинок, собственно бытия, которое обнимало нас. Суета выдохнула и уползла туда, за порог. Мы спрашивали друг друга - видела? Видел? И выяснилось, что все видели одинаково.
Объяснить - что случилось? - я не смогу. В смысле - причина мне неясна. Но я с тех пор поняла (и стала спрашивать, кому доверяю) - что он видит в алтаре, в храме, где молится община, в храме, где много случайных людей... Люди верующие, я убедилась, тоже видят другой воздух храма. И тоже видят его отступление порой. Волевыми усилиями этот свет, Свет, увидеть невозможно. Он, такой Свет, и на иконки в доме ложится, и обнимает, когда тебе горько, и живет в храме. Все, как я и думала в детстве - вот, Божий Дом ))