zhendos, "Рождение свыше" согласно Иоанну, мне видится как сотворение Святым Духом "центра кристаллизации" или "нового человека" - Источника, обращенного во Христа. И синоптические евангелия, и Иоанн дают понять - раньше ЭТОГО в человеке не было. Не было "зерна горчичного" Царства, логоса-слова, - его всеял сеятель. А по Иоанну, не было Источника Воды Живой духа - пока его не родил Дух Святой, пока дух не родился от Духа. Так ли оно или нет, было ЭТО в человеке от рождения - возможно ли сказать. Наверное, все-таки было - в малых детях же есть, без всякой религиозности. Было да сплыло, до поры, до "рождения свыше".
А что значит - "расти"? Вот, Креститель в Ин. говорит "Ему должно расти, а мне умаляться." Ветхому должно умаляться, а новому человеку возрастать - можно и так понимать эти слова, во внутреннем прочтении. В ев.от Фомы сказано:"Пусть ищущий не прекращает искать, пока не найдет; а когда найдет, он будет взволнован, а если взволнован, он будет изумлен, и он будет царить над всем". Воцарение нового человека над всеми составами человека - это процесс распространения власти "нового человека" в ветхих составах, и чаще всего - очень постепенный процесс.
//человек осознает, что его как такого нет, нет "души", а то, что он есть тогда, это и не человек вовсе, а одно с Отцом//
Почему "не человек вовсе"? Воспринимает совершенно невиданное в Боге, это да. Но квинтессенция человека, его ин-дивидуальность остается. Если осознанно не слиться в апофатический Абсолют. В западном мистическом христианстве есть эта апофатическая линия. В восточно-христианском же понимании единения с Богом, в "одном с Отцом", как мне кажется, все же остается наша индивидуальность. Христос говорит в Ин. "Я в Отце Моем", "и Отец во Мне" "и вы во Мне, и Я в вас". Это, и "ветви на Лозе" - означает для меня, что индивидуальность, "персона" в обожении остается, в христианском понимании.