Исихазм

Автор Тема: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)  (Прочитано 19789 раз)

Михайло

  • Сообщений: 327
    • Просмотр профиля

Re: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)
« Ответ #45 : 27 Декабрь 2019, 16:59:28 »
В том то и дело что не пишут ни в страннике ни у Архиепископа Голынского ни у Симеона Афонского что для сердечной молитвы нужна и молитва за других, умалчивают мудаки,
только у Паисия Афонского. Т.е. время идет а уровень  умной молитвы а не сердечной. На месте если молится чисто за себя и бороться с помыслами.
А так связь четкая между молитвой и за других и молитвы сердечной когда молитва за себя.
А по поводу что нужно указание от Бога за молитву за других то как начал молиться ИМ за себя так же и не проблема за других.
Паисий Афонский говорит сначала за родичей а потом и за мир, но за себя больше, так как ты один а нас миллионы.

 

Михайло

  • Сообщений: 327
    • Просмотр профиля

Re: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)
« Ответ #46 : 05 Январь 2020, 13:35:35 »
архимандрит Софроний (Сахаров)

О молитве

Молитва нескончаемое творчество
https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/o-molitve/1

На сострадательную молитву за людей вдохновляет любовь Христова; в ней совместно участвуют и душа, и тело. Несение скорбей за грехи брата в подобной молитве становится общением в искупительных страстях Господа: «Христос... пострадал за грехи наши, праведник за неправедных... Он пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр. 3, 18, 2:21). Сораспинаться Ему есть дар Духа Святого. Благоволит Отец наш небесный, когда мы болеем, видя преткновения братьев наших. По духу заповеди: люби ближнего, как самого себя – мы должны соболезновать друг другу; необходимо, чтобы создалась как бы круговая порука, соединяющая всех нас пред лицом Бога, Творца нашего.

В молитвенном томлении души о спасении людей заключена животворная сила и святая радость. Неземной, но богоподобный характер христианской жизни в том, что в ней сочетаются чудным образом и скорбь, и радость, глубина и высота, прошлое и настоящее и будущее в многовековой истории земли. Как солнце посылает свои лучи во всех направлениях, наполняя теплом и светом окружающее его пространство, так и Свет и тепло любви Христовой прорывает все ограничения, выводя наш дух в беспредельность. Какой поэт найдет достойные слова, чтобы выразить благодарное удивление за данную нам жизнь? В ней умирание прелагается в жизнь вечную чрез воскресение: «...кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16, 25). «Истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою потеряет ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12:24–25).
« Последнее редактирование: 05 Январь 2020, 13:54:02 от Михайло »

Михайло

  • Сообщений: 327
    • Просмотр профиля

Re: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)
« Ответ #47 : 05 Январь 2020, 13:53:09 »
Из того же источника
--------------------------------------

Вот один из моих случаев: это было во Франции, в двадцатых годах, до моего отъезда на Афон (1925). Я долго с плачем молился Богу: «Найди средства спасать мир; всех нас – развращенных и жестоких»... Особенно горячею бывала молитва за «малых сих», за нищих и угнетенных. К концу ночи, уже на исходе сил, я на время потерял молитву из-за пришедшей мне мысли: «Если я так, всею силою моего сердца, сострадаю человечеству, то как понять Бога, безучастно смотрящего на злострадания многих миллионов, созданных Им же Самим людей? Почему Он допускает неисчислимые насилия одних над другими?» И так я обратился к Нему с безумным вопросом: «Где Ты?..» И в ответ услышал в сердце слова: «Разве ты распялся за них?»... Эти кроткие слова, произнесенные Духом в сердце моем, потрясли меня: Тот, Кто распялся, ответил мне как Бог.

Михайло

  • Сообщений: 327
    • Просмотр профиля

Re: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)
« Ответ #48 : 05 Январь 2020, 20:37:58 »
Вот еще
------------
Те, что еще не имели описанного опыта с силою, легко все же поймут меня, если молились за мир или отдельных дорогих им людей, вдохновленные Богом. Сердце при такой молитве, часто быстро, входит в самую жизнь того или тех, за кого молится, и знает, что с ними. Это: или радость и покой, или тревога и печаль, иногда же жуткий мрак ада, и подобное сему зло. Молящийся ощущает сии состояния, как его собственные. И это своего рода аберрация: в действительности чрез молитву душа видит-живет-сливается с теми, о ком молитва. Если при этом испытываемое нами тягостное чувство прелагается на радость или успокоение, то это верный знак, что молитва наша была услышана: больной будет поправляться, отчаянный получит свет надежды, грозившая беда минует, и подобное.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)
« Ответ #49 : 05 Январь 2020, 21:07:14 »
Михайло,  вот и помолитесь так - а потом поболейте пару месяцев - и будет дана благодатная помощь тем, за кого молитесь...

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)
« Ответ #50 : 05 Январь 2020, 21:48:30 »
... я на время потерял молитву из-за пришедшей мне мысли: «Если я так, всею силою моего сердца, сострадаю человечеству, то как понять Бога, безучастно смотрящего на злострадания многих миллионов, созданных Им же Самим людей? Почему Он допускает неисчислимые насилия одних над другими?» И так я обратился к Нему с безумным вопросом: «Где Ты?..» И в ответ услышал в сердце слова: «Разве ты распялся за них?»... Эти кроткие слова, произнесенные Духом в сердце моем, потрясли меня: Тот, Кто распялся, ответил мне как Бог.

Вот немного из текущей работы над расшифровкой смысла Откровения.

И увидел на СВЕРХ ТОГО δεξιαν правой [руке] НАХОДЯЩУЮСЯ В ПРАВОЙ РУКЕ Сидящего на престоле книгу γεγραμμένον написанную ПРЕДПИСЫВАЮЩУЮ έσωθεν внутри έσο СЛУЧИТЬСЯ (то, что непременно должно случиться (футуристический аорист)) θεν НАЗНАЧИЛ, και и όπισθεν, сзади ВПОСЛЕДСТВИИ, запечатанную печатями семью. (Откр. 5:1)

И увидел ангела сильного возвещающего в голосе громком: τίς Кто άξιος достоин ДОСТОЙНЫЙ ανοιξαι открыть РАСПЕЧАТАТЬ книгу и λũσαι развязать ОСЛАБИТЬ σφραγιδας печати ЗНАКИ её? (Откр. 5:2)

И никто мог в небе и не на земле, и не под землёй ανοιξαι открыть РАСПЕЧАТАТЬ книгу, ούτε и не НИ смотреть ОБЛАДАТЬ ВИДЕНИЕМ её. (Откр. 5:3)

И я плакал много потому что никто достоин был найден ανοιξαι открыть РАСПЕЧАТАТЬ книгу ούτε и не НИ βλέπειν смотреть ОБЛАДАТЬ ВИДЕНИЕМ её. (Откр. 5:4)

И один из старцев говорит мне, не плачь; вот победил лев из племени Иуды, корень Давида, ανοιξαι открыть РАСПЕЧАТАТЬ книгу и семь печатей ЗНАКОВ её. (Откр. 5:5)

И увидел по середине престола и четырёх животных и по середине старцев: Агнца АГНЕЦ, стоящего СТОЯЩИЙ, как закланного ЗАКЛАННЫЙ, имеющего ПРОИЗВОДЯЩИЙ рогов ОТВЕТВЛЕНИЙ семь και и, А ИМЕННО глаз УТЕШЕНИЙ семь, которые есть τα [επτα] семь πνεύματα ду́хов ГЛАСЫ Бога, посланные во всю землю. (Откр. 5:6)

И Он пришёл и взял εκ из της δεξιας правой [руки́] НАХОДЯЩЕГОСЯ В ПРАВОЙ РУКЕ Сидящего на престоле. (Откр. 5:7)


Я просто строго исправил грамматику (падежи) и просто взял иные значения омонимов.
И всё.
И совсем иной смысл текста Откровения, полностью созвучной цитате из Вашего поста.
И смысл истории Откровения тогда сразу иной.
Агнец-Иисус и в этом рассказе ИЗНАЧАЛЬНО никого и не уничтожает-наказывает, а лишь спасает, ну, хоть кого-то, кого ещё можно спасти ...
А кого нельзя спасти, тому ИЗНАЧАЛЬНО уготован был иной конец, уготован ими самими, а не Богом, ибо они настойчиво отказываются от помощи. Такова их воля и желание.
И что тут поделать Богу?
Не спасать же насильно?
Такое спасение будет насилием и худшим наказание особенно с точки зрения самих "спасаемых" таким образом.
Я так давно решил эту дилемму.
И она, на самом деле, также и решена в Откровении НА САМОМ ДЕЛЕ в самом начале его, что просто замылено отвратительными переводами и боязнью работать с текстом и смыслом этого непростого произведения древности, произведения мистического, но открывающегося всё же в меру способности человека его воспринять.

Иисус спасает достойных-избранных от основания мира, спасает индивидуально через сердце их.
Он спасает немногих, но без Иисуса не спасся бы никто.
А так спасутся многие и многие миллионы ...
Все, кто хочет спастись - спасутся ...
« Последнее редактирование: 05 Январь 2020, 22:00:36 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Михайло

  • Сообщений: 327
    • Просмотр профиля

Re: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)
« Ответ #51 : 06 Январь 2020, 19:25:40 »
Начинать надо с малого, достаточно пару молитв за  нас или родичей, что бы изменилось качество молитвы за себя на какое то время.
Может быть изменение качества покаяния, воспринимается как дополнительная тяжесть  а может быть ощущение благодати.
Воспринимается как сердечная молитва так как в этом будет чувствоваться сердце.

Т.е. у Архиепископа Голынского есть сердечная молитва и у Симона Афонского но не говорится как к ней придти, так вот молитва за нас и есть способ придти к этой молитве.
И об этом и пишет Святой Паисий Афонский.
И сначала молитва за нас а потом самодвижная а не наоборот. Т.е. все это получит развитие в том числе и так как пишет Святой Архимандрит Сафроний..
Я так думаю.

Михайло

  • Сообщений: 327
    • Просмотр профиля

Re: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)
« Ответ #52 : 06 Январь 2020, 21:12:44 »
Вот продолжение источник тот же архимандрит Софроний (Сахаров)
-------------------------------------------------
Сей дивный путь никому, кроме христиан, неведом. В начале опыт такого исхода из тесной тюрьмы индивида может показаться парадоксальным: сами мы пребываем в страдании, сокрушающем нас, и где найдем силу духа обнять состраданием те миллионы людей, которые в каждый данный момент страдают подобно нам, и быть может, и даже наверное – еще больше? Если у нас радость, это еще как-то доступнее, но когда с нашей болью мы не способны справиться, сострадание же множеству лишь увеличит и без того несносное наше мучение. Однако, проделайте сие, и вы увидите, как в глубоком плаче молитвы о всем страждущем человечестве проявится энергия иного порядка, не от мира сего. Этот новый вид сострадания, нисходящего Свыше, отличается от первого, замкнутого в себе, тем, что оно уже не убивает, а оживотворяет нас. Горизонты нашей личной жизни раздвигаются безмерно, и многие места Евангелия и Посланий становятся понятными, как бы словом о нас самих... больше того: нашим уже словом. Пример: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12, 11). Или: «...взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежащей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамлением, и воссел одесную престола Божия...» (Евр. 12, 2). Открыванием себя для большего страдания в духе преодолеваем наше индивидуальное испытание. Так особенно будет в конце: смертию преодолевается смерть, и обретается сила Воскресения.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)
« Ответ #53 : 08 Январь 2020, 18:43:48 »
Михайло,  вот и помолитесь так - а потом поболейте пару месяцев - и будет дана благодатная помощь тем, за кого молитесь...
Александр, доброго времени суток!
В последнее время, этот момент (молитва за других) вызывает множество вопросов:
1. Т.е. Бог до момента молитвы не давал благо тому, за которого молились, а как человек помолился, то из Него, как бы "выбили" это благо.
Человек более благ чем Бог, который замедлил или "забыл" дать Благо?
2. У человека свободная воля, тому, за которого молились, Благо даётся насильно, без его желания?
3. Благо даёт Бог. Откуда приходит болезнь молящемуся, от Бога?
 Есть вариант, что так излечивается наше общее тело человечества (один страдает за другого), но тогда встаёт другой вопрос: Бог не может просто так взять, и исцелить своё творение?
Когда то поднимался на форуме этот вопрос, но быстро забылся.
Как бы Вы сейчас увязали это всё вместе?
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)
« Ответ #54 : 08 Январь 2020, 19:16:28 »
Молитва - это не только "шлепание" мокрыми от слез губами и бормотание "помилуй". Так молится внешний человек, но уже и у него, какой-бы он не был куклой, на границе, где начинается внутреннее пространство, возможно эмпатическое вхождение-проникновение в состояние другого человека. И сонесение его тягот. И когда приходит нечто большее, очищающее и освобождающее, оно проникает и в молящегося, и в того, за кого молится, поскольку их молитва-эмпатия соединяет. И даже если большее не приходит, в силу возникшего единства происходит передача душевных сил, как плохих, так и хороших. Это универсальный закон. Жаждущему надо протянуть руку за чашей с живой влагой и подать эту чашу другому - напоить его, хоть и параличного.

Много раз говорили, что у внешнего человека нет свободной воли, лишь ее иллюзия. Вот и современные исследования мозговой деятельности это подтверждают.  Чем напоят через трубочки параличного, то и выпьет. Внешнему человеку сложно понести знание о своей марионеточности.

Болезни молящегося от неспособности вместить даваемое благо. Иные болезни - от несения тягот и грехов, как своих, так и "чужих".  Физика самая дебелая часть человека, она будет страдать и тогда, когда душа (ее верхи) очищены. А есть еще и нижняя часть души - из скрытой сферы - подсознания. 

***но тогда встаёт другой вопрос: Бог не может просто так взять, и исцелить своё творение? ***

Уже исцелил. Осталось человеку войти в это исцеление.
« Последнее редактирование: 08 Январь 2020, 21:07:44 от Alexander »

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)
« Ответ #55 : 08 Январь 2020, 20:52:37 »
"Это универсальный закон."
Закон же для людей, не для Бога...

Свободной воли - да, почти нет, в смысле мирском. Страсти, подсознание забитое родовым и внушённым, и т.п..
Речь, ведь, о главном, где воля человека имеет место быть - может ли Бог исцелить человека без его желания. Вроде как - нет.

"Иные болезни - от несения тягот и грехов, как своих, так и "чужих"."
Здесь и есть недоумение (и для Вашего первого абзаца): если молюсь как "шаман", надеясь на свои или некие силы, соединяясь каким-то образом с душой другого человека, то наверное - реакция на такие действия может быть очень жёсткая. Разные гипнотизёры и прочее из этой серии, подтверждают такой закон, но с непредвиденными окончаниями.
Но если человек молится Богу, что бы Он пришёл и помог другому человеку...

"Уже исцелил. Осталось человеку войти в это исцеление."
Очень серьёзная тема. Отдельная.
И это "осталось", выглядит как неимоверно неподьёмный труд, который поднимают единицы из миллионов, даже миллиардов.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Михайло

  • Сообщений: 327
    • Просмотр профиля

Re: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)
« Ответ #56 : 16 Январь 2020, 13:07:24 »
Молитва за других приносит искушение в котором идет покаяние за чужой грех во внимательной молитве за себя и это и есть сердечная молитва.
Тогда стучит сердце и днем и ночью. После искушения приходит приходит благодать в виде тишины или ощущения греховности.
Т.е. есть два варианта или или.
1 ощущение собственной греховности.
2 тихая радость.

Меняется качество молитвы. И если раньше более тихая радость то сейчас более ощущение греховности как результат.

Легко читается молитва на стук сердца но лучше пройти искушение быстрее когда молитву замедляешь.

Михайло

  • Сообщений: 327
    • Просмотр профиля

Re: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)
« Ответ #57 : 28 Январь 2020, 10:55:32 »
Есть еще третий вариант, разогрев сердца.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: Искусство борьбы с помыслами (для монахов)
« Ответ #58 : 29 Январь 2020, 09:48:51 »
Ролик очередной с Афона - https://youtu.be/ybJOOmQXxe8

Впечатления.
Им бы азы видеосъемки пройти. Пока баловство с камерой и красивыми видами. Сценарий, как съемочный, так и (главное) содержательный, лучше прописать.

О молитве (около нее) говорят... Словно время остановилось в прошлом. Представления о нескольких уровнях сердца - как крутые монашеские откровения. Важная вещь. И давно уже задворки духовного поиска.

С новой книжкой, наверно, полезно познакомиться.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

[quote author=Иеромонах Симон (Безкровный), из новой книги: "Практическое Руководство к Стяжанию Иисусовой Молитвы"]Всякое духовное знание, которое душа собирает по крупицам, усваивается лишь в уединении. Совершенная мера молитвы - безмолвие ума или сердечное безмолвие. Непреходящий ее плод - чистота сердца. Полнота молитвенного совершенства - безстрастие. Безстрастие - это и есть сокровенный вход в безсмертие, ибо Божественная любовь безстрастна, являясь безстрастной страстью. Мир души приводит душу к безстрастию, а безстрастие - к вечной жизни, ибо оно - дыхание Небес. Истинная любовь во Христе рождается только в безстрастии. Корень этого безстрастия или мира души - смирение, вершина - безстрастная любовь. Необходимо стяжать безстрастие даже ценой своей жизни, ибо, утратив жизнь, обретешь ее освященной во Христе: «Воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес. 4:3).

Тем не менее, такая практика созерцания, когда она укрепится, возможна повсюду и во всякое время, при любых внешних условиях. Ни бегство в пустыню, ни удаление в пещеру, ни уход от людей, ни научное богословие, ни изощренный психоанализ, ни философские концепции или рациональный подход к Евангелию через рассудочные умозаключения - ничто подобное перечисленному само по себе не составляет сущности Божественного созерцания. Ничто не должно мешать нашему пребыванию в высшем состоянии Богообщения. Бог незрим и непостижим, таким же должно быть и созерцание. Христос, как истина, есть высшая форма Бого- постижения. Это постижение неподдельно и не смешано с помыслами. Истинное Божественное созерцание - это не то, что мы создаем собственными усилиями, оно всегда приходит как дар свыше.

Христос всегда пребывает в Отце, в то время как мы отвлекли свой ум и начали пребывать в суетном и тленном мире. Это и есть изначальный грех. Христос не сделал этой ошибки. Если мы хотим уподобиться нашему Спасителю, мы должны соединиться с Ним, ибо Он есть путь, истина и жизнь, а также дверь, ведущая в эту жизнь и истину, та Божественная дверь, через которую мы приходим к Отцу Небесному, чтобы пребывать в Нем. Все мысленные и словесные цепляния препятствуют созерцанию, м поэтому необходимо полностью очиститься от них. Усилиями отречения и безстрастия мы приходим к чистоте сердца и ума. Однако Бог открывается такому сердцу и уму по Своему произволению, неоднократно испытывая душу в смирении и в способности сначала хранить малую меру благодати: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю», — говорит Господь (Мф. 25:21).

Начало духовной жизни состоит в том, что душа начинает изменяться и меняет мир видимый, к которому привыкла и который ей кажется таким знакомым и обыденным, на мир невидимый* становящийся для нее все более реальным и осязаемым, А мир видимый как бы тускнеет и отходит все дальше и все меньше терзает ее своими страстями и привязанностями. Если душа не осуетится и не рассеется, то, еще живя на земле, начинает ощущать и носить в себе благодать Царства Небесного. Когда в духовной жизни мы сердцем постигаем смысл спасения, так что такое постижение становится Богопознанием или истиной, это является творческой способностью Божественной энергии, или действием благодати.

Созерцание есть цельное и сознательное постижение Христа во Святом Духе, пребывающего в средоточии человеческого сердца, то есть в самой глубине сознания, которое в Священном Писании называется духом. Созерцание, или безмолвие, - это духовная практика, ведущая к такому Богопостижению. Это есть пребывание во Христе и Его нетварном свете без всяких отвлечений ума, в котором не осталось никаких помыслов. Будь неисходно в созерцании - и так избежишь отвлечения внимания в свете Христовом: «Через свет человек боготворится и удостаивается беседы с Богом лицом к лицу» (свт. Григорий Палама).

Вся цель священного созерцания состоит в том, чтобы упрочить это единение и дать ему возрасти до полной зрелости в свете Христовом, ибо таким действием подвижник, в каких бы условиях ни находился, всегда остается в Божественном созерцании. Если такое постижение не входит полностью в жизнь человека, то никакие объяснения и книга не дадут ему этого созерцания. Подлинность священного безмолвия должна утверждаться на основных неизменных наложениях.

Первое. Созерцание утверждено на абсолютной Истине, Которая есть Господь Иисус Христос и Его Святое Евангелие.

Второе. Созерцание утверждено не каком- либо учении, но на совершенной вере, которая есть Православие.

Третье. Созерцание утверждено не на умственных догадках, но на полноте благодати, которая есть Святой Дух.

Четвертое. Созерцание утверждено не на внешних приемах, но на внутреннем благодатном преображении человеческого духа или сознания, которое есть прямое и действительное соединение со Христом и в Его Лице - со всей Пресвятой Троицей.

Для восхождения к созерцанию требуется выйти из пустых размышлений и рассуждений и пребывать в благодати. Не стоит безконечно размышлять и рассуждать, анализируя себя и других, когда ум безостановочно мечется в помыслах. Даже если обладаешь многими познаниями, но не избавился от привычки к безблагодатным размышлениям, окажешься пойманным в ловушку пустого мудрствования. Необходимо решительно отвлечься от всего, просто молиться и жить Духом Святым, чтобы во Свете узреть Свет. Лишь после того как Христос откроется душе и дарует ей новую жизнь в полноте благодати, в преображенном ею духе или сознании, необходимо воспитывать в себе привыкание к новому благодатному образу жизни, где начинается Царство Христово, и сила, и слава Его.

Благодаря непрестанной молитве к человеку приходит дар духовного рассуждения, но созревает он до всей полноты и меры лишь в чистой созерцательной молитве. Только в ней молитвенник делается готовым безпрестанно жертвовать собой. Такая молитва - всегда жертвенная, ибо она «о всех и за вся». В ней мы полностью утрачиваем свой эгоизм и завершаем наше возрастание в смирении возрождением в Духе Христовом. Дух развивается только в духовной свободе, в которой сердце хранит и приумножает Божественные дары. Благодать стяжается в свободе христианского духа и приводит его к обожению в Божественной любви, где дух во всей полноте постигает истину путем молитвенного созерцания: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).

Конечно, и уход в пустыню или в молитвенный затвор, а также иные пути к уединению - все это есть драгоценные привилегии Божественного Промысла, поскольку создает благоприятные условия для глубокого покаяния. Без покаяния всякое наше действие и всякий род аскетической жизни превращается в чисто человеческое предприятие, по существу, мало полезное для нашего спасения. Чем больше покаяние, тем больше действует в нас Бог, приобщающий Самого Себя человеческому духу. Самый свет истины своим пришествием свидетельствует о том, что мы не свободны от тьмы грехов и страстей.

В состоянии пришедшей благодати человек всем существом своим вступает в подлинное созерцание Божественного бытия. Божественная жизнь открывается как свет любви, постигаемой нами в изумлении благодатной молитвы, которая переходит в нескончаемое благодарение и восхваление Бога. Это и есть истинное живое богословие спасенной и преображенной души. «И если ложное смирение станет называть это неумеренной дерзостью и даже безумием, то вспомним апостола Павла, который, с одной стороны, пресекал малодушие, а с другой - нелепую гордость плотского ума, когда изъяснял, что Бог благоволил спасти верующих безумством проповеди, отвергнув разум разумных и превратив в безумие мудрость мира сего» (старец Софроний).

Если молитва пропитана состраданием в любовью, при благоговейном и смиренном созерцании и видении происходит просвещение духа Премудростью Божией. В таком Богосозерцании все люди видятся святыми и безгрешными образами Самого Христа и неотличными от Него. Непомыслимый свет Христов становится благодатной светоносной молитвой Духа Святого. В благодатной молитве приходит созерцание нетварного света, при котором отсутствуют всякие помыслы. Тогда сердце впервые ощущает в себе великое облегчение от тяжелых мысленных обольщений и искушений. Оно становится чистым и ясным во всех своих беспредельных границах. Тогда созерцание, углубляясь и возрастая, превосходит даже мир сей и приводит дух в состояние единения со Христом, безпри- месное и невещественное, преображающее целиком всего человека.
Образ Божий на земле - человек, а подобие Божие - дух человеческий. В непрестанной молитве мы отсекаем все, что рождает в нас привязанность к земному и плотскому. В духе нет никакой привязанности, поэтому в благодатной молитве человек видит все духовными очами: он любит каждого в благодати, внешне - как образ Божий, а внутренне - как подобие Божие. Когда он принимает на себя чужую боль, люди выздоравливают, а когда принимает на себя смерть ближних, они поднимаются со смертного одра. Однако трудно помочь тому, кто отказывается от помощи. Такое происходит либо от гордыни, либо от впадения людей в плотские грехи. Для того чтобы благодать молитвы могла помочь людям, их сердца должны быть открыты навстречу благодати.
Сердце, возлюбившее Бога, всегда страдает от осознания своей греховности. Порой эти страдания превосходят меру человеческую, и для внешнего наблюдателя они представляются неизъяснимыми. Но для тех, кто начали жить в Духе Христовом, всякие страдания преображаются в блаженство, ибо такое блаженное сердце отчасти взошло в Горний мир, а не тварный и суетный. Благочестивые люди встречаются и в миру, и в монастырях. Но обретшего Богопросвещен не не так легко найти, ибо Дух Божий скрывает такого подвижника от глаз человеческих, настолько ценно для Бога сердце, отдавшее Ему свою жизнь и дыхание.
[/quote]

« Последнее редактирование: 02 Февраль 2020, 20:20:22 от прозелит »