Исихазм

Автор Тема: Прп.Серафим Саровский и Мотовилов  (Прочитано 41836 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Материалы в Инете:

Александр Стрижев "Чего не изрекал преподобный Серафим"
www.moskvam.ru/2003/12/strigev.htm

Илья Басин "Миф мощей преподобного Серафима Саровского"
www.krotov.info/history/20/1903sera.html

Ниже привожу размышления Алексея Дунаева "Подлинны ли пророчества прп. Серафима и записи Мотовилова?" (надеюсь, уважаемый автор не будет в обиде)

---

В 1905 г. в книге "Великое в малом" С. А. Нилусом опубликованы два произведения, которым суждено было оказать большое влияние на историю XX в.
Во-первых, это была первая публикация знаменитых "Протоколов сионских мудрецов". По свидетельствам очевидцев, после революции семьи, в которых находжились эти протоколы, расстреливались. Позже Гитлер использовал их для обоснования репрессий против евреев. Однако оказалось, что это подделка будто бы Охранного отделения, в основу которой положена, якобы, одна французская книга середины XIX в. (в работе Н. Кона, где наиболее подробно излагается эта история среди известных мне публикаций на русском языке, тем не менее, не приводятся текстологические сопоставления с цитатами на языке оригинала). Но независимо от подлинности многие до сих пор считают, что сама история оправдывает истинность содержания протоколов. Сам Нилус чуть ли не сбрендил на этой почве, подготовил множество изданий книги "Великое в малом" (кажется, недавно издана самая полная "последняя" версия), собирал всякую макулатуру с жидо-масонской символикой (как ему казалось).
Во-вторых, тогда же и там же Нилус издал в сокращенном виде беседу прп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым. Трудно сказать, сколь большое влиняие имела эта беседа для распространения православния по всему миру в XX столетии. В 1914 г. эта же беседа была переиздана в более полном виде.
Я читал в свое время "Великое в малом" именно в первом издании в спецхране РГБ, еще до всяких перестроек. Но особое внимание привлекла беседа после того, как в начале 1990-х в архиве Флоренского были найдены другие записи Мотовилова (и неудивительно, о. Павел цитировал кое-что уже в "Столпе" – об адских муках). Они были изданы. В этих записях имеются странные пророчества прп. Серафима о конце времен и судьбе России. Я сомневался, есть ли доказательства, что это именно записи Мотовилова в подлинном и неискаженном виде – ведь они дошли через Нилуса, а протоколы, изданные в той же книге, оказались подложными. Но, как водится, пророчества пошли гулять по России, и недавно мне принесли книгу на рецензию, в которой уже собраны все подобные апокалиптические прорицания двух десятков старцев 19–20 вв. С одной стороны, авторитет Беседы и т.п. С другой, новонайденные записи Мотовилова и ненадежность Нилуса как ученого-исследователя.
Но вот недавно найдена и издана писарская копия официальной записки Н. А. Мотовилова к священноначалию с собственноручной правкой и подписью автора. Она издана "Отчим домом" в двух вариантах – адаптированном (испарвлена орфография и пунктуация, имеются слабые коментарии) и неадаптированном. Так вот. вчера и прочитал неадаптированную версию, и меня охватили дикие сомнения.
Нет сомнений, что это подлинная записка Мотовилова. Но из нее следует, что этот человек был явно больным. Он сам пишет, что в детстве в момент Крещения в него вместе с благодатью вселился бес по имени Авадон — тот самый, который потом вселится в антихриста. Об обстоятельствах болезни и адских муках Мотовилова не буду писать, подчеркну здесь то новое, что меня поразило. У Мотовилова была явная мания величия. Написав службу свт. Митрофанию Воронежскому, он обиделся на своего духовника, владыку Антония, что тот не посылает службу императору, как обещал, а тем самым лишает автора и духовноговвенца, и прижизненных благ (наград, званий). Мотовилов передает свои беседы как с духом прп. Серафима, так и при жизни старца. Серафим говорит, что о Мотовилове таково смотрение Божие, что его жизнь станет образцом подвига в миру (мирянина, женатого, не монаха) для будущих людей и что его характер и судьба больше, чем 10 святых и 10 светских героев типа Суворова, вместе взятых. Сам Мотовилов считает, что, стань он монахом, он был бы больше Василия Великого, непременно оказался бы Патриархом и т.п. Мотовилов хочет по откровению (из наставлений при явлениях прп. Серафима) написать то ли одну, то ли 155 книг для пользы всей России, в которой изложил бы все богословие от сотворения мира до апокалипсиса. Наброски он приводит. Оказывается, что благодать Божия — не что иное как всемирное тяготение. Бог вначале створил силу творную (видимо, от слова творить). Она управляет похотью, размножением и т.п. У апостолов она была в ступнях, поэтому Господь омыл им именно ноги. Апостолу Павлу же не омыл, поэтому в нем действовал пакостник плоти, но и сила благодати ему была дана большая для сопротивления. Брак в Кане, оказывается, был у Симона Левита (какой-то явный апокриф). Дается подробная картина устроения мира — сколько в нем сфер, солнечных систем и т.п.
Сам Серафим — уже не в явлениях, а при реальных беседах — говорил Мотовилову, что, хоть Серафим подписывает свое имя с трудом и грамматику не учил, но вряд ли в России найдется еще один человек, который прочитал бы столько книг, как Серфаим. Он, оказывается. читал по 2-3 книги в день. Памятью такой обладал, что все помнил наизусть от корки до корки. А всего прочитал он на русском и славянском более 10000 книг! (Если читать по 3 книги каждый день без отдыха, и то на это потребовалось бы 10 лет. Я не верю в реальную возможность этого для Серафима — даже ученый прочитывает столько за всю жизнь, а не то что наизусть помнить). При этмо читал не только Отцов, но и всемирные истории и т.п. Сам Мотовилов тоже имел незаурядную память и помнил все Писание наизусть.
Мотовилов хотел организовать Банк. Он собирался переселить в разные земли тысячи крестьян (типа Столыпинской реформы?). Это все якобы одобрил Государь (недавно были найдены и записки Мотовилова императорам, но я не видел этой публикации). И сам Серафим сказал, что Мотовилов сделает это (но ведь не сделал — явно несбывшееся пророчество!). Еще одно ложное пророчество — что прп. Серафим будет беседовать с Мотовиловым на картофельных грядках в след. году, но старец умер гораздо раньше. Мотовилов предсказывал Государю победу в Крымской войне, а неудачу списывал на ослушание командующего, что тот не поставил икону Серафима в нужное место, а перенес в другое (которое и устояло перед врагом).
Я все это пишу сейчас по памяти и бессистемно, но думаю, что хотя бы некоторые моменты, меня поразившие, передаю верно. Из всего этого следует, что:
а) подлинность записей Мотовилова — и беседы (по крайней мере, изданных частей), и пророчеств, и записки — вне сомнений, и Нилус в данном случае издавал (м. б., неполно) не "фальшивки", и в архиве Флоренского сохранились подлинные записи.
б) Мотовилов был явно одержимым и больным. (Кончив курс филологический Казанского ун-та, он настолько диким стилем пишет, что читать тяжело.)
в) Он пишет и о реальных беседах с прп. Серафимом, и о видениях, не делая никакой разницы.
г) Если брать под сомнение адекватность записей, то ставится в какой-то мере под вопрос и сама Беседа (хотя она вполне в духе святоотеческом, и ее согласие с Писанием и Преданием является лишним контролирующим фактором).
д) Если не брать под сомнение адекватность и точность (а я именно к этому склоняюсь), то получается, что Беседа, подлинника которой не сохранилось, могла быть еще большей, и Нилус или др. могли ее сократить. Прп. Серафим, в таком случае, говорил вещи, близкие даже не к юродству, а к кликушеству (прости, Господи!). Но тогда все его пророчества, записанные Мотвиловым — о том, что старец оживет перед Вторым Пришествием, да еще в присутствии членом Императорской фамилии, и т.п. — были реально сказаны, что хорошо согласуется с канавкой и нынешними спекуляциями о конце света всюду, кроме части России.
Как тогда святость уживается с несбывшимися пророчествами, сомнительным "богословием" — следствием необразованности и отсутствия контроля со стороны разума за адекватностью содержания и словесных формулировок?
А если не принимать свидетельств Мотовилова как явно больного человека, тогда оказывается, что мы вообще не имеем надежных исторических свидетельств о прп. Серафиме — исследованных и критически изданных. Хорошо известно, что здесь громадная лакуна со стороны церковной науки. А я еще лично слышал, что эпизод с медведем из Жития прп. Серафима был внесен его недругом для посмеяния над старцем, в чем потом недруг покаялся перед свт. Филаретом Дроздовым, но тот запретил разглашать правду об этой выдумке, ибо она уже была включена в Житие и пошла широко в народ. (Вроде бы сохранились соотв. документы этого недруга, то ли записи свт. Филарета).
Хотелось бы знать, кто что думает по поводу всего этого?
 ---
Взято: www.livejournal.com/users/danuvius/49884.html www.livejournal.com/users/danuvius/49993.html

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Прп.Серафим Саровский и Мотовилов
« Ответ #1 : 28 Июнь 2005, 14:01:28 »
Письмо Н.А.Мотовилова императору Николаю I
[Слово великого старца Серафима]
Всеавгустейший Монарх Всемилостивейший Государь!

Имев щастие лично моими глазами видеть собственноручное Вашего Императорского Величества Высочайшее повеление о всеподданнейшем докладе слов великого старца Серафима на бумаге, спешу немедленно исполнить священнейшую для меня Всеавгустейшую волю Вашу.
Вот содержание его беседы в четверток на Пасху 1832 года:
— Рассказав подробно о Илии Фесвитянине и об Авессе, военачальнике Давидове, о Гедеоне, вожде израильского народа, он заключил, что в России много есть еще верных Богу людей, хотя разврат духовный и многих от Бога отвлекает, и, сказав, что надобно царям служить, так как Авесса, который за жизнь Давидову стократно готов был своею собственною пожертвовать, и прибавив, что, подобно Гедеону, людям Божиим надобно призыва и избрания Божьего ожидать, и тогда, действуя по Боге, не отчаиваться, если б их усердие к Отечеству и не получило надлежащей оценки, ибо любовь к Царю и Отечеству угодна Богу, и если бы люди не поценили, то Бог воздаст,— он спросил меня, что именно влечет меня в Петербург; я сказал, что желание служить там Вашему Императорскому Величеству; почему же там, а не в другом месте, я ответил, чтобы, находясь ближе к Вам, в случае нужды быть немедленно готову пролить до последней капли кровь свою, если б то понадобилось за Ваше Всеавгустейшее здравие, и быть, если можно будет сколько Богу угодно будет помочь, полезным Церкви Христовой. Он отвечал: «Усердие твое угодно Богу, и Он не оставит тебя за оно, но так как по слову пророка — во время благоприятно послушах тя и в день спасения помогох ти — то ревность хотя и по Богу да не по разуму (то есть преждевременно), то не только неугодна Богу, но и грех есть. Так и теперь поездка твоя не по дороге — и ето самое усердие твое к Государю, если преждевременно узнают о нем люди недоброжелающие ему, то может повредить тебе, а ты себя береги. О Государе же не пекись, Его Господь сохранит. Он в душе христианин, чего не могут про себя сказать иные даже и из духовных великих особ. Велик был Государь Император Петр I Алексеевич, за что Великим и отцом Отечества справедливо наречен, а по вере в Господа с верою Его Императорского Величества и сравнен быть не может; сами рассудите: Петр Великий жил во времена такие, когда и одним взглядом дорожили царским первейшие бояре, как милостию Божиею, и все безмолвно Царю покорялись, так ему легко было управлять. А ныне не тот народ уж стал, и если и за всею етою переменою слушаются Государя и трепещут враги его, то уж Сам Господь наш Иисус Христос и Божия Матерь помогают во всем за нелицемерную веру его Православную, вот ею-то он и выше Петра Великого и за нее-то и помогает ему Бог во всем и возвеличит во дни его так Россию над всеми врагами ее, что она станет превыше всех царств земных и не только нам у иностранцев уже не придется учиться ничему, а еще и им доведется бывать в нашей Земле Русской да учиться у нас и Вере православно христианской и жизни благочестивой по етой вере; а много-много будет сначала до того всякого горя Государю и неоднократно станут искать его освященной Богу главы и живота Царской фамилии, но Господь всегда будет защищать и его и весь Августейший Царский Дом его; праведника ради единого целый род спасается, что речет триех ради, а в его государевом роду, посмотрите-ка, ваше Боголюбие, сколько святых мощей от его венценосной плоти и крови, мню, что не один десяток угодников Божиих, так все они молитвенники за род его и его священную Особу Императорскую; вот хоть бы и августейшая родительница его, благочестнейшая Государыня Мария Феодоровна, она как мать родная для всех сирот и бедствующих, а ето ведь святых только жен богомудрых дело, и если то велико в простом человеке, тем более в священной венценосной Царской особе угодное Богу, а Государь в Бозе почивший Всеавгустейший родитель его, император Павел Петрович, как любил Церковь святую, как чтил святые уставы ее и сколько сделал для блага ее, немногие из царей русских, подобно ему, послужили Церкви Божией; а Его Императорскому Величеству и еще гораздо более поможет Господь сделать и для Церкви святой Православной нашей и единой во всей вселенной истинной, непорочно Апостольской Вселенской Церкви Христовой, но до етого еще много должно будет горя и Государю, и Земле Русской перенести; восстанут на него не только враги внешние, но и внутренние и вот как это будет: бунтовщики-то, восставшие на Государя при восшествии его на престол, похвалялись, что хотя и скошена трава, да корни остались, то хотя и не по Боге они хвалились тем, а ето, однако же, правда, ибо главные начальники етого злого умысла, выдавши тех, которых сами же вовлекли в злой етот умысел свой, а сами остались в стороне, и вот они-то и ищут и будут искать погибели Государя и всей Фамилии его Царской, и неоднократно будут подыскиваться, нельзя ли как-нибудь извести их, а когда неоднократные их покушенйя не удадутся, то они примутся за другое — и будут стараться, что если можно им будет, то бы во всех должностях государственных были все люди или согласны с ними, или по крайней мере не вредные им. И будут всячески восстановлять Землю Русскую противу Государя; когда же и то им не будет удаваться, так как им хотеться будет, ибо по местам ими заводимые частные возмущения будут по милости Божией скоро прекращаемы, то они дождутся такого времени, когда и без того очень трудно будет Земле Русской и, в один день, в один час заранее условившись о том, поднимут во всех местах Земли Русской всеобщий бунт; и так многие из служащих тогда будут и сами участвовать в их злоумышлении, то некому будет унимать их. И на первых порах много прольется неповинной крови, реки ее потекут по Земле Русской, много и вашей братьи, дворян, и духовенства, и купечества, расположенных к Государю, убьют; но когда Земля Русская разделится и одна сторона явно останется с бунтовщиками, другая же явно, станет за Государя и целость России, вот тогда, ваше Боголюбие, усердие ваше по Боге и ко времени. И Господь поможет правому делу: станет за Государя и Отечество и святую Церковь нашу, а Государя и всю Царскую Фамилию сохранит Господь невидимою десницею Своею и даст полную победу поднявшим оружие за Него, за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской; но не столько и тут крови прольется, сколько тогда, как когда правая за Государя стоявшая сторона получит победу и переловит всех изменников, и предаст их в руки правосудия. Тогда уж никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят — и вот тут-то еще более прежнего крови прольется, но ета кровь будет последняя, очистительная кровь, ибо после того Господь благословит люди Своя миром и превознесет рог помазанного Своего Давида, раба Своего, мужа по сердцу Своему, благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича — его же утвердила и паче утвердит десница Его святая над Землею Руескою. Так что же унывать нам, ваше Боголюбие: аще Бог за ны, кто на ны —: их же Бо предъуведе, сих и предъизбра, их же предъизбра, сих и освяти, их же освяти, сих и прослави — сих и блюдет; что ж унывать нам, ваше Боголюбие, аще Бог за ны, кто на ны — разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог, могущие покоряйтеся, яко с нами Бог, и аще паки возможете, паки побеждени будете, яко с нами Бог — так-то, ваше Боголюбие, с нами Бог и унывать нам нет никакой дброги».
Я в неизреченной радости лишь только хотел было сказать: «Так благословите же, батюшка, я сей час поеду в Пе-тербург и постараюсь видеть Государя и всеподданнейше доложить ему слова ваши», а он, закрывши мне рукою своею рот, сказал:
— Как вы не понимаете: не теперь, а после; теперь еще не время, а после, когда по пророку узрите Иерусалим, обстоим вои. Господь вас Сам приведет тогда и сам положит по сердцу вашему возглаголать благая о Иерусалиме. А теперь беречись надобно вам, а Государя Господь сохранит и благословит его и Землю Русскую всяким благословением, и в земных и в небесных; во время же свое усты ко устом все слова мои его Величеству доложи — тогда и то, что думаешь, скажи.
Я спросил, что же; он отвечал: «Все что ко благу Государя, святой Церкви и Земли Русской, Бог тогда по сердцу тебё положит — то ты не убойся и все возвести его Императорскому Величеству, а каково тебе и прежде неоднократно говорил: Господь и Божия Матерь Сами устроют путь твой во благое, и убогого Серафима молитвы к Ним за тебя всюду будут с тобою».
Вот все, Ваше Императорское Величество, что батюшка отец Серафим в эту незабвенную беседу для меня изволил говорить о Вашем Императорском Величестве и прибавил, «что Господь на многие лета еще продлит дни живота Вашего и в старости маститой дарует Вам кончину мирную и святую, как тем из всеавгустейших предков Вашего Императорского Величества, которые верою и правдою благоугодили Богу».
Здесь бы следовало еще мне помянуть о том, каким образом после кончины великого старца Серафима сказано было мне самому о его воскрёсении из мертвых — и подтверждено о том троекратно: в 1835, в 1847 и в 1851 годах, но не знаю, угодно ли будет Вашему Императорскому Величеству знать о том.
За тем всеподданнейше изъяснив в самых коротких, сколько мог, словах о беседе отца Серафима и припадая к высокоосвященным стопам ног Ваших до лица земли, всеуниженнейше, верноподданически рабски умоляю Вас, Великий Государь, что дерзал утруждать Вас всеподданнейшею просьбою усты ко устом возвестить все то Вашему Императорскому Величеству — таково действительно было и на деле желание великаго старца Серафима. Всемилостивейше простите меня.
Вашего Императорскаго Величества верноподданнейший раб, титулярный советник, почетный смотритель Корсунского уездного училища, член Нижегородско-Ардатовского тюремного комитета и кандидат в должность симбирского совестного судьи Николай Александрович Мотовилов.
9 марта 1854 года
Жительство временное имею в Санкт-Петербурге, 1-й адм. част. 1-го квар., в Большой Миллионой улице, в доме графини Зубовой, у Мозалевского № 4.
-------
по: Серафимо-Дивеевские предания. Паломник. 2003. с.426-430.

Взято: www.livejournal.com/users/ulit/32714.html

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Прп.Серафим Саровский и Мотовилов
« Ответ #2 : 23 Июль 2005, 15:57:59 »
На мой взгляд, "Дивеевскую тайну" очень хорошо расстолковал Петр Иванов. Вы, Alexander, упоминали об этом малоизвестном писателе в "Гранях православия" (Безусловный интерес представляет книга Петра Иванова "Тайна святых. Введение в Апокалипсис". Она была переиздана в 2004 году в СПб). Большая глава (с подглавками) "В дремучем лесу" посвящена этому вопросу. Эти мысли он сформулировал, судя по устным сообщениям его современников, еще в 30-х годах.
Приведу здесь небольшие отрывки. Петр Иванов пишет:

 "Постараемся углубиться в эту тайну жизни святого.

Назовем то, что невольно изумляет каждого в житии св. Серафима. Святой Серафим пришел напомнить церкви то, что она забыла: высшую цель христианства: духовное рождение свыше, — стяжание Духа Святого. И вот об этом он поведал не иерархам, не вообще священнослужителям, а безвестному помещику Мотовилову. Выбор, казалось бы, неудачный, так как Мотовилов, небрежно записав на клочках бумаги, иногда вперемежку с хозяйскими счетами, это важнейшее поучение церкви — беседу свою со св. Серафимом, — в течение жизни (а он еще долго жил) даже, не потрудился ее переписать набело: очевидно, просто забыл, и его черновые клочки через 75 лет были найдены на чердаке, среди мусора. Но, быть может, тогдашние пастыри церкви не нуждались в этом поучении, ибо всё сами знали. Нет, в начале беседы сказано ясно: “Дух Святой открыл мне (св. Серафиму), что никто из высоких духовных особ не могли вам ответить, в чем цель христианской жизни”. Если великий посланник в церковь не открывает кому, прежде, всего, ведать надлежит, истину христианскую, значит, они не в состоянии были ее принять. Учить об этом было бы гласом вопиющего в пустыне. Кроме того, забытая церковью великая истина была открыта Мотовилову за год до кончины св. Серафима. Ясно, что учитель христианский и и не предназначал ее для своего поколения – ей надлежало почти столетие остаться никому неизвестной; единственный вывод: время ее неизвестности — было ей враждебно. "

...

"Большинство составителей жития св. Серафима принадлежали к типичным представителям вышеизложенного миросозерцания, поэтому они считают необходимым сказать: приходивших к св. Серафиму людей государственных старец учил быть верными самодержавному дарю и православию. Но св.Серафим учил любви Христовой и значит быть верными истинной апостольской церкви и не мог учить тому, во что выродилось у русских понятие православие, неразрывно связавшееся с самодержавием. Он имел ум Христов и знал о грехах русской церкви и русского государства. Чувствовал мрак, льющнийся ему в душу, и мучился, что он не в состоянии исправить уж неисправимое (в его время).
Сохранилось важное свидетельство о том, как св. Серафим говорил однажды об этой путанице церковно-государственных понятий, царившей в умах его современников, Мотовилову. Мотовилов был тем, кто назывался тогда, горячим патриотом, то есть любил, царя и ненавидел всё, что, казалось ему, противоречит самодержавию, в то же время был человеком очень верующим. Св. Серафим однажды сказал ему: Вот, батюшка, Господь и Божия Матерь, явившись мне убогому в 18-й раз, изволили открыть мне всю жизнь вашу от рождения и до успения. И если бы Сам Господь не вложил персты мои в раны свои гвоздиные и в пречистое ребро свое, копией пронзенное, я не поверил бы, что могут быть на земле такие странные жизни. И вся жизнь ваша будет исполнена таких причуд и странностей от того, что светское так соединено у вас с духовным и духовное с светским, что отделить их нельзя”. В пояснение можно сказать, что Мотовилов любил одинаково равно и самодержавного царя и Христа. Благодаря своему духовно-светскому извращению, Мотовилов был до крайности самонадеянный человек. Его тяжкая и долгая (вторая) психическая болезнь произошла вследствие заносчивости; он бросил однажды безумный вызов диаволу: “посмотрел бы я, как бы посмел в меня, вселиться бес, если я часто прибегаю к святому причастию”. Мотовилов от природы был добрый человек (причина, почему избрал его св. Серафим в свои собеседники по святому делу проповеди о Духе Святом), и вот он сам и пострадал от последствий веры в свои силы, как верного сына самодержавия и православия, других же менее добрых и даже злых эта вера делала надменными к ближним — малым сим, и гордецами перед Богом. И их отношение к св. Серафиму, было чисто внешним, они с удовольствием пользовались его благодатным состоянием, силой его молитв, но внутренне оставались такими, как были, не в состоянии были каяться."
(жирным шрифтом выделено мною)

Книга Петра Иванова "Тайна святых" есть сейчас и в Сети:
 http://user.rol.ru/~altoch/library/saints-mys/part15.htm#4
Прочтите "В дремучем лесу (св. Серафим Саровский и 19-й век" внимательно.
Кстати, мало кто знает предыдущую книгу Петра Иванова "Смирение во Христе", Париж,1925 г. А в ней определилась уже вся тема его писательского творчества. Четверть века отделяют два труда, характерным образом игнорируемых в церковных кругах.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Прп.Серафим Саровский и Мотовилов
« Ответ #3 : 24 Июль 2005, 00:26:57 »
Ни в издании 1993 года, ни в издании 2004 г. нет биографии Петра Иванова. Igor, что Вы знаете об этом человеке?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Прп.Серафим Саровский и Мотовилов
« Ответ #4 : 24 Июль 2005, 03:57:07 »
«Тайна святых» Петра Иванова появилась в Самиздате еще в глубокие брежневские времена, а пришла ко мне бледным (пятым) машинописным  экземпляром.  Второй раз, в Париже, мне преподнесли эту книгу   дряхлеющие старческие руки. На титульном листе стояла дарственная надпись автора, свидетельствовавшая о теплых дружеских отношениях обеих сторон.  Но сама книга не читалась – мне пришлось разрезать страницы. Характерная деталь – не раз приходилось убеждаться в невнимательном отношении к творчеству Петра Иванова как людей близко знавших писателя, так и профессионалов, которых затрагиваемые им вопросы, казалось, должны были все же каким-то образом волновать.  В общем,  Петр Иванов оказался современниками незамечен. И о нем осталось немного сведений.
Его биография вкратце, «склеенная» из разных источников (3 сведения о нем – в Инете).
Петр Константинович ИвАнов (с ударением на втором слоге) родился 10 февраля 1876 года в Черкассах в семье генерала. Он был первенцем в многодетной семье Константина Петровича И.  В 1901 году П.К.И. закончил историко-филологический факультет Московского ун-та. В 1903 году вышла его первая книга  «Студенты в Москве», которая затем дважды была переиздана (1907 и 1918).  «Об этой книге положительно отзывался русский писатель Серафимович в газете "Курьер", упоминал о ней в своих письмах М. Горький. В работе "Друзья мои - книги" в 1966 г. писатель Владимир Лидин пишет: "В 1903 г. вышла книга Петра Иванова "Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы". Книга эта давно забыта и вряд ли найдешь ее, …читая книгу Петра Иванова "Студенты в Москве" с ее разделами "Квартирный вопрос", "Татьянин день", "Пивная", "Студенческая свадьба", я думал о том, что книгам такого рода дано сыграть большую роль, чем полагал их автор" (с. 185-186). (хотелось бы ее почитать)
Эта книга была подарена П.К. Ивановым в 1903 году Л.Н. Толстому с дарственной надписью и находится в музее Льва Николаевича в его библиотеке, равно как и вторая книга его же - "Врагам Леонида Андреева", вышедшая в 1904 г. и подаренная автором Софье Андреевне Толстой, также с дарственной надписью и имеющаяся в библиотеке Л.Н. Толстого.» ( см. http://liga-ivanovo.narod.ru/istalm04-09.htm)
А монахиня Силуана (Соболева) дополняет рассказ о нем.
«В  молодости он отличался необыкновенной красотой, считал себя писателем и атеистом и пользовался большим успехом у женщин. Женившись на одной из Морозовых, он взял за ней большое приданое, которое принялся проматывать с чрезвычайной легкостью. Вращался он в среде писателей, артистов, художников, устраивал у себя литературные среды, на которые съезжался весь аристократический свет, много помогал начинающим талантам и просто способной молодежи и слыл меценатом.
После революции все изменилось: имущество было конфисковано, жена и дочь умерли от голодного тифа, родные и друзья или погибли, или разбрелись по всему свету. Для Петра Константиновича начался период страшных лишений. Наконец в 1927 году он уехал к брату в Берлин, а оттуда вместе с ним -- в Париж. В Париже брат (Владимир – мое прим.) дал Петру Константиновичу у себя на квартире маленькую комнату, распорядился, чтобы ему ежедневно выдавали тарелку супа, и на этом счел свои заботы исчерпанными.
Чтобы кое-как существовать, Петр Константинович давал уроки русского языка, а в свободное время читал. Читал он много и в основном интересовался вопросами религии, философии и истории. Еще в России его мировоззрение начало меняться, а в Париже он стал глубоко верующим человеком и, желая выразить свою любовь ко Христу, принял на себя подвиг ухода в помощи больным русским эмигрантам...»   (http://www.moskvam.ru/blessed_fire/06_2001/rass.htm )
Из отрывочных воспоминаний Натальи Борисовны Соллогуб (дочери Бориса Зайцева):
Эмигрантская жизнь Петра Иванова проходила в невзгодах, лишениях...В общем, как и у большинства русских, оказавшихся в то время в Париже. Он пережил сильный духовный кризис, выходу из которого содействовало его паломничество в Лурд... В 1925 году он издал в Париже книжку (158 с.) «Смирение во Христе», совсем никак не отмеченную современниками... 20-е и 30-е годы Петр Иванов был практически безработным. Тогдашнее хождение по гостям спасало его от голода. Часто он бывал у Бердяева (см. воспоминания Лидии Бердяевой http://www.krotov.info/berdyaev/1936/trush_04.html)
В 40-е годы Иванов работал в Париже таксистом. Жил недалеко от Сергиевского ин-та. Ходил туда в церковь. Частенько преподаватели института захаживали к нему на чай. Сохранились некоторые фотографии послевоенных времен: улыбчивый, среднего росточка, седенький, с лысинкой  и небольшой бородкой. Смахивает чем-то на Николу академического письма. Иванова любили, но, повторяю, не относились к его творчеству серьезно. Тем более, он никогда себя не выставлял, и оказывался всегда в тени. Отзыв Лидии Бердяевой об очередной прочитанной за чаем главе П.К.И (как она его помечала в своем дневнике) – «хорошо, но старомодно» - характерен в кругу знавших его.
Иванов весь свой парижский период жизни прожил один. От первого брака детей у него не было. Н.Б. Соллогуб говорила о племяннице П.К.И. (то есть дочери его брата Владимира), жившей (еще живущей?) в Париже, предлагала ее адрес (увы, на связь с ней не вышел) и сообщала интересную деталь. Племянница была старушкой нецерковной, книжки Иванова считала «бредятиной», а его «блаженненьким» и сообщала о неких «галлюцинациях», которые оказали влияние на его писательскую деятельность.
Что еще сказать?... Умер он в Париже 15 июля 1956 года.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Прп.Серафим Саровский и Мотовилов
« Ответ #5 : 24 Июль 2005, 04:14:52 »
***От первого брака детей у него не было*** - Что это я ляпнул? Как раз смерть его жены и дочери в те "окаянные дни" обратила его к Богу. Правда, Иванов далеко не всем рассказывал о своей семейной трагедии. Н.Б.Соллогуб, например, этого не знает.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Прп.Серафим Саровский и Мотовилов
« Ответ #6 : 24 Июль 2005, 11:37:17 »
Спасибо!

Петр Иванов прозрел на тайну святых, и его имя попало как бы под негласный запрет. Помню, в конце 90-х очень недолго - где-то полгода - в Питере выходила церковная газетка "Город золотой". "Вызывающее" название, своеобразное содержание - в первом номере ссылка на Петра Иванова - предопределили выкидыш этого газетного "младенца". Храмы отказывались брать газету для продажи, а если под нажимом брали, то прятали экземпляры под прилавком.

Я смею полагать, что непонимание и неприятие того, что говорит Петр Иванов в "Тайне святых", есть знак поражения на церковном пути умного делания.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Прп.Серафим Саровский и Мотовилов
« Ответ #7 : 25 Июль 2005, 00:18:09 »
Уважаемый А. Дунаев спрашивает:
«Как тогда святость уживается с несбывшимися пророчествами, сомнительным "богословием" — следствием необразованности и отсутствия контроля со стороны разума за адекватностью содержания и словесных формулировок?
А если не принимать свидетельств Мотовилова как явно больного человека, тогда оказывается, что мы вообще не имеем надежных исторических свидетельств о прп. Серафиме — исследованных и критически изданных. Хорошо известно, что здесь громадная лакуна со стороны церковной науки. А я еще лично слышал, что эпизод с медведем из Жития прп. Серафима был внесен его недругом для посмеяния над старцем, в чем потом недруг покаялся перед свт. Филаретом Дроздовым, но тот запретил разглашать правду об этой выдумке, ибо она уже была включена в Житие и пошла широко в народ. (Вроде бы сохранились соотв. документы этого недруга, то ли записи свт. Филарета).
Хотелось бы знать, кто что думает по поводу всего этого?»

Мне кажется, «громадная лакуна со стороны церковной науки» - это духовная слепота церковной науки, которая не зная тайны святости, пытается определить святость на «бумажных скрижалях».  Всякое «институционализированное» (зд. - сформировавшееся «в стенах») богословие не способно «внешнего человека» переделать в духовного. Отнюдь не пытаюсь отвергать ценность богословских наук, а только – их приоритет в Церкви.  

В середине прошлого столетия средствами этой науки попытался «догматически» истолковать Апокалипсис яркий представитель «парижской» школы прот. Сергий Булгаков. Его «Апокалипсис Иоанна» - сухая бесплодная экзегетика на 350 страниц. Единственный вывод, сделанный им в самом конце книги, несколько вдохновляет:

 «Мера и образ восприятия Апокалипсиса помимо общих научно-экзегетических методов богословской науки определяются еще (!) личным состоянием к нему приступающего, личным его откровением, особой помазанностью и призванностью к тому».

 Эта витиеватая робкая мысль профессора воспринимается как глоток свежего воздуха после нудной многочасовой лекции в непроветренном зале.

А  простой прихожанин его храма в это время тоже писал книгу об Апокалипсисе, которая начинается такими словами: «Святость есть человеческое сердце, бьющееся в согласии с сердцем Господа Иисуса Христа».   «Тайна святых»  поражает духовной проникновенностью автора в тайны Откровения. Книга, написанная простым живым языком, настолько ясна и «открыта», что, признаться, не хочется ее афишировать – это «бисер», который легко может быть попран «свиньями», или которым могут воспользоваться «внешние» для своих корыстных целей. Даже, может быть, и промыслителен ее «негласный запрет».

«Дивеевская тайна» еще раз выявляет беспомощность «церковной науки» и в 21-м веке. Возвращаясь к вопросам А. Дунаева, хочу выделить мысль Петра Иванова, к которой он приходит, анализируя конфликт ап. Павла с иерусалимской церковью:

«Между верными свидетелями Христа и начальствующими в церкви с соблазненной паствой разверзается тайная пропасть, которая постепенно растет».

Насколько эта «тайная пропасть» выросла в наши времена? «Начальствующие в церкви» воспитывают паству в духе обрядоверия. Редко с амвона можно услышать призывы к «внутреннему деланию». Понятие «святости»  предельно профанировано. Сложился своеобразный трафарет определения святости: нетленные мощи (еще круче – мироточивые), которые чудесным образом обретаются, и над ними происходят многообразные исцеления; собираются (чаще на скорую руку)  свидетельства о чудотворениях и пророчествах, где могут быть и случаи циничного посмеяния, а чаще – «благочестивого» мифотворчества. Затем «соблазненная паства» узнает о подлоге и... святой – верный свидетель Христов – дискредитируется!
Стоит ли после этого удивляться расколам, возникающим автономиям в Церкви, которые, в свою очередь, могут до бесконечности размножаться делением.  
И «копится гнев на день гнева»...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Прп.Серафим Саровский и Мотовилов
« Ответ #8 : 27 Июль 2005, 20:31:07 »
Святость есть человеческое сердце, бьющееся в согласии с сердцем Господа Иисуса Христа.

Это замечательные слова. Согласие святых сердец есть реальность, и стук этой реальности иногда прорывается сквозь завесу гробового сна сего мира.

А те, кто строит гробницы святым, которых избили отцы их... с них взыщется!

Marina

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Прп.Серафим Саровский и Мотовилов
« Ответ #9 : 28 Июль 2005, 09:33:42 »
"Радость моя!!!"
 Если бы хоть один священник встретил меня такими словами - я поверила бы в его сан. А Преподобный Серафим стяжал это состояние Радости... В это я ВЕРЮ!!! Сколько бы лет не прошло и какие бы документы не откопали. Видно же - светится Сердце у человека или нет... Не скрыть это даже через вёрсты разделяющих нас лет...

Дмитрий Данилов

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Прп.Серафим Саровский и Мотовилов
« Ответ #10 : 28 Июль 2005, 13:22:26 »
Цитата: Marina
"Радость моя!!!"
 Если бы хоть один священник встретил меня такими словами - я поверила бы в его сан.


Мысль Ваша понятна, но все же здесь, на мой взгляд, некоторое преувеличение. От того, что священник не встречает приходящих к нему людей такими словами и вообще обладает теми или иными недостатками, он не перестает быть священником.
С уважением,
Дмитрий Данилов

Marina

  • Сообщений: 17
    • Просмотр профиля

Прп.Серафим Саровский и Мотовилов
« Ответ #11 : 28 Июль 2005, 20:53:48 »
Уважаемый Дмитрий! Здесь идёт сравнение Образов... Очень много появилось вдруг материалов о жизни Преподобного Серафима... А эта фраза - "Радость моя" - для меня суть состояние человека. Я понимаю, что у священников сложная работа - речь не о работе... А о Состоянии сердечной радости... Это очень высокая ступень и цель жизни моей - как христианки...

Владимир

  • Гость
Прп.Серафим Саровский и Мотовилов
« Ответ #12 : 29 Июль 2005, 11:06:50 »
Подобных материалов сейчас появилось много не только о жизни Серафима Саровского.И это настораживает.Почему то вдруг и столько.Не про это ли писано " в последние времена будет много лжехристов и лжепророков, которые придут,  дабы прельстить и избранных ". Вот и подумайте,что лучше, помолиться(почитать Библию или святых отцев) или потратить время на чтение сомнительных документов да еще и не без вреда для себя.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Прп.Серафим Саровский и Мотовилов
« Ответ #13 : 29 Июль 2005, 12:31:56 »
Если мы относимся к святому как к иконе, на которую, грешные, молимся, то икона сия, безусловно, должна быть правильного письма. Если, будучи грешными, ищем святости, а не смотрим на нее со стороны, как на икону, важными для нас становятся реальные - а не придуманные - дела живых - а не спрятанных в киоты канонических житий - людей, стяжавших Дух на многотрудном и опасном поприще.

читатель

  • Гость
Прп.Серафим Саровский и Мотовилов
« Ответ #14 : 06 Август 2005, 22:08:55 »
Возникает вопрос: кто у кого списывап? Мотовилов у Старца Паисия? Или  Иезекииль у Мотовилова? Или наоборот?

Из записки Мотовилова " Антихрист и Россия":
..."Россия сольется в одно море великое с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: "Грозное и непобедимое царство всероссийское, всеславянское - Гога Магога, пред которым в трепете все народы будут". И все это, все верно, как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею.Соединенными силами России и других Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией, и Россия соединенными силами со многими другими государствами возьмет Вену, а за домом Габсбургов останется около 7 миллионов венцев, и там устроится территория Австрийской империи. Франции за ее любовь к Богородице - Св. Мадонне - дастся до 17 миллионов французов со столицей городом Реймсом, а Париж будет совсем уничтожен. Дому Наполеонидов дастся Сардиния, Корсика и Савойя. Когда Империя Русская получит сто восемьдесят миллионов в свое владение, должно ожидать явления Антихриста."...

ИЗ ПРОРОЧЕСТВ АФОНСКОГО СТАРЦА ПАИСИЯ.
..."Помысел мне говорит, что пройдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что 1/3 турок станет христианами, 1/3 погибнет и 1/3 направятся в Месопотамию.
Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольется много крови, и даже, китайцы перейдут реку Евфрат, имея 200.000.000 армию, и дойдут до Иерусалима...
 В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдется лучшего решения и договорятся совместно с Грецией, причем на них будут давить трудные обстоятельства. Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан"...

ИЗ ИЕЗЕКИИЛЯ.
38. И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Госаодь Бог: вот, Я - на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои , и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами, Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою. Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем. После многих дней ты понадобишься; в последние годы ты придешь в землю, избавленную от меча, собранную из многих народов, на горы Израилевы, которые были в постоянном запустении, но теперь жители ее будут возвращены из народов, и все они будут жить безопасно. И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все почища твои и многие народы с тобою"...