Исихазм

Автор Тема: Люби ближнего твоего, как самого себя.  (Прочитано 16802 раз)

Vacheslav

  • Сообщений: 868
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #105 : 20 Июль 2020, 16:37:49 »
Vacheslav, спасибо, теперь уловил о чём вы. Да. действительно, в первые пару месяцев, на фоне адаптации к умиротворяющему опыту, не имеющему ничего общего с багажом прежних переживаний, эго раздувается от своей значимости, избранности, особенности, упиваясь бесценным "даром" (как Голум со своей "прелестью"). Однако, затем наступает период растерянности, беспомощности, нуждаемости, а "дар" всё больше становится похожим на "проклятье". Именно в этом состоянии пришёл на форум в прошлом году. Наивно искал способы от этого избавиться (сострадание к окружающему миру), но эгоистически сохранить умиротворение (только для себя). Форум невольно очень помог мне, имеющимися здесь материалами и безмолвным присутствием в общении форумчан. Подспудно формировалось ощущение смирения с даром-проклятьем. Потом на форумное общение вернулся Герра и меня прорвало. Пришло понимание, что раз невозможно избавиться, то необходимо учиться с этим жить. Ну дальше вы знаете.
Стиль общения могу представить любой, например, тот который вы наблюдали, является наведённым за время чтения материалов форума и принятие игры в плетение ментальных конструкций и словесных кружев. Плетение ради плетения - философия, то есть радость для ума, без пользы сердцу, а значит удобряет эго. УД - интересный и увлекательный путь к любви, однако, как и любой другой путь, подразумевает непременную практику внутренней искренности, которая позволяет усмирять, успокаивать эго, после чего возникает шанс его умиротворения  ("...как самого себя") с последующим "возлюби ближнего твоего...", в результате чего отпадают ментальные конструкции о том, как это "нужно" или "надо" делать - всё происходит самопроизвольно и естественно. Теперь понимаю, что подспудно стремлюсь не допустить возврата своего эго к прежнему чванливому состоянию, что возможно лишь в общении с людьми имеющими сходные устремления, а это, как вы понимаете, весьма сложно на индивидуальном, одиночном пути познания.

Пафнутий, услышал ;-) вот в этом сообщении куда больше искренности и настоящести:-) вас, чем "любой стиль общения", который был раньше.
Горé имеем сердца !

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7512
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #106 : 20 Июль 2020, 16:40:34 »
Да, это заметно.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

матрибушка

  • Сообщений: 216
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #107 : 21 Июль 2020, 14:42:42 »
Я о том, что под милосердием (любовью к ближнему) часто понимается соглашательство, потакательство, толерантность... Что хочется для себя,  при развитом охватном эго распространяется и на других. Добренькость Божьей любовью выжигается, и огонь этой любви добренькими воспринимается беспощадным.

Я с вами согласна, сама прошла через эту добренькость и сама же поняла что этим себе навредила. Но почему тогда церковь и святые отцы учат быть терпилами.
Подставлять другую щеку, молиться за обижающих, кто то из исихастов даже писал что терпеть оскорбления и критику это чуть ли не лучшая практика для христиан.
Я очень приятно удивлена, что хоть кто то из православных думает иначе.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7512
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #108 : 21 Июль 2020, 22:17:20 »
матрибушка, всё просто про "терпил".
Вы не верно понимаете интенцию слов святых, ну, там терпеть, щёку подставить, врагов любить.
Это только, чтобы самому не оскотиниться, не стать мерзавцем, не уподобиться греху.
Далее человек уже должен сам определиться, как выразить свою любовь в другим.
Иногда для выражения любви к людям некоторых мерзавцев приходится и окорачивать весьма жёстко, но любя их, а ведь любовь не определяется никак иначе, чем апофатически, и тогда окоротить мерзавцев, любя их, это просто нейтрализовать их совершенно без ненависти к ним в своём сердце, даже жалея их, пусть даже и уничтожая их, если нет иного выхода, что, конечно, грех и погибель души, но это и есть то самое, что говориться: "отдать душу за други своя". Этот грех Бог простит и всё управит.
А вот ненависть в душе, даже и к врагам, Бог уже не простит, пока не убьёшь её в своём сердце.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

матрибушка

  • Сообщений: 216
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #109 : 21 Июль 2020, 22:42:29 »
Старец Иосиф Исихаст писал:
«Приобретает не умный, благородный, красноречивый или богатый, а тот, кого оскорбляют и он долготерпит, кого обижают и он прощает, на кого клевещут и он терпит. Он очищается и просветляется более других. Он достигает высокой меры. Он еще здесь — внутри рая».

Ну а как это еще понимать. И почему не говорят конкретным текстом, если они не то имеют ввиду.
Например в буддизме, которое тоже пропагандирует любовь и сострадание говорят, что общение с людьми, которые вызывают неприятные эмоции (они же считаются разрушающими) может нанести вред. И по возможности избегать таких контактов. Общаться же со всеми без вреда для себя может только тот, кто имеет различающую мудрость.



Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7512
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #110 : 21 Июль 2020, 23:24:59 »
Старец Иосиф Исихаст писал:
«Приобретает не умный, благородный, красноречивый или богатый, а тот, кого оскорбляют и он долготерпит, кого обижают и он прощает, на кого клевещут и он терпит. Он очищается и просветляется более других. Он достигает высокой меры. Он еще здесь — внутри рая».

Ну а как это еще понимать.  И почему не говорят конкретным текстом, если они не то имеют ввиду.
Например в буддизме, которое тоже пропагандирует любовь и сострадание говорят, что общение с людьми, которые вызывают неприятные эмоции (они же считаются разрушающими) может нанести вред. И по возможности избегать таких контактов. Общаться же со всеми без вреда для себя может только тот, кто имеет различающую мудрость.

Ну, всё верно у старца.
Но это только при направленности зла на человека лично.
И если тогда человек уподобляется Иисусу, - это тогда самое высшее Умное Делание.
Но это не есть непротивление злу насилием.
Человек, смиренно переносящий всё зло, направленное на него лично, вполне свободен противостоять злу, направленному на других людей. Самым решительным образом противостоять, вплоть до уничтожения носителей зла, если нет иной возможности.
Что Вам ещё надо?
Лично мне этого достаточно.
Зло, ненависть - заразны.
Ненависть же убивает любовь.
Тут и объяснение советов буддистов, хотя лучше не убегать, а учиться всех любить.
Уничтожение же зла без ненависти в сердце, а с любовью ко всем, это, да, сложно, но возможно.
А практически?
Практически тут в очищенном сердце Любовь=Бог всегда подскажет в нужный момент, как поступить ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Vacheslav

  • Сообщений: 868
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #111 : 22 Июль 2020, 01:28:13 »
Предлагаю поразмыслить о "беспощадности" божией любви.

Тут все просто: ты создан Божественной Любовью, источник жизни в каждом из нас - это Господь и если человек добровольно не подчиняет свою волю Божией, не желает синергии, а желает идти сам, то он попирает принципы Бытия, вне Бога нет Жизни, нет, и когда человек этого не понимает, то он будет истощать свой запас, будет "перелазить инуде" дабы заполучить священный огонь и как бы иметь независимый источник, но это лишь обман себя. Как пишут святые отцы, что огонь Божественной любви для грешников попаляющий, для праведников напротив благодатный, но дело не в том, что Бог дает одним одно, а другим другое, дает всем свой Огонь и если мы добровольно принимаем его правила, его волю, то мы становимся сотворцами и способными воспринимать этот Огонь Иначе, чем его будут воспринимать те, кто делает выбор идти по своим правилам.

И дело не в том существуют ли праведники, ведь любой праведник может во мгновение стать грешником, любой разбойник во мгновение праведником, это все понятия для ума, грех есть любое дело сделанное вне Бога, если можно вообще такое представить. Вне Бога в понятии вне Присутствия, когда ум чувствует себя хозяином, а не исполнителем.

Беспощадность в том, что каждый делает свой выбор, КАЖДЫЙ, в каком взаимодействии находиться с Божественной любовью и этот выбор определяет наш ход жизни, нашу способность вмещать любовь, наш дар свободы выбора заключен в этом: В каком отношении моя воля находится по отношению к Воле Божией, мой ответ на Его любовь - это и есть свободный Дар, свободный выбор. Если я свободно принимаю Его дар, то я становлюсь сыном/дочерью по Благодати.

Если брать притчу блудного сына и возвращения его к своему отцу, то в нашей жизни то же самое: все мы блудные дети и жизнь - это путь, дорога домой к своему Отцу. В Божественной реальности старший брат не ожесточился бы на младшего, а напротив принял, думаю, что в божественной реальности каждый из нас - это младший сын, а Иисус Христос - старший и никто из нас не может стать старшим, никто не может занять место старшего Истинного сына Божиего тк младший никогда не станет старшим, но может войти в свою меру младшего.
Горé имеем сердца !

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #112 : 22 Июль 2020, 07:53:05 »
Да. Беспощадность в том, что многие уже умерли, так и не родившись. И в том, что избранные проходят через серьезные испытания. И в том, что приход благодати выявляет ложь и темноту, которые всегда сопротивляются и требуют пощады...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #113 : 22 Июль 2020, 08:03:24 »
У старца Иосифа слишком жесткая дихотомия. Его слова вполне приложими к поведению слабой и управляемой жертвы, поскольку акцент - на негатив: тебя долбают, а ты терпи, ибо терпилы входят в ЦН. Это не так.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #114 : 22 Июль 2020, 12:09:26 »
Цитировать
Да. Беспощадность в том, что многие уже умерли, так и не родившись.

Невозможно умереть тому кто и не рождался. Рождение свыше начинается с крещения. В крещении могут дать Семя Духа и сделать наследником Адама, а его наследие Рай, для которого он и был создан. Многих крестят, но не многие способны в себе прорастить Семя, те в ком оно стало развиваться, начинает подпадать под Заповеди (законы) Царствия Небесного, так сказать с зачатия готовят к переселению. И если рождение состоится, то обратного пути уже нет. Вот последние, действительно могут умереть, умертвить в себе будущего ангела, но это не значит смерть души как таковой.

Не для всех можно и нужно выдвигать требования, которые характерны для ангелоподобных существ, только для "избранных".

Можно посмотреть в качестве примера животных в дикой природе. Они абсолютно гармоничны и искренни в своих делах и поступках. Потому что они на своем месте, в своей родной стихии, на родине, которую им дал Бог. Он их такими сотворил. Если мы начнем им прививать ангельские законы и заставлять жить по этим заповедям, они извратят свой Путь. Давно известный факт что животные которые долго сожительствуют с человеком, уже почти не способны жить в естественной среде. Так же и с теми кто не зачал и не родился от Духа.

В том и была суть падения ангелов и Адама который их поддержал, что они захотели объединить разные Пути развития, которыми Бог наделил свое творение. И мы каждый день наступаем на те же грабли пытаясь навязать всем то, что им не предназначено. Идея падших была действительно очень сильной, она до сих пор держит в своих объятиях.

Цитировать
И в том, что приход благодати выявляет ложь и темноту, которые всегда сопротивляются и требуют пощады..

* требование которое необходимо только для рожденных свыше.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7512
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #115 : 22 Июль 2020, 12:42:41 »
У старца Иосифа слишком жесткая дихотомия. Его слова вполне приложими к поведению слабой и управляемой жертвы, поскольку акцент - на негатив: тебя долбают, а ты терпи, ибо терпилы входят в ЦН. Это не так.

Акцент, разумеется, должен быть на терпении, но только лишь в плане не уподобления творящему гонения против тебя.
Гонения же сами по себе они и осознаются несправедливыми гонениями, и радости, их претерпевая, не должно испытывать, а вот самому не стать гонителем и не возненавидеть гонителя, - это то, что требуется достигнуть на этом опыте.
Это всё строго уподобление Иисусу.
Тут нет никаких новел и измышлений.
Но и мучители других людей, а не тебя лично, ответят за своё, и тут тебе не обязательно ждать второго пришествия, а вполне можно и тебе действовать по обстоятельствам, кладя душу свою за "други своя".
Это тонкий момент, но это так.
Ведь любое ИСКРЕННЕЕ действие "за други своя", не только ведущие к физической смерти, но даже вредящие твоей бессмертной душе, например, убийство ради спасения тех, кто есть "други", имеет всегда высший приоритет прощения у Бога, как высшее проявление любви. Да, ты погубишь душу свою убийством, например, но этим "други твои" будут спасены. Это есть высшее проявление любви. И Бог простит тебя и очистит душу, если в ней не было ненависти к врагам, а лишь ИСКРЕННИЕ действия ради "други своя". Именно так, ведь иначе невозможно положить душу свою за "други своя", ведь очень часто никак иначе "други своя" спасти и невозможно.
И, да, на древнегреческом там слово омоним, которое означает душу, как жизнь человека, как его существование в мире, и это слово так же означает и душу человека - бессмертный человеческий дух.
И я смотрю по высшей планке, как риск повреждения бессмертной души ради любви, а не лишь как риск физической смерти человека ради "други своя".

Вообще тут полно тонких граней, которые нельзя переходить никак ...
А кто сказал, что будет легко?

П,С,
Конечно, "высший пилотаж" тут положить душу свою (жизнь) за "други своя", спасая их духовно, спасая их души бессмертные, а не жизни физические.
Но это только по силе Иисусу, Сыну Бога и Богу.
Нам бы что по проще хотя бы освоить в выражении своей любви ...
« Последнее редактирование: 22 Июль 2020, 12:55:21 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

матрибушка

  • Сообщений: 216
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #116 : 22 Июль 2020, 13:30:41 »
У старца Иосифа слишком жесткая дихотомия. Его слова вполне приложими к поведению слабой и управляемой жертвы, поскольку акцент - на негатив: тебя долбают, а ты терпи, ибо терпилы входят в ЦН. Это не так.

Акцент, разумеется, должен быть на терпении, но только лишь в плане не уподобления творящему гонения против тебя.
Гонения же сами по себе они и осознаются несправедливыми гонениями, и радости, их претерпевая, не должно испытывать, а вот самому не стать гонителем и не возненавидеть гонителя, - это то, что требуется достигнуть на этом опыте.


Дело в том, что если человек терпит, то он уже ненавидит и пребывает в гневе. Как бы он умом не уговаривал себя что он любит, чувство говорит само за себя, оно истино в отличие от контролирующего ума.
А невыраженный гнев или обида хуже выраженного. Потому что подавленные чувства действуют разрушительно и в итоге могут привести даже к болезням.

Пафнутий

  • Сообщений: 93
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #117 : 22 Июль 2020, 15:50:49 »
Vacheslav, спасибо, что поддержали и помогли мне проявить себя так, как ощущаю в действительности. И пусть не соответствую духовной форме проявлений вашего сообщества, однако, мне близки и понятны глубинные устремления, трудности и плоды вашего пути поиска. Не претендую на понимание причин моего присутствия от всех участников форума, но со своей стороны предлагаю искреннюю теплоту и участие, как благодарность за неоценимую помощь оказанную мне ранее.

По теме ""беспощадности " божией любви" озвучу своё представление безадресно, как один из возможных вариантов понимания вопроса.
У кого-то из святых отцов встретил слово "человекоугодие", которое, как мне кажется, очень точно определяет "добренькость".
Человекоугодие, со временем, крепко связывает дающего и нуждающегося, то есть делает их созависимыми: дающий отдаёт порции "рыбы" (соглашательство, потакательство, толерантность... и т.д.), утешая нуждающегося, но не позволяя ему освободиться от его нужды, что предоставляет дающему возможность постоянно компенсировать эгоистическую потребность своей нужности. Думаю, что именно это, в краткой форме и другими словами, подразумевал Александр.
Божия любовь уничтожает человекоугодие, тем самым сжигает порочную созависимость и вместо ожидаемой "рыбы" нуждающийся получает, пока ещё бесполезную для него, "удочку", думаю, что именно эта замена воспринимается, как "беспощадность". Участие божией любови подразумевает освобождение нуждающегося от его подспудной нужды, а не порочное связывание его с дающим, как происходит при человекоугодии, делая несвободными обоих.

Цитировать
Дело в том, что если человек терпит, то он уже ненавидит и пребывает в гневе. Как бы он умом не уговаривал себя что он любит, чувство говорит само за себя, оно истино в отличие от контролирующего ума.
А невыраженный гнев или обида хуже выраженного. Потому что подавленные чувства действуют разрушительно и в итоге могут привести даже к болезням.
матрибушка, полностью разделяю ваше понимание.

Славик

  • Сообщений: 252
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #118 : 22 Июль 2020, 16:43:49 »
Терпение очень странное слово. Как и многие другие слова христианского лексикона. Многие такие слова просто рай для невротика,чтобы никогда не выздороветь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7512
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Люби ближнего твоего, как самого себя.
« Ответ #119 : 22 Июль 2020, 18:38:33 »
У старца Иосифа слишком жесткая дихотомия. Его слова вполне приложими к поведению слабой и управляемой жертвы, поскольку акцент - на негатив: тебя долбают, а ты терпи, ибо терпилы входят в ЦН. Это не так.
Акцент, разумеется, должен быть на терпении, но только лишь в плане не уподобления творящему гонения против тебя.
Гонения же сами по себе они и осознаются несправедливыми гонениями, и радости, их претерпевая, не должно испытывать, а вот самому не стать гонителем и не возненавидеть гонителя, - это то, что требуется достигнуть на этом опыте.

Дело в том, что если человек терпит, то он уже ненавидит и пребывает в гневе. Как бы он умом не уговаривал себя что он любит, чувство говорит само за себя, оно истино в отличие от контролирующего ума.
А невыраженный гнев или обида хуже выраженного. Потому что подавленные чувства действуют разрушительно и в итоге могут привести даже к болезням.

Верно. Тут слово "терпит" всё портит. Оно слишком многозначное.
Разумеется, это слово я тут понимаю, вне контекста присутствия ненависти к кому-либо.
Вы же считаете, что человек не доволен, ненавидит кого-то персонально, но "терпит", ненавидя.
А как я понимаю?
Я понимаю "терпит" иначе.
Тут просто у человека: удивление, недоумение, сожаление и жалость к творящему зло и неправду в его адрес, возможно, и вернее всего, - просто досада, - и более ничего. Ведь мы говорим, что "терпим" зной, холод, ветер, дождь, но ведь это совсем иной смысл этого слова: терпим, как досаду. Ну, нельзя же, право, ненавидить ветер, холод или дождь? Не так ли? Хотя, как образное выражение, это слово используется часто и в этом случае, как выражение в целом отрицательного отношения к некоторым аспектам переживаемого. Так и тут. Зла и личной ненависти к человеку нет, а есть то, что я перечислил.

Так понятнее?

Скажу гораздо жёстче.
На деле это отношение высшего к низшему.
Да, так сурово.
Нельзя же ненавидеть, например, злобную собаку?
Тут совсем иное слово надо подбирать.
А вот потерпеть такую злобную собаку придётся.
Так что не ошибитесь в оценке мотивов некоторых "терпил" ...)))
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.