ПУТЬ ВЕРЫ и ПУТЬ УМАвесьма условно, упрощенно и субъективно скажу вот что
Есть такие два пути, путь ума и путь веры.
Путь ума - это путь раскрытия ума, само-исследования, познания работы ума. Этот путь называют на востоке
Джняна.
Путь веры - это преданная вера, тотальная перемена ума к Богу, это служение Богу и вверение себя - Богу. Этот путь называют
Бхакти.
Евангелие Фомы говорит:
Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны, и поймёте, что вы дети Отца Живого. Если же не познаете себя, то вы пребываете в нищете, и вы – нищета.
888
На пути ума познают себя, постигают ум глубинным исследованием, обнаруживают "Я Есть". Еще глубже постигают свою истинную природу ума, учась отличать ее от рассудочного ума. Знают на практике пустотность, иллюзорность, ясность, прямое безоценочное знание-ведение-
гнозис. Но если не принимают при том путь веры, то не знают Бога. Таким недоступна безусловная Любовь, безусловное сострадание, им незнакома Божья благодать. Мимо. Но главное, им незнакомо тотальное предание самого себя - Богу. Глубина их сердца без преданной веры
бхакти не раскрыта. Оттого все их суждения о Боге и о вере - от горделивого невежественного интеллекта, что весьма жалко выглядит. Они, как сказано у Фомы, в нищете и нищета. Они хотя и познали себя, обнаружили свою составляющую сокровенной антропологии, но все еще не познаны Богом, которого не принимают.
Но когда на пути ума джняни принимают еще и путь преданной веры, это сразу видно по их словам и их отношению к Богу. Тогда знают Бога сердцем, полным веры, а не глупостью своего умничания. Таких мастеров на пути ума немало.
<~><~><~>
А на пути сердца постигают Бога в перемене ума, полностью переключая фокус внимания на Бога. По пути сердца идут в преданной вере и служении, а затем еще глубже - в самоумалении своего эго пред Богом, и в тотальной сдаче всего себя - Богу. Такие знают на практике Божью благодать, Его любовь, Его милость, знают Богообщение. Но если они не принимают при том путь ума,
Джняну, то не способны познать самих себя. Тогда им недоступно, не раскрыто в них их истинное "Я" в Боге. Тогда им незнакома их истинная суть. Истинная природа ума без пути ума в них не раскрыта, оттого все их рассуждения, как о собственной внутренней природе, так и о пути ума - лишь болтовня от невежества, глупость от догматизированных представлений. Так что, и они тоже, как сказано у Фомы, в нищете и нищета. Они хотя и были "познаны Богом", но все еще не ведают самих себя, свою истинную божественную природу не принимают. Бог знает их, но они не знают Бога, поскольку истинно знать Бога единственно возможно для человека лишь в истинной божественной природе, которую каждый должен обнаружить в себе. Как тогда им вкусить сыновство...
Но когда преданные Богу на пути веры принимают еще и путь ума, это сразу видно по их отношению к своему внутреннему человеку. Они знают свою истинную природу ума в Боге, знают не из рассудочных построений, но несомненным знанием-гнозисом. Говоря языком веры, они познали Истину и стали в ней свободными от всех уз.
Так что, один путь без другого - неполон и кривобок, и нищета. Только в союзе пути ума и пути веры - искомая полнота. Только так познаете себя, и будете познаны, и поймёте...