Alexander, да.
Я плохо разбираюсь в огромном множестве традиций, но на примере христианства сказанное Вами вполне видно.
Взять те же соборы, те же их оросы и догматы: о чём они?
Разве там разрешались мучительные споры о том, как правильнее понимать учение Иисуса о перемене человеческого ума из его состояния холодной рассудительности, направленной на удовлетворение страстей, в состояние искренней любви, добра и света, то есть добровольного господства над умом человека Бога=Любви?
Нет, там в полном соответствии с интересами мира спорили и утверждали чисто в языческом стиле представление лично об Иисусе Христе, решая вопрос в бесконечных спорах: Кто Он такой? - и чего в Нём больше: Бога или Человека?
А вопрос: кто такой Иисус Христос? - решается только после полного глубинного постижения Его учения о перемене ума человека от рационально-чувственной холодности к теплу горения света любви, ибо иначе понять, как одновременно возможно быть в полной мере и Богом, и человеком, просто нельзя.
Но всё в итоге свелось не к иррациональному постижению людьми Иисуса Христа их сердцем, а к попытке рационально-философского осмысления Его сути, да, ещё с выражением этого "постижения" на языке чисто языческой эллинской философии, что изначально, очевидно, никогда не может дать результата никакого.
Теперь то я понимаю всю бессмысленность соборов, так сказать, в своей предельной сути (как орг-штатные и политико-идеологические мероприятия в империи их роль вполне понятна).
В предельной сути ныне нет ничего и нигде в христианстве, кроме тех или иных "ересей", мнящих себя "истинной верой". Все без исключения конфессии ныне "ереси" относительно древнего учения Иисуса, и ничего иного в мире нет и быть не может.
Да, крупицы истинного пути Иисуса остались во всех конфессиях, но они есть лишь описание индивидуального опыта подвижников, шедших по пути Иисуса в их попытках перемены своего ума.
Ну, и на этом спасибо православному преданию, да, и прочим христианским и не христианским конфессиям и религиям.
Тут только нам самим нашей собственной гордыни не нужно тоже.
Знать и понимать эту реальность - это вовсе не значить реально преодолеть автоматом все нестроения в себе самом.
Это совершенно разные вещи.
Понимание реальной сути конфессионального предания и преданий вообще - это просто отправная точка долгого пути истинной перемены ума.
Ты понимаешь, что многое ущербно и не истинно в твоей конфессиональной реальности, но и сам ты не далеко при этом ушёл от своей собственной ущербности.
Но пафосность идеи почти спасённости единственно только принадлежностью к "истинной" конфессии, её культу, обряду и традиции, из себя надо выдавливать, как можно скорее, ибо это серьёзно мешает перемене твоего ума.
А вот уж без такого рода пафосности вполне можно искать крупицы истинного знания о прохождении пути перемены твоего ума в огромном человеческом предании.