Кому что ближе конечно, кто как видит. По мне так существует ясный и надежный критерий: всё, что не Христоцентрично - всё то ветхо. И что не о Христе - по существу суета сует и ветхий хлам на выброс.
Такая христоцентрическая традиция гласит, что все духовные книги суть свидетельства о Христе. О Нем, а не о каких бы то ни было "фактах, интригах, сенсациях". Кто же говорят сами в себе - нам таких-то "вау-сведений" не хватает, и мы их ищем, из особых переводов надеемся получить, ожидая, что тогда-то уж ого-го - те ошибаются. Что действительно нужно, это не какой-либо новейший вау-сигнал поймать из Библии, а Христом прозреть и научиться внимать умом, освещенным Христом.
Взять любою книгу Библии, любую духовную книгу. Только если она читается как книга о Христе, только тогда она может быть вообще читается зряче и духовными очами. Если же она читается не как о Христе, а как книга о чем то еще, не важно даже о чем именно, - то все это идёт ветхо и с закрытыми глазами, и тогда не в духе воспринято, а суета. Если книга воспринята не в качестве книги о Христе, то и не читалась книга, а, можно сказать, гвозди ей забивали.
(И кстати, ведь скорее всего и Моисей и другие древние , не имея еще благой вести о Христе, толком не понимали что читают и что записывают. Что, конечно, ничуть не преуменьшает их достижений и заслуг. Такое сплошь и рядом случается с транслирующими Слово, и с писателями и с художниками. Рекут, пишут что-то , чего и сами во всей полноте не понимают. Потому, "восстановить до моисеевой точности" что-то нет так уж нужно.)
Нам сегодня надлежит читать новозаветно: глазами, открываемыми Христом. Все Писание богодухновенно, однако все оно требует и богодухновенного читания. Духовное, или, что то же, христоцентричное, чтение Книг очень актуально. В том числе, конечно же, и христрцентричное прочтение книги Бытие. А его все еще и не так часто встретишь. Если спрашивают "а где же там о Христе?" , то книга еще не открыта и внутренний человек еще читать ее не научился. Пока еще только складывает и перекладывают книги так и эдак, подобно младенцу, строящему башенки из кубиков с буковками.
Младенцам тоже иногда и поиграть не вредно, но когда-то наступает пора и читать, а не только причудливо складывать кубики. Когда пришел Христос к народу, Он учил их, учил в том числе и читать Писание. И как Он учил? Разве учил - давайте буковки и закорючки переставим, текст примемся кроить? Нет, ничего подобного. Но Он им говорит: да вы же, ребята, за словами-то Слова не видите. Глазами ветхими смотрите - и не видите, ушами ветхими слушаете - и не слышите. Логос не воспринимаете. Не горазды как следует смысл из формы извлечь. И учил Он их смыслу, а не букве и форме.
Прочесть - это вовсе не значит одну форму преобразовать в другую, а это значит - смысл из формы извлечь. И подобно этому, перевести - это значит не от одного внешнего и притчевого перейти к другой притче для внешних, но это значит - перевести само восприятие от ветхого к новому.
С учетом сказанного, каково же происхождение человека? Каков смысл этого происхождения?
Моисей не знал всего. Кто издалека подходит к дереву, тот сначала видит лишь листья, а корней не видит. Поэтому сперва и рассказывает о листьях, но когда подойдет поближе, то находит, что дерево исходит не от листьев, хотя они и первыми по времени показались глазу. Подобно этому, и рассказ о происхождении человека в новое время нужно вести, упорядочивая не только по временной оси истории, как Моисею приоткрылось, но, что даже более важно, и по смыслу сущностной истории. Не только хронологически , но и онтологически (что не одно и то же) следует видеть историю происхождения человека.
И начинать рассказ с того, с чего Моисей с его горизонтами начать не мог: начинать с Рождества Христова. Вот онтологический-то корень древа истории человечества. От Бога рождается Христос - истинный Бог и истинный человек. Вот начало человечества, исток его, причина. Человек происходит от Рождества Христова как следствие от причины. Рождение Сына человеком - это источник, исток человеческой истории, остальное же все лишь следствия, лишь обусловленные истоком производные.
У земных человеческих дел исток не может по времени находиться позднее результата, а причина позднее следствия. Таковы пока поставленные рамки. Но для Бога таких рамок нет, и причина вполне может быть расположена Богом позднее следствия на временной оси. Такое решение лучше подходило задачам. Нам в 21 веке все это стало не так уж и сложно понять или представить, когда уже "кольцо времени" стало моделью, понятной даже ребёнку. Рождение в Вифлееме в плоти человека - это исток человека. Онтологический корень древа жизни человека. От этого истока и идет распространение на все времена. Ветви и листья находятся в других исторических эпохах, какие-то из них обнаруживаются позже, а какие-то и раньше рождения в Вифлееме. И история человека измеряется ветвью, зримой до, и ветвью, зримой после истока человека в Рождестве Христовом.
Книга же Бытия описывает не корень происхождения человека, а листья. По времени они оказались обнаружены раньше корней, однако это листья.
Книга Бытия описывает то, как в тварное пространство на тварную ось времени укладывались, как в границы мест и веков воплощались проекции истинно сущего - сущего прежде всех век и после всех век и вне всех веков, сущего нетварно. В тварном пространстве, подчиненном хронологии, в первые моменты пусто и темно. И вот, проецируется первое различимое: в начале Бог создал небо и землю. Творимая хроно-вселенная в эти часы еще слепо-безвидна, и тьма над бездною. Вот состояние до первого действия Христа в хроно-мире: тьма над бездною. И тогда, несется Дух Божий над водою, чтобы сказать. Чтобы ввести Слово: да прибудет свет. И явился свет. Знали ли Моисей и ветхозаветные люди о том, что это за свет, что такое свет? Нет, для них это внешний, непознанный логосно, притчевый свет - так им дано было. А мы знаем о Свете побольше, что "и стал свет" - это первый по времени встречающийся листочек, первое по хронологии описанное действие Христа. Что это отражение, проекция Его Самого в хроно-мир. Это не аллергическое и не метафорическое, а историческое первое появление Христа в этом текущем по временам тварном уголке с небом и землей, прежде безвидном и пустом. И через Свет от Света в этой экс-пустоте все начало быть, что начало быть.
В том числе, чрез Христа произошел и человек. Будучи создан по образу Его и подобию. А именно, создан так (чего ветхие не знали и еще не могли знать), чтобы к полноте времени все "свершилось". Создан так, что через Марию, именно такую, как есть Мария, рождается Иисус, именно такой, какой есть Иисус. В частности, почему у человека две ноги и он ходит, а не летает как птица? Моисей не знал, а мы знаем: это потому, что Христос ходит. Под это-то краевое условие, под это требование, и выверено было всякое “уравнение” о ногах человека при их сотворении. И почему обычно у человека две руки по боками, а не, например, спереди и сзади ? Моисей не знал, нам же явлено. Потому это, что крестообразно на Кресте распят Христос.
Все происхождение человека, как в целом, так и в деталях, Иисусом Христом объясняется и постигается.