Для меня твое "исчерпание в поисках" равно осознанию того, что хорошее старое вино закончилось, а молодым и лучшим, подаваемым после, невозможно наполнить ветхие посеченные грехами меха, "иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают". Если ранее и была иллюзия удерживания в себе нового через латание старого, то ныне ее нет. Заплаты из небеленой ткани рвутся, вновь пришитое отдирается от старого, делая старое вообще ни на что негодным, вот тогда "то исчезает самость, а с ней и ищущий, и проступает зерно, а в нем - новый человек во Христе."
А вот тут есть тонкий момент. Умирает проступившее зерно и это умирание есть одновременное рождение нового человека во Христе.
По поводу "исчерпания самости" согласен с твоими словами. Но это больше про симптомы, а если в целом посмотреть, то исчерпание вижу в том, что человек осознает "всей крепостью" - полагаться на "моё я" больше не могу. На мои психотехники, на мою борьбу, на моё исполнение. Даже любимое "в синергии", уже не катит, что я вот - делатель, а Ты помоги. Нет. Кризис деятеля, он исчерпал свою само-деятельность. "Я сам" встал, "я сам" шел, "я сам" рубился с Твоим со-действием, всё вот это "сам" обесценено в нуль. Настала пора начать вручать "своё себя" со всеми его хотелками - Богу. Капитулирен. Начало кенозиса.
А вот тут есть тонкий момент. Умирает проступившее зерно и это умирание есть одновременное рождение нового человека во Христе.
Здесь мы с тобой разное имеем в виду, говоря про "зерно", хорошо, что ты обратил на это внимание. Я говорю о "зерне" как о "жемчужине" и о "сокровище в поле" из притч о Царстве, вот в этом смысле. Это "зерно" не умирает, это Божественное в самой глубине нас. Это - та самая "большая хорошая рыба" из логии Фомы:
8. И Он сказал: Человек подобен рыбаку мудрому, забросившему свою сеть в море. Он вытащил её из моря, полную маленьких рыб. Среди них мудрый рыбак нашёл большую, хорошую рыбу. Он выбросил всех маленьких рыб в море, он выбрал большую рыбу без труда.
"Зерно" и "новый человек" в нем - всего лишь образ, попытка описать внесловесное неописуемое. Если кто скажет просто "новый человек", без всякого "зерна" - да! таков его опыт и его осмысление...
Страсти как бы становятся для самого подвизающегося эстетически неприглядны и внутренне непригодны. Аскетика в некотором роде начинает ориентироваться на духовную эстетику, ты не понуждаешь себя, не ломаешь через колено, а делаешь свободный выбор. Грех неприятен по своим воздействиям , еще на подходе, он как пища с душком, каким бы красивым не был - отвергается.
Нет уже никакой аскетики.Вся аскетика - сначала осознать как следует, что в тебе открылся истинный Центр, который должен стать Господином всех твоих составов и всего восприятия, (ты об этом этапе точно написал, "из двух господ выбирается Господь" и цитата о двух господах - о том же этапе. И ветхий человек в нас признаёт: ""ему (новому во Христе) должно расти, а мне умаляться"), затем снова и снова направлять уклоняющееся внимание ума в этот Центр, чтобы в итоге жить из этого Центра, который есть новый человек во Христе. И пребывая в этом Центре, пребывая новым во Христе человеком, учиться воссоединять в него все составы и всё восприятие.
Грех же не отвергается: когда человек пребывает новым во Христе, нет греха, в принципе нет. И грешить он неспособен, потому как во Христе.
//Один вопрос, мы всегда будем в процессе рождения в отличии от Христа полностью облаченного в Бога? //
Процесс рождения, младенчество, юность, отрочество...Наверное, где у человека наступит "стоп", зависит от дерзновения к Богу, насколько оно пылающее и насколько безбашенное, чтобы в стремлении снять завесы не обусловиться нам теоретическими ограничениями, всеми этими "Оннетакой" и "низзя", и тем не забуксовать.
Впрочем, и дерзновение наше - от Отца, так что кому что дано...или дерзновение исчерпается, или смерть физ.тела наступит.
Да и рождения никакого нет, "рождение свыше (снова" - весьма условный термин Ин.
Как может "родиться" вечное, безначальное и бесконечное и неизменное - в этот конечный абсолютно изменчивый мир? Как Реальное может родиться в мираж? Это только с точки зрения обособленного "моего я", с т.з. самости происходит "рождение свыше"...