veresk, не посмотреть ли с иной стороны. Кто мой ближний? Проще всего согласно Иоанну, мои ближние - духовные, избранные, те кто Христу "моего стада", кому "дано от Отца", кто рожден духом от Духа, они же и истинная Церковь. Да, они действительно сродники духу, дух человека несомненно распознает своих, так же как младенец во чреве Елизаветы распознал, Того Кто Жив во чреве Марии.
А вот если по синоптикам, там
ближний - совсем другая песня. Там бывает и "мерзость", и "слезы", и "не потерять бы в этой тьме" и все прочее, что ты описал. Но такое восприятие ближнего - это взросление во Христе, ведь гораздо проще и кайфовей иметь круг ближних -своих, а не чужаков-изгоев-самаритян, да еще "израненных оборванных в грязи" страстей и помыслов.
Кто настолько подрос во Христе, чтобы принять образ Божий такого ближнего своего как свой, сквозь внешнюю "мерзость"? Чтобы усвоить образ Божий такого ближнего как свой, который ничем не может быть низвергнут - ох, это не вдруг и не сразу. Но если не знать свой образ во Христе, то будет именно то, что ты изложил: растеряешь, будешь загибаться, воздыхать, лить слезы, умирать. Потому что ветхое ветхому не помощник, тленное тление ближнего не усвоит без смертных мучений. Только неветшающее, только нетленное способно принять и усвоить как свое - то, что есть нетленное и неветшающее в ближнем. Далеко не вдруг и не сразу.
В патерике сказано про одного старчика, который во всех встречных видел Христа (значит, и в себе, естественно). И про другого, который честно говорил - нет, не вижу, потому удалялся и скрывался от людей. Этот старчик, наверное, чуял, что он еще малой во Христе, и был трезв в оценке своей меры, честен с собой и другими.
А Серафим Саровский, кому говорил своё "здравствуй. радость моя!" Разве говорил это "мерзости" ближнего? Нет, он во всяком приходящем величал "радость моя!" ту истинную природу во Христе, природу, которую не растерять и не омрачить в себе самом, а разве что не обнаружить, не познать на своем поле это сокровище.
//вот этого опустошения не хочется точно...// где полнота образа Божьего во Христе, там нет опустошения. Кто знает эту полноту, даже если забылся, если временно утратил полноту и впал в опустошение, тот всего лишь утратил фокус внимания ума. Верой и метанойей войдет в полноту.
//Что там надо?... Как обычно сидеть десять лет в пещере смотреть в стенку совершенствуя духовный кристалл...
Здесь будет ли отклик, найдётся ли намерение, удержишь ли фокус?..// это все ты говоришь про "йогические" штюки, где полагаются на методику+своё собственное усилие: я совершенствую, я держу фокус, я намереваюсь. Далеко это от делания во Христе. Не удержать, и не найти - самому. Кроме того, самое интересное начинает происходить с "кристаллом", когда его выносят после 10 лет из пещеры к людям