Исихазм

Автор Тема: Константин Яцкевич - Духовно-аскетические беседы. 2021  (Прочитано 8505 раз)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Интересные мысли о любви, спорные, схематично упрощённые, но всё же интересные.
Я размышляю уже давно в том же русле о любви, о её сути и развитии, и тут вот сходные, хотя и не идентичные, мысли.
- Этого почти  никто уже  не  понимает  из  современных  верующих. Дело в  том, что по учению  отцов  для  того, чтобы   полюбить  ближних,  прежде,  нужно от Бога получить  сам  дар  любви и чистоты совести через  духовное  сердце, а  это и есть  соединение  ума  и сердца.

Не получив дара Божественной любви  в  сердце,  ни  один  человек не  имеет никакой  возможности полюбить ближнего, поскольку человеческой энергии и силы  для этого  недостаточно.   Более  того, если  человек будет пробовать сразу  любить  ближнего  только  силой своей  малой,  ограниченной  и пристрастной любви,  не  имея  благодати,  он может повредиться  умом и сердцем. Вот  в  чём  дело.

- Разве об  этом  есть где-то упоминания в Евангелие?

- Об  этом  прямо  говорят  отцы  и преподобный Макарий:

«Ведь первое должно поставляться на первое место и о нем следует иметь попечение как о первом; второе же, следующее за ним, должно и осуществляться в соответствующей последовательности.

Если бы кто-нибудь захотел пренебречь великой и первой заповедью — заповедью любви к Богу, которой присуще образовываться из внутреннего благого расположения и совести в сочетании со здравыми мыслями о Боге и, разумеется, с помощью благодати Божией, и вместо нее устремился бы ко второй заповеди, только внешне радея о служении ближним, то для него будет невозможно осуществить неповрежденно и чисто и эту вторую заповедь».

- Значит, представление о  христианской любви – это  иллюзия? – с  недоумением спросил монах.

- Это не  иллюзия, а  скорее игра  в  любовь  и  имитация подлинной любви,  которой ни у  кого  из  верующих нет.  Подлинной является только  любовь безусловная  и  духовная, которая  обретается ценой всей  жизни. Любовь к  ближним, о которой говорил Христос,  имеет  большую  важность  вовсе  не для  Бога,  а  для самих  людей  и  для  мира.

Любовь к  ближним  просто  делает  человека  более  человечным и мир  людей  более  гуманным,  но к  совершенству  духовному  человеческая  любовь  почти  на  имеет отношения, как  ни странно, поскольку  это любовь  ограниченная, условная  и пристрастная, а  любовь  Бога – это любовь безграничная, безусловная  и  безстрастная.

- Как ты  думаешь, почему среди  четырёх высших  божественных добродетелей  нет добродетели  любви, а  среди восьми  человеческих добродетелей  любовь есть? – с  улыбкой  переспросил  старец.

- Не  знаю, отче,  -  честно признался монах.

- А я  тебе  отвечу. Среди человеческих добродетелей любовь есть потому, что это для  нравственного  разума ещё  непонятна идея  безусловной  и безстрастной  любви,  и  любовь  должна  быть  отдельно подчёркнута  и  выделена, а  для  божественных добродетелей  любовь отдельно  не  нужна  потому, что сами четыре добродетели сливаются в  одну безусловную любовь, которой  не  нужно себя  выделять и подчёркивать.

Постарайся  понять, что любовь – это то  качество,  которое   в  гораздо  большей  степени  нужно  от человека  не Богу, а  самому  человеку, другим людям  и  самому  миру, чтобы  жить  на  земле  по  человечески и  быть  людьми.  Богу же  от человека  нужен только его совершенный  духовный ум, как  самая  высокая  и самая  чистая энергия творения, которая и есть безусловная любовь.

- Мне  это  трудно понять,  отче, и  я  не могу принять идеи  о  том, что  ум  выше  любви. Мне все  священники говорили, что  нет ничего  превыше  любви и  великоумие - это скорее  порок, а  не  достоинство,  - отреагировал монах.

-  Это так и  есть и всё  правильно тебе  говорили священники, но это правильно только для человеческого уровня,  понимаешь?

- Нет, не  понимаю.

-  Тогда внимай!  Любовь выше  ума до тех пор, пока  человек двигается к  человеческому совершенству  человеческих добродетелей, высшим  из  которых является  любовь, но как  только человек начинает  двигаться к  духовному совершенству, ум  берёт верх над  любовью.

Это в принципе верные мысли.
В высшем Божественном смысле нет "отдельного понятия любви", ибо все движения Божьего и богоподобного ума-духа есть и движения любви, ибо любовь есть способ существования божественного духа-ума и ничего, кроме любви, божественный дух-ум не творит и творить не может по определению, то есть божественный ум-дух и есть сама любовь в действии. Поэтому суть совершенства ума-духа и есть достижение умом-духом вечного и неизменного состояния любви. Верно и обратное через любовь ум-дух и достигает совершенства себя, как ума-духа.
Совершенный ум-дух просто не может не пребывать в любви любыми своими движениями.
Так что любовь это просто слово, указывающее на совершенное состояние ума-духа самого по себе, а ни нечто иное и особое в уме-духе.
Развившийся до совершенства ум-дух просто не может не любить и совершенствование ума-духа, подлинное совершенствование ума-духа, неизбежно вводит ум-дух в состояние любви, то есть в состояние Богоподобия.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Ожидаемо и достаточно точно о благодати.
- А существуют ли  какие-то  отличия  в понимании  благодати  и её  стяжании  отцами  и  современным  богословием?

- Существуют.  Богословие  и церковь говорят  о том, что благодать  Святого Духа -  это  удел  только религиозных и  воцерковлённых  людей,  особенно  духовенства, соблюдающих  заповеди,  церковные  таинства  и нравственные правила, а  все прочие  лишены  возможности  стяжания  благодати, как грешники.

Святые  отцы, как  и Христос,  утверждают несколько  иное  и  говорят что благодать  отверста  всем без исключения и  изливается  в  равной  мере на  каждого и  весь тварный мир, подобно  тому, как солнце освещает  лучами  всю  землю.   Вот как  об этом  сказал преподобный Ефрем Сирин – «Божественная благодать отверста всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет».

То же  говорят и  другие  отцы, например блаженный Киприан Карфагенский - «Щедро изливающаяся благодать Духа не стесняется никакими пределами; она течет непрестанно, богатит преизбыточно».

- И что из  этого следует,  отче?

- Из  этого  и  следует  то, что стяжать  энергию  благодати может  абсолютно  любой человек, а  не  только священник и  воцерковлённый. Всё, что  требуется для стяжания благодати – это чистое сердце, пытливый и утончённый  ум и ещё  само  знание об  энергиях и энергетическом устройстве Бога, мира и человека.

Вот с  последним, а  именно со знанием об  энергиях, и  заключается самая  большая проблема,  поскольку древнее знание  отцов об  этом утрачено, церковное  знание упрощено и  опущено на  уровень  нравственности и морали, а  имеющееся мистическое знание  всё до основание переврано и искажено  оккультизмом и сектанством.  В  итоге  источника самого верного знания  об  энергетическом устройстве  мира, Бога  и человека  сегодня  попросту  нет.

-  А видящие  и созерцающие,  они же  есть,  ты  сам  говорил?

-  Они-то есть,  но  они достаточно мудры  и осознанны,  чтобы  надёжно  скрыть  себя  от мира  и  не  искушать ревнителей  религиозной  морали и  нравственности.

- И где же  тогда  современному человеку  найти  это сакральное  знание? – с  нескрываемым  любопытством  переспросил  монах.

- Боюсь, уже  нигде, кроме отцов, а  это тяжелейший  труд  на  несколько десятилетий  – перелопатить всё святоотеческое духовное  наследие  и предание. Часть этого великого духовного знания, а  точнее  его морально-нравственные  азы  человеку  могут дать  в  церкви  и семинарии,  но самого главного и сущностного знания об  энергиях благодати и их стяжании в  церкви  и семинарии  уже не  дадут.

Я уже  говорил  тебе  в  чём  заключается  отличие согласного учения  отцов  от современного  богословия и  церковного учения,   поэтому  остаётся только  один  путь – найти это знание в  духовном  сердце, а  это путь молитвенной  практики по  учению отцов.


И далее верно о стяжании благодати, которая по действию на человека и есть переменяющая его ум-дух, так дух-ум, меняясь, и воспринимает благодать, а вовсе не каким-то особым или привычным чувственным образом.
- Отче, а с  чем  можно сравнить процесс  стяжания и накопления  энергий благодати?

Старец  задумался и через  мгновение  ответил:

- Процесс стяжания энергий благодати можно сравнить с  выравнивания человеком своей ветхой  душевной  формы, которая есть форма  искажённая,  падшая, управляемая  эгоизмом, как повреждённым хищным  умом  через  низшие животные помыслы, чувства и желания  страстей духа,  души  и  тела.

- Я не совсем  хорошо  понял  тебя, отче, поясни  это  другими  более понятными  словами.

- Стяжание энергий  благодати – это возвращение человека к  первозданному образу своей духовной  целостности и силы, как  телесно-духовного  существа, каким он  был  создан   до грехопадения.  Для  возврата к  этой совершенной форме, которая и есть форма  благодатная, наполненная энергиями благодати Духа, человеку  нужно проделать над  собой  огромную работу.  Эта  работа  и заключается в  глубоком  изменении  себя  посредством  метанойи,  духовного  подвижничества  и  духовно-аскетической  практики.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Хорошие тексты-поучения. Есть доступная форма донесения - отсылки (верные) к забытой духовной традиции, образ-легенда старца - для примирения-связи с известными представлениями-шаблонами о старчестве. Насколько реален сам старец, не столь важно. (А насколько реален или придуман, к примеру, старец Силуан в изложении арх.Софрония?) Отсутствует известный монашеский эгоцентризм, нет упертости и умственной расслабленности, приутишена игра в дуркование...

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Хорошие тексты-поучения. Есть доступная форма донесения - отсылки (верные) к забытой духовной традиции, образ-легенда старца - для примирения-связи с известными представлениями-шаблонами о старчестве. Насколько реален сам старец, не столь важно. (А насколько реален или придуман, к примеру, старец Силуан в изложении арх.Софрония?) Отсутствует известный монашеский эгоцентризм, нет упертости и умственной расслабленности, приутишена игра в дуркование...
Да, согласен. Но именно точное слово про впечатление - "притушенность-приутишенность" всех привычных нам "завихрений" подобных текстов. Завихрения проскакивают, но они серьёзно притушены-приутишены.
Полностью согласен с Вами сказанным.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Вот ещё здравые мысли в рассказе о трудности отеческого  пути в современном мире ...
-  В  том   виде, в  каком Лествица  существует  сегодня,  она  уже  практически  неприменима  современным  человеком, поскольку   предполагает  те  аскетические  методы  изменения  ума и воли,  какие  применялись  людьми   древности, а  это  были  очень  волевые, мужественные  и сильные  люди.  Современный  человек  уже не  сможет выдержать  и пережить без  последствий столь  резкого  и радикального  изменения  ума, какого  требует Лествица через полное  отречение  от мира.  Отречение  от мира сегодня равносильно гибели.

- Почему  это так  и с чем  это связано,  объясни, отче?

-  Это  связано с  невозможностью  в  наше время  единовременной  метанойи  или  полного  обращения  ума к  сердцу, поскольку  при  этом  человек  теряет  сразу  абсолютно   все  опоры  в  жизни и   связи  с  миром  и  становится   на  продолжительное   время  как  бы  совершенно слепым,  подобно Савлу,  одержимым  только  верой  и  религией.  Тысячу  лет назад  это было  нормально, а  сегодня  это  реальное  безумие.   Если у  такого  человека  нет  опытного  духовника  и  помощи со  стороны  общины,  он обречён в  современном мире  на  страдания  и  психиатрический  диагноз.

Именно  поэтому  первые  ступени  Лествицы  духовной  - Отречение  от мира, Отложение  мирских  попечений  и Странничество  уже  не  могут  быть применимы  в  прежнем  их  радикальном  виде, а  потому  нуждаются   в  некотором  изменении  и  новом понимании.  В  противном  случае обращение  к  вере  и  религии  по  радикальному  пути   станет  самой  прямой  дорогой  не к совершенству  и  духовному  сердцу, а в сумасшедший  дом.

-  А известно  почему и  из-за  чего это происходит? - спросил  монах.

-  Известно. Это происходит  из-за  того, что  после  обращения  весь ум  целиком  и  без остатка  оказывается  в  прострации и плотном  тумане  мифов  и иллюзий.  Прежний  материальный  мир  и  реальность  в  этом изменённом состоянии  уже   потеряны, а  к  Богу  и  духовному   сердцу  обращённый  ещё  не  пришёл.  Поэтому   сразу после  обращения  он   оказывается в состоянии   религиозного помешательства  и  одержимости  религиозной  идеей и  его  нужно  буквально  как  слепого  вести  за  руку  в  направлении  света  и   духовного разума.  Кто  этим  сегодня будет заниматься в  церкви,  где  нет  согласного учения  о  душе? 

-  А может  быть  такое, что  человек никогда  уже  не  выйдет  из  этого состояния  прострации  к  нормальному  мышлению?

 - Конечно.   Если никто не  будет  работать с  его умом  и  заниматься  душепопечением, как  помощью  в  движении  ума  к  духовному  сердцу, как  источнику  внутреннего света,  он  на  всю  жизнь  может  остаться  в  этой  прострации  и промежности  переходного  состояния - и не с  миром  и  не с Богом, а в  плену  своих  религиозных   иллюзий  и фантазий.  Этот принцип  используют  все  секты  и сектанты,  но  в  церкви  сегодня   таких  людей, застрявших  между  миром и  Богом,  огромное   количество и  им  по  сути  некуда   больше  податься.


Увы, всё это отчасти и мне пришлось опытно пережить. Десятилетие ушло на перемену ума, имеющего адаптивные возможности к самой этой перемены, как меня тут мотало из стороны в сторону все старожилы, наверное, помнят ...

А вот некий сперва общий рецепт решения проблемы, хотя особую роль молитвы автор тут специально не упоминает пока.

-  Отче,  а можно этого  умопомрачения  и прелести  на ступенях телесности и  душевности  как-то  избежать?

-  В  том-то и  беда, что  нельзя  никак.  Любое обращение  и изменение  ума  всегда  сопровождается  временным  помутнением  рассудка, поскольку  прежний  мирской  ум  теряет  часть  своих  скреп  и  опор  при  обращении  к  вере  в  Бога.  Чем  полнее  ум  обращается  от мира к Богу,  тем  выше  степень  релилигиозного  умопомрачения  и  наоборот.  Во времена  первых  отцов   способ  обращения  к  вере  был  самым   радикальным  именно потому, что  душепопечение  тогда  было совершенно  иным.

Духоносные   учителя  в  то время  несли  полную ответственность  за  чад,  поскольку  они  готовли  из  учеников  себе  смену  для  передачи  эстафеты  духовного знания  другим. Современные  пастыри  только  пасут  и опекают  своих  чад,  не  ставя  задачи  подготовки из них  своих  преемников, как  новых   духовных   учителей.  Вот  почему  современное  душепопечение  в сравнении  со  святоотеческим - это  игра  и имитация   духовного  водительства, которая  преследует  только  морально-нравственные  цели  приведения  человека  к социальной  норме.   

- И  что из  этого всего следует?

-  Следует  то, что  современного  человека, который  слаб и   основательно привязан  к миру,  обращать  к  вере  и  вести к  духовному  сердцу нужно путём не  радикального  обращения  к  вере,  а  постепенного,  поступательно  вводя  в  духовное знание  и  плавно  перенося  всё  внимание  ума  на  сердце.   Вот почему первые десять ступеней  Лествицы - Отречение  от мира, Отложение  мирских  попечений, Странничество,  Послушание, Покаяние,  Память о смерти, Радостотворный  плач, Кротость  и  безгневие,  Незлопамятность,  Праведность  сегодня  уже  нуждаются в  существенной  корректировке.

-  А в  чём  суть этой  корректировки  на  твой  взгляд?

-  Суть  корректировки  в  сохранении  ясности  ума  и   смягчении  последствий  перехода  от рационального  мышления  к  нравственно-религиозному.  Для  смягчения  нужна  своего  рода  методология  или  психология  перехода  ума  в  виде некой  долгосрочной  стратегии  и такики  изменения   мышления, рассчитанной  на  много лет, чтобы следуя  этой стратегии, мышление  как  бы  плавно  и  более  естественнно  проходило  все  три этапа -  телесности,  душевности  и  духовности,  не  обваливаясь, а  перетекая  из  одного  в  другое  и  третье.

Такой  методологии  у  церкви  сегодня нет, кроме  устаревшего  западного  душепопечения конца  18-го века,  которое сегодня  уже  не  работает, а  калечит  и повреждает мышление  и вызывает отторжение  своим  птичьим  языком  и  обилием  библейских  мифов и метафор, выдаваемых  за  реальные  факты.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Местами у автора вещи общие, местами просто, ясно и конкретно, по делу и в помощь перемены ума.
Ну, вот, например.

- Отче, а какое  значение  в  борьбе со страстями имеет пост? 

-  Ранее  пост  имел  совсем не  тот смысл, какой  он имеет сегодня. Пост  означал буквально наблюдение инока  за  собой или  охранение  от любых  соблазнов  и искушений, а  не  только  воздержание  в пище.  Пищевой пост - это изменённая  и упрощённая  форма   поста  духовного. Смысл  пищевого  поста  в  действительности  очень  прост -  сберечь и   перенаправить  энергию  благодати, которая  расходуется  страстью  чревоугодия  на  переваривание  и усвоение  физической  пищи,  на  рост  духовного ума.

Главный  закон  христианской  аскетики на  самом  деле очень  прост - обесточить и  лишить  жизненной энергии все  страсти тела,  души и  духа  и перенаправить всю  высвобожденную энергию  благодати  на  развитие  и  утончение  духовного ума  через  молитву, ведение  и  рассуждение. Если   иноку  это удаётся,  уровень эго энергии  резко  возрастает.

-  Так  просто?

-  Да, так просто,  но  просто  это  только  сказать, а  сделать  это   очень не  просто,  поскольку  укротить 300  страстей  -  это титанический  труд.   Многие  верующие  с  одним  чревоугодием  только всю  жизнь  сражаются, поскольку  чувство голода  - это  одно из  самых  сильных  чувств  для  подавления  которого  нужна  железная  воля.  Пост - это  хороший  способ  не  только  работы со страстью чревоугодия,  но  и  обнаружения всех  связанных  с  этой  страстью дочерних  страстей.

- А как  вообще  обнаруживаются сами  страсти  в  теле, душе  и  духе?

- Они обнаруживаются только одним  способом – исполнением нравственных заповедей Евангелия, которые  и есть способ самого  правильного использования  энергии благодати  по высшему Закону.  Когда  человек пытается действовать и мыслить правильно  от  своего  духовного  сердца  и истинного я, его эгоизм    и  все  страсти приходят в  возмущение.  Так  они и  обнаруживаются  и  начинается внутренняя брань.

Чем  больше человек следует заповедям, проявляет нравственных  качеств и качеств жертвенности,  противных  эгоизму, как  хищному  уму,  тем  сильнее он его уязвляет и  лишает  питания своим вниманием  и наоборот. Вначале человеку  бывает  сложно противостоять своему эгоизму,  но проявляя волю, упорство и терпение  человек  делает нравственность и совесть основой  всей  своей мыследеятельности.

- И что при  этом случается с  эгоизмом,  он умирает?

- Нет,  он не  умирает, он  просто  сдаёт  свои  позиции в  душе,  хотя  и  не сразу, уступая   постепенно  место правде, совести  и  нравственности, как  более  высоким  и  более  светлым душевным  качествам. Так доминанта  эгоизма трансформируется в доминанту  совести,  нравственности и морали, а  это  и  есть  то самое  выравнивание  сил  души  с  заполнением свечением внутренней части светящегося яйца.

- Отче,  объясни как это происходит.

- Это происходит через  отказ  от доминанты  периферийного мышления  и наращивание  глубинного  сердечного ума  и ума  совести, связанного  с  духовным  сердцем.  Но в  этом росте  сердечного ума  скрывается и  опасная  ловушка, известная как  порок  окаянной  душевности  и  воинственной  праведности.  Именно в  эту  ловушку попало  почти всё  современное христианство и  православие, утратив  святоотеческое  духовное  знание.

- Как работает  эта  ловушка?

- Она  работает по  обратному принципу душевного захвата.  Поскольку в  душевном состоянии человека часть высших  страстей, включая тщеславие  и  гордость, ещё  сохраняется несмотря  на нравственную доминанту, то эти страсти  захватывают праведность и мораль и  начинают их  активно  эксплуатировать.

Человек при  этом  становится как  бы  одержимым голой  праведностью, нравственностью и  моралью и кроме  стремления к  этой  слепой  праведности не  видит в  жизни больше  ничего.  Некоторые  думают, что   это  проявление  высокой  христианской   жертвенности  и  готовности   к  мученичеству за  правду,  но  чаще  это  форма  упрямства, фанатизма  и  безрассудства.  Это своего рода  порок  ревности  праведничества  и  лжеправедности,  которая  приходит  на  смену  греху,  о которой и  говорил  апостол.

Именно в  этом душевном фанатизме  голой  морали  и нравственности  и  застряло всё современное христианство и особенно те  самые православные  активисты, о которых  мы  говорили в  прошлый  раз. Как  ты  уже  знаешь, выходом  из этой  ловушки ревностного  душевного окаянства является  осознание высших страстей души – ревности,  тщеславия  и  гордыни, только  уже  православного тщеславия и православной  гордыни.

- Как  понять православное тщеславие  и православную гордыню?

- Понять как скрытые  страсти  тщеславия  и  гордости,  которые используют  энергию  не  пороков,  а  слепой  добродетели праведности и ревности,  искренне   считая  себя  самыми правыми  и  непогрешимыми во всём  только потому, что  они  уже  православные  и  духовные,  хотя до  православия  и  духовности им  ещё  как до  солнца.

Именно эта  православная гордыня  и  тщеславие  от  собственной  праведности и непогрешимости  больше  всего принесли  вреда миру,  людям и самой  церкви и избавиться от них  тяжелее всего в  рамках церкви.  Только уход  из  киновии  в  анахоретство  и затвор помогает преодолеть эти  высшие  страсти, поскольку в  самой церкви, как  институте  душевности,  они практически непреодолимы. 
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Вот ещё всё вполне здравое и важное, что мы и сами тут на форуме интуитивно понимаем, хотя и не сразу.

- Отче, а  в  чём заключается  эта  специфика  современного мира?

- Современный  мир  стремительно погружается в  хаос, безумие и  ложь, а  вместе с  ним и все те, кто  уловлен  сетями  этого мира, но иноку, как духовному  воину, с этим безумным миром  и его такими же  безумными обитателями не по  пути.

Для сохранения  трезвости ума современному иноку принципиально важно с  самого первого шага на  духовном  пути не  идти  на  поводу  у  массовой  религии, как  идеологического  инструмента  этого  мира,  а  принять принцип  осознанной глупости, как современного  юродства. Это и есть способ соответствовать  всем требованиям безумного мира,  оставаясь при  этом трезвым.

В прошлый  раз этот принцип вызвал у  тебя возмущение, а  как  ты смотришь  на  это сейчас?

- Нормально смотрю, хотя, это выглядит какой-то скрытностью и обособленностью от мира,  людей  и  даже церкви.

- Это единственный способ сохранения трезвости  в  сумасшедшем  доме  и другого  способа  просто не  существует, поверь. Этот принцип проверен даже не  веками, а  тысячелетиями.  Я  даже  не  хочу  говорить тебе  сейчас  о  том, сколько много  хороших  и выдающихся  людей  с  очень  чистым сердцем  пополняли  печальный  список  жертв  этого порочного и  безумного  мира, пытаясь его изменить к  лучшему  и призвать к  совести.

- Что с  ними  случилось,  отче,  их  всех убили? – переспросил монах.

- Нет, почему.  Кто-то умер от сердечного приступа  из-за чрезмерного перенапряжения и истощения сил в  борьбе  за  правду, справедливость и нравственные ценности, кто-то сгорел  и  заболел  тяжёлой  и  неизлечимой  болезнью, кто-то  оказался в  сложной и безвыходной ситуации, с  кем-то случилось ещё  какое-то несчастье  и т.д.

Все  они пали в  этой  вечной  борьбе, поскольку не  рассчитали своих сил  и  не  учли  того,  насколько  силён  мир  и  насколько  слаб и  хрупок  человек. Всем  им,  при  горячности  сердца  и  христианской  праведности,  не  хватило  мудрости и рассудительности  правильно  рассчитать силы  и  избрать верную стратегию.

- И в  чём была  их  ошибка?

- Их ошибкой было то, что  стяжанию  благодати  Духа и мира в  сердце по учению  отцов  все  они  предпочли  борьбу  с  миром  и врагами  христианства  не  на  жизнь, а на  смерть  в  полном  смысле  слова,  не  зная  того, что  Богу совсем не  нужно спасение  этого  мира,  а  нужно изменение человеческой души,  через  стяжание  духа  мира  и  благодати.

Мир  лжи  неисцелим по  учению  отцов и любые  попытки  его  изменить  одним  разом тщетны. Вот почему узнать об  этом  инок  должен до  того, как  этот мир  поймает  его  в  свои  липкие  сети,  выжмет из него все  жизненные  силы, а  потом  бросит  умирать  в  одиночестве, как  дряхлого старика, который уже  не в  силах ничего изменить ни в  самом  себе, ни в  людях,  ни в мире.

Инок, в  отличие  от обычного мирянина  и простого верующего, слепо  верящего  первому  встречному в  облачении, имеет внутри себя  ясный  ум  и  чёткую пошаговую  программу  само-упорядочивания и  само-трансформации для совлечения  ветхого человека  и  поэтапного  изменения ума  по  учению  отцов.

Именно этой внутренней программой  и стратегией, воплощаемой  в  жизнь поступательно  изо  дня в  день современный  инок  и  отличается от мирянина  и  обычного верующего. В  этом  и состоит специфика современного иночества,  понимаешь?


И в довесок.

- А если человек   останавливается  после  прохождения  этих  десяти ступеней, что  тогда?

- Тогда  он останавливается на  уровне  душевного роста  и развития и не  переходит к  духовному  росту  и посвящению в  высшее  духовное  знание  и  делание. К слову в  этом  нет ничего страшного, поскольку большинство  простых верующих и священства останавливаются именно на  этом  уровне душевности  и церковного  благочестия.

Переход на ступень  духовности – это второе  крещение, которое  по силе  и  трудности  прохождения  подобно первому.  Как ты  уже  знаешь,  именно Дух вводит ум подвижника  со  ступени  душевности  на  уровень духовности через  высшее посвящение.

Ступень  духовности – это готовность инока с холодным умом  и чистым сердцем войти в  своё  духовное  сердце, чтобы  из него  вступить в  схватку с  демонами  и  духами зла для победы  над  высшими  страстями  духа  - тщеславием  и  гордостью, которые коренятся в  самом  духовном  сердце, к  которому  и стремился  инок, взращивая  свой  духовный   ум.

Вот как  обретается   духовная  сила Льва, которую нужно буквально выковать, закалить и отстоять  в  искушениях с  духами  и  демонами,   подобно Антонию Великому.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Реплика.
Довольно внятное изложение автором процесса перемены ума.
Но надо иметь ясный ум и нам.
Хоть тут и много духовных понятий, но суть то проста, речь идёт об обучении-трансформации самого ума к нужному качеству состояния ума, заданного целеполаганием Бога при творении человека.
Язык наш беден на понятия этой сферы, сложно въезжать в суть.
Сложно, но можно.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Думаю, это примерная православная дух.литература ближайшего будущего  :-) Когда что-то переосмысленное будет выноситься в печать.

Висело в душе комком не выраженное и ясно не оформленное, на что же это всё похоже, а он неплохо охарактеризовал:
 
*Я нашёл  там  сумасшедший  дом  и  толпы страждущих,  безумных и  болящих  людей, которым  совсем  не  нужно было духовное  знание  и  духовность,  а  нужно было только утешение, социальная защита  и  решение насущных  бытовых проблем.*

Но тут, на мой взгляд, есть нюансы. 1) При всей этой несчастной толпе среди них-таки попадаются красивые люди. Поговоришь с таким "невзрачным" - а там такой "мир"... То есть хоть и общее состояние описано достаточно верно, но не без исключений. 2) Он склонен впадать вовсе в обесценивание (а я бы "впала" в рассудительность  :-))

Например:

*В  том-то и  ловушка  для  ума, что современные молитвенные богослужения  при  всей  их  помпезности и вычурности  – это форма не умно-внимательной или умной, а  только  гласной  и  рассеянной молитвы , которая  есть то же  вычитывание и славословие.  Такая  молитва не развивает  духовный  ум,  поскольку всё  внимание  молящихся  при  этом  обращено во вне,  т.е  сугубо  на  внешнюю сторону обряда,  ритуала  и  богослужения.*

Тоже вроде бы правильно, но не всегда и не все в это время "во вне", кто-то концентрируется и "внутри", а это внешнее ощущает как частичную помощь. И для некоторых особенно на каких-то этапах, при сильной погружённости в земные слои, например, даже эти "концерты" - поддержка, к более тонким вещам они не расположены, не очищены достаточно.

Или:

*стяжать  энергию  благодати может  абсолютно  любой человек, а  не  только священник и  воцерковлённый. Всё, что  требуется для стяжания благодати – это чистое сердце, пытливый и утончённый  ум и ещё  само  знание об  энергиях и энергетическом устройстве Бога, мира и человека*

Замечательная мысль. И правильно, что акцентирует. Но при всём при том, при этой работе чем тут может помешать причастие? Это дополнительная штука, причём мало с чем сравнимая по "спецэффекту", не глупость ли ею вообще пренебрегать?

Затем, вот это:

*ум  человека – это божественный инструмент, который Бог целенаправленно  развивает в  людях как высшее творческое  начало, которое способно  на  духовном  уровне  творить  новую реальность силой мысли, воображения  и  духовного намерения.*

Как бы... самостийным магизмом попахивает. Либо надо разбираться. Для меня это сейчас тоже актуально и пока не уяснено. Эзотерики ведь тоже об этом пишут, что приходит такой этап в конце концов. И, насколько их поняла, это всё-таки творится не совсем одним твоим Я, ВС в этом тоже участвуют, помогают. Но иногда думается, ведь человек, вступая в синергийную жизнь уже почти с самого начала и попадает в эту новую реальность и творит-живёт уже совсем не в 3D...

*для  того, чтобы   полюбить  ближних,  прежде,  нужно от Бога получить  сам  дар  любви и чистоты совести через  духовное  сердце, а  это и есть  соединение  ума  и сердца.*

и прочее у него о Любви казалось очевидным, в чём революционность не пойму  :lol:

А вот о  древнем  учении – Льва  и Орла у него интересно было бы узнать...

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

Пожалуй, я бы сказал, что  Константин Яцкевич - Духовно-аскетические беседы, для меня показался интересным и свежим явлением в жанре богословской словесности. Автор взял за основу старую, известную форму поучения старцем молодого монаха (вопросы и ответы), но (сравним с вопросами и ответами Аввы Дорофея) при этом полностью адаптировал смысловой и лексический язык ближе к современному его пониманию, причем я не заметил, что бы автор сильно исказил суть святоотеческого учения. Конечно, тут нет той кристальной текучести языка Исаака Сирина или поэтико духовной  протяженности слога Симеона Нового Богослова, но есть главное, слово автора несет в себе дыхание Священного Предания. Да периодически ощущаются паузы на вдох, а с ними  неровности и шероховатости  человеческого гласа старого монаха, но последний для меня скорее литературный герой, в которого автор вложил свое понимание не просто святоотеческого, а и Священного предания.  Константин Яцкевич ушел от стандартных компиляций святоотеческих текстов с современными толкованиями. Видно, что его работа это не простой пересказ наследия того или иного из святых отцов, а скорее результат осмысления многого  из прочитанного у Святых отцов плюс описан и собственный религиозно духовный опыт автора. Последнее я утверждаю, так как многое из написанного (а я не все прочитал еще) перекликается и с моим опытом. Есть в этом тексте и такие места, в которых дается словесное оформление тех  процессов, которые я ощущал в себе, но не мог выразить словесно, в том числе и из за недостатка терминологии. У данного автора я нашел такие места, это дополнительный плюс.

Например мне понравился термин безупречность, привожу выдержки из текста, чтобы понять о чем это я.

  Безупречность — это максимально верное и самое правильное использование энергии тела, души и духа. Безупречность — это лучший поступок человека и действие из всех возможных, который не влечёт за собой никаких нежелательных последствий, не требует корректировки или исправления, что даёт человеку свободу и силу.
Смысл безупречности в самом правильном выборе из всех. Если человек всё в своей жизни делает руководствуясь безупречностью, его жизнь становится безупречной, а он всегда остаётся свободным и всегда имеет избыток силы и духовной энергии для внутреннего роста и развития.

— Духовный воин, знающий об энергетической основе бытия, Бога, мира и самого человека, до предела упорядочивает свою жизнь, устраняя из неё всё лишнее, ненужное, суетное и второстепенное и это даёт ему свободу и постоянный приток энергии и силы, которую инок и тратит на развитие древа духовного ума и соединение ума с сердцем.

Путь духовного воина решает ту же цель и задачу, что и Лествица Иоанна — соединение ума с сердцем, но путь духовного воина — это очень чёткая и вместе с тем гибкая стратегия и тактика использования принципа безупречности для накопления внутренней энергии благодати.

В этом, казалось бы таком простом и незначительном принципе безупречности кроется фундаментальный принцип самоорганизации и упорядочивания себя, своей жизни и мира.

Так вот это и есть тот самый принцип безупречности, который безупречность внутреннюю переносит на окружающий мир и ближних. Через простой с виду принцип безупречности человек способен менять не только себя, но и весь мир и делать его таким же безупречным и совершенным.

Вот каков секрет безупречности. Так что слова преподобного Серафима — «стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» — имеют самое прямое отношение к безупречности, ведь благодать — это и есть сама безупречность.




Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

Сергий, у тебя очень неплохо получается работать с этим текстом (любо), легкая подача, которой ой иногда как не хватает, в некоторых твоих тяжеловесных переводах и в трактовках к ним.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Всё же автор строит некое своё личное представление о Реальности.
Многие места у него более чем спорны, так что в чём обвиняет других, тем грешит и сам, скатываясь уже к своим собственным суевериям, что, впрочем, ожидаемо. Это манифест своей собственной религиозности, но не религии. Церковь осудит эту книгу. А жаль. Тут у автора достаточно интересных мыслей, хотя слов о конкретной практике духовного совершенствования встречается на много порядков меньше, чем пусть и справедливой, но лишь критики.
Особо доставили мне улыбок места с рассказами о бесах )))
Явно напихана всякая всячина про бесов, которая только существует в умах людей.
Они тут у него и энергетические вампиры уже стали ))).
Да, строится автором его собственное представление о реальности, где всякой твари по паре.
Лучше бы он избегал подробностей, там где не имеет опыта.
В некоторых вопросах духовных автор явно разбирается плохо и просто транслирует продукт собственных рациональных представлений о духовных вещах, забыв, как тут же только что ругал рациональность. )))
« Последнее редактирование: 10 Июнь 2021, 22:44:26 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

Согласен Сергий.

Автор делает слишком много умозаключений, не относящихся к умному деланию.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7743
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

В общем, вторая половина книги мне особо не приглянулась. Эзотерикой чётко тянет там.
Мне это не близко.
Это собственное авторское учение с собственным переосмыслением Предания св. отцов и их опыта на свой манер, порою с явными эзотерическими перекосами. В начале автор удачно маскировал это, но во второй половине книги это всё вылезло наружу.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

Сергий! Не теряй серьги. Они в паре, как и твари.




Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.