Исихазм

Автор Тема: Различение помыслов: святоотеческая традиция и современные условия  (Прочитано 3401 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Хочу еще раз обратить внимание. Тема - поисковая. Хотелось бы в ней совместно поработать и, возможно, найти новые интересные ходы практики, родить новые вопросы и направления поиска.

Повторюсь: некоторые грани этого рассматривались в теме: "Тоталитарный ум"

Опыт различения, который можно почерпнуть из святоотеческой традиции, передаёт суть практики исследования помыслов. Для практического применения этого опыта в современном мире можно выделить такие направления практики.

1. Практика разотождествления. Суть которой видение того, что "я не помысл, а помысл не я";
2. Чуткость ума в наблюдении входящих энерго-смысловых импульсов, видение их движения внутри и оформления;
3. Навык молитвенного предстояния, свет которого освещает и попаляет энерго-смысловые импульсы;
4. Наработка навыка различения энергийных и смысловых содержаний помыслов;
5. Умение отводить энерго- смысловые наводки;
6. Различение энерго-смысловых касаний, исходящих от мест, предметов, гаджетов, людей, невидимых сил;
7. Навык подъёма ума при падении, вызванном пленением помыслами;
8. Навык осуществления природного " заземления" при выходе из различного рода матричных состояний;

Современный новостной хайп с его пиковыми напряжениями, резкими подъемами и спадами также, на мой взгляд, оказывает существенное влияние как на влияющее окружение, так и на меня. Это также важно различать и уметь отводить. О преображающем молитвенном действии пока не говорю.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

В контексте темы считаю важным обратить внимание на сказанное Прозелитом.
По теме, предложу несколько наблюдений о том, как сейчас рассматриваются помыслы и страсти, и работа с ними. Мощный информационный обмен за последние 10-15 лет собрал отовсюду великое множество психофизических методов работы со страстями и помыслами. Что касается помыслов,  здесь и методы острой фиксации ума с объектом/без объекта, и всматривание в промежуток меж мыслями, и особая направленность взгляда, и определенная фокусировка внимания  ума, и Центрирующая Молитва Синтии Буржо, и другие.Что касается работы со страстьми, есть, например,  Пригласительная Молитва Синтии Буржо, о которой писал здесь. То есть, все эти методы универсальны, и не завязаны на специфическую традицию, потому что в их основе понимание внутренней антропологии человека.

Но все эти методы - по сути, костыль или временная заплатка. Потому что разбираться с помыслами и страстьми здесь предлагается человеческой самости, "моему собственному я", которое и представляет из себя набор из притянутых эгоцентрическим притяжением помыслов, которые  склеены страстями и впечатлениями  в повествование о "самом себе". Как клубок помыслов может вести борьбу с помыслами?

Окончательное  решение проблемы с помыслами и страстями - в познании самого себя, своей Персоны, своей истинной природы во Христе. При этом, возникает знание того, что эта природа, сама по себе - универсальный растворитель. Как в небе растворяются облака, так все помыслы растворяются в небе безмолвия ума. Как тают тучи, так и все страсти растворяются без следа простым пребыванием в истинной природе. Здесь уже не преображение помыслов и страстей, из плохих в хорошие или из нечистых в чистые; здесь происходит  их само-освобождение, в тот простор, откуда они  и возникают.  Конечно, здесь крайне важно трезвенное внимание, чтобы всякий помысел или страсть были преданы нашей истинной природе, перенаправлены в нее. Но ток энергии трезвенного внимания - и есть неотъемлемая часть нашей истинной природы, нашего нового человека во Христе.  Процесс такого самоосвобождения протекает постепенно, в динамике, как  заново учиться ходить: привычные, накатанные паттерны, наработанные самостью за долгие годы,  имеют значительную инерцию.
Имхо.

И вот что я увидел в отношении помыслов. Обустройство ума заключается в том, чтобы дать уму быть таким, каков он есть. Пребывать уму в природе ума. Которая:
- не цепляется за мысли, ни за какие
- естественный модус которой - безмолвие ума, то есть отсутствие мыслей
Соответственно, и высших подходов два:
1 помыслы возникают, но им не за что уцепиться, ум ими не обуславливается. Да и пусть себе возникают. Возникли как облачка и растаяли, поскольку нет цепляния ума. В отсутствии цепляния ума/обусловленности все помыслы полагаются за украшение нашей истинной природы, ее орнамент или игру: у них больше нет ни крючков, ни гарпунов, чтобы брать ум на абордаж.
2 помыслы не возникают вообще, ум пребывает в священнобезмолвии, в без-мыслии. Тогда проявляется совершенно иной тип мышления - не мыслями, а внесловесными мгновенными инсайтами/озарениями.

Но эти два подхода возможны лишь тогда, когда открыта человеку истинная природа его ума. С падшим умом такое не пройдет. И эти два подхода  в динамикдействуюте, это постепенный процесс, а не мгновенная перемена, и в процессе нужен навык.
Так мне представляется.

Насколько понимаю здесь можно выделить два сонаправленных процесса.
1. Практики различения-разотождествления-освобождения от захваченности ума;
2. Направление на стяжание, описанного Прозелитом, нового способа мышления;

Хотелось бы практически эти вещи начать или продолжить исследовать и нарабатывать.

Для нового способа мышления, насколько понимаю, характерна тема духовного удивления и того, как оно действует на все составы.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

От помыслов-мыслей в уме, пытающихся захватить внимание ума и подпитаться волей для своей реализации, не уйти совсем. Так уж устроен ум. Но надо научиться, да, тишине, безмолвию ума, когда не хаотично конкурирующие помыслы-мысли царствуют в уме, как хотят, захватывая власть над умом, а сам ум чётко правит и направляет свои спонтанные помыслы-мысли. Важный инструмент тут молитва, как меч, устраняющая любые попытки "квази автономных" помыслов-мыслей-"бесов-страстей" захватить внимание ума и впрячь в свои стремления волю. Тут и очистка ума от мути второстепенных мыслей-помыслов важна, и она идёт, но путь этот на годы и годы (десятилетия) непрестанной молитвы. Но немаловажен и аспект правильной работы ума с мыслями-помыслами при полной их подчинённости уму, когда они уже направляются самим умом целенаправленно, а не спонтанны.
Тут важна техника холодной отстранённости от мыслей-помыслов, когда возникающие в уме мысли-помыслы фактически рассматриваются и препарируются умом только лишь на фазе при-лога совершенно без малейшего со-сложения с ними. Освоение этой техники несложно, хотя и требует практики. Это и есть путь к полному контролю ума над котлом своих помыслов-мыслей, в пределе которого опять же полная тишина ума, то есть полный контроль ума над самим собой.
Но для этого надо выстроить работу сердца (ядра ума в его предельной глубине), очистить его от всех помыслов-мыслей и открыть в нём дверь для Бога в себе, то есть для любви. Для этого надо уверовать в Бога-Любовь и возлюбить Его. Это будет скрепа ума, опираясь на которую, ум никогда уже не пойдёт на поводу страстного хаоса помыслов-мыслей в себе, а постепенно очистится полностью и полностью подчинит себя Богу-Любви.
Тишина ума и безмолвие духа отнюдь не абсолютны.
В безмолвствующем уме должна править настоящая, истинная любовь
Иначе очистка ума будет, как в притче, очистка дома изгнанием беса, когда в чистый, но пустой, ум вновь вернётся бес, да, ещё и семью злейшими его бесами ...
« Последнее редактирование: 06 Август 2021, 10:54:25 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7744
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Спасибо Игорю за формулировки и начало его двух последних тем.
Формулировка темы-вопроса это и смелость и реально половина ответа на сформулированные вопросы.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Сергий, спасибо Вам за то, что поддержали! Даст Бог сообща что-то нароем ценное

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

В пределах этой темы, думаю, уместно обсудить два момента.

1. Существуют характерные для современного мира виды духовной прелести. К примеру связанная с  чрезмерной опорой на ментальные картины мира (выстроенными онтологиями, пресуппозициями). Либо это может быть прельщение, связанное с искажающей интерпретацией интуиций и чувств.

2. В процессе духовной жизни снижается толщина "кожи". Обостренно проживаются состояния других людей, энергия мест и т.д. Очень тяжело проживаются состояния, которые я бы назвал "непреднамеренные энергетические удары" (направленные удары предмет другого разговора). Это когда в процессе взаимодействия воля и энергия другого человека наносит некое внутреннее повреждение. Может проживаться как боль в солнечном сплетении или внутри живота. Или как-будто кто-то кусает-грызет внутренности. Либо как сильная головная боль, буквально высверливающая глаза. Или как тяжелая бессмыслица жизни. Иногда, чтобы восстановиться после такого удара необходимы особые усилия и достаточно длительное время. По наблюдениям часто действуют не сами люди, а через людей некие силы.

Различение едва уловимых фильтров, определяющих видение жизни и различение травмирующих воздействий, думаю, может снизить власть того и другого над нами.

Освобождение от ложных картин жизни и навык устойчивости при наносимых ударах, представляются важными направлениями практики. Трудно различить структуру матрицу, накладывающуюся на прямое проживание жизни и фильтрующую её: от социокультурных и других энерго-смысловых форм, до особенностей развития тела и, в частности, нервной системы.

Удары часто наносятся самыми близкими людьми, границы взаимодействия с которыми наиболее открыты. От этого уязвимость многократно возрастает. Различив такой удар в момент - его можно отвести и как-бы растворить, можно защититься волевым действием, возможно молитвенное действие.

Для выдерживания таких ударов очень важна проработанная основа себя. Некий объём онтологической полноты, бытийной смысловой и энергийной силы или, другими словами, онтологического объёма. Когда массивную скалу не свалят укусы зверей. Это перекликается с темой про антропологическую целостность.

Антропологический конструкт или некое подспудное представление о себе также важно различать и постепенно преодолевать его ограничения.
« Последнее редактирование: 09 Август 2021, 11:20:24 от Игорь Спасский »

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

1. Практика разотождествления. Суть которой видение того, что "я не помысл, а помысл не я";
2. Чуткость ума в наблюдении входящих энерго-смысловых импульсов, видение их движения внутри и оформления;
3. Навык молитвенного предстояния, свет которого освещает и попаляет энерго-смысловые импульсы;
4. Наработка навыка различения энергийных и смысловых содержаний помыслов;
5. Умение отводить энерго- смысловые наводки;
6. Различение энерго-смысловых касаний, исходящих от мест, предметов, гаджетов, людей, невидимых сил;
7. Навык подъёма ума при падении, вызванном пленением помыслами;
8. Навык осуществления природного " заземления" при выходе из различного рода матричных состояний;

Вы это все практикуете?
Мне кажется что "ищите Царствия Небесного" и все приложится. Искать Бога, предстояния Ему и отметать все остальное. Как Микеланджело - убрать все лишнее. Вполне может быть, что я еще просто не столкнулся с этим разнообразием и все еще впереди.

Vacheslav

  • Сообщений: 879
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

1. Практика разотождествления. Суть которой видение того, что "я не помысл, а помысл не я";
2. Чуткость ума в наблюдении входящих энерго-смысловых импульсов, видение их движения внутри и оформления;
3. Навык молитвенного предстояния, свет которого освещает и попаляет энерго-смысловые импульсы;
4. Наработка навыка различения энергийных и смысловых содержаний помыслов;
5. Умение отводить энерго- смысловые наводки;
6. Различение энерго-смысловых касаний, исходящих от мест, предметов, гаджетов, людей, невидимых сил;
7. Навык подъёма ума при падении, вызванном пленением помыслами;
8. Навык осуществления природного " заземления" при выходе из различного рода матричных состояний;

Вы это все практикуете?
Мне кажется что "ищите Царствия Небесного" и все приложится. Искать Бога, предстояния Ему и отметать все остальное. Как Микеланджело - убрать все лишнее. Вполне может быть, что я еще просто не столкнулся с этим разнообразием и все еще впереди.

Владислав, так все пункты у Игоря, это как раз практическое руководство, как не выпадать из Присутствия-безмыслия, из Предстояния Ему как вы пишите. Отметать все остальное как раз включает отметание мыслей, цепочек вопросов ума, с кодом - "а если,то.." в тч, как в программировании, отметать страхи, осознанно наблюдать зажимы в теле, в частности - в низу живота и предавать эти страхи Ему для попаления, осознанно отпуская напряжение через внимание. Осознанное переключение состояний, через веру - " Верую Господи, помоги моему неверию!" Многомыслие уводит от Центра и тут важен навык растождествления с мыслью, прося о вере, пока есть сомнение, есть помысел отгораживающий от пространства веры. Также при падении, пленении помыслов важно убрать всякое уныние, в тч через принятие/несопротивление  того состояния в котором оказался, через принятие открывается путь к покаянию, через борьбу можно упасть еще ниже, уныние растягивает процесс подъема на сколь угодно длинный промежуток времени. Пытаться найти выход на том этаже, где оказался, а потом уже на лифт. Потому у Игоря описаны важные шаги, которые как раз и применяются при искании прежде всего Царствия Небесного.
Горé имеем сердца !

Владислав

  • Сообщений: 111
    • Просмотр профиля

Владислав, так все пункты у Игоря, это как раз практическое руководство, как не выпадать из Присутствия-безмыслия, из Предстояния Ему как вы пишите. Отметать все остальное как раз включает отметание мыслей, цепочек вопросов ума, с кодом - "а если,то.." в тч, как в программировании, отметать страхи, осознанно наблюдать зажимы в теле, в частности - в низу живота и предавать эти страхи Ему для попаления, осознанно отпуская напряжение через внимание. Осознанное переключение состояний, через веру - " Верую Господи, помоги моему неверию!" Многомыслие уводит от Центра и тут важен навык растождествления с мыслью, прося о вере, пока есть сомнение, есть помысел отгораживающий от пространства веры. Также при падении, пленении помыслов важно убрать всякое уныние, в тч через принятие/несопротивление  того состояния в котором оказался, через принятие открывается путь к покаянию, через борьбу можно упасть еще ниже, уныние растягивает процесс подъема на сколь угодно длинный промежуток времени. Пытаться найти выход на том этаже, где оказался, а потом уже на лифт. Потому у Игоря описаны важные шаги, которые как раз и применяются при искании прежде всего Царствия Небесного.
Конечно вы правы. Просто такая точная систематизация мне показалась "подозрительной" в силу моей ограниченности  :-D, имеющей опасность подменить основное "дело". Ведь каждый раз, когда мы отслеживаем что то - это отсечение части внимания от молитвы. Конечно сразу "не следить" за собой не получится. Конечно это делать нужно, но нужно и понимать, что это не главное и только "техника" на пути к молитве. Молитва по сути только начинается, когда "я встаю спиной к самому себе". ИМХО, конечно. Спасибо за ваш ответ.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Оффтоп (в качестве узелка на память).

Эмоциональная сфера - первое, с чем сталкивается замолкающий ум при классическом варианте молитвы, принятом в умном делании. Далеко не у всех эта сфера развита и находится в луче дневного сознания. Скорее, она - вотчина (одна из многих) внутреннего человека, живущего путанной автономной жизнью.

Эмоциональные потоки мутными клубами подступают к основанию горла, где и застревает ум, ищущий молитвенный путь а сердцу. Требуется утишение, умягчение и раскрытие эмоций для того, чтобы ум продолжил свое нисхождение в сердечные глубины. Эмоции-страсти можно и высушивать, чтобы открылись глубины, но в этом случае произойдет умаление и сворачивание проекта "человек".

Одним из ярких признаков внутреннего раскрытия становится пробуждение видения жизненных сил и появление эмоционального отклика. Серый мир, доселе накрытый вуалью рационального ума, при ее стягивании, взрывается красками, в нем проявляется как прекрасное, так и уродливое. Ум с восхищением при виде красивого и с отвращением при виде уродливого входит как бы в новое измерение-постижение мира эмоций и страстей, за которым скрыта сердечная глубина.

Если эта (верхняя) часть душевного пространства плохо сформирована и не проработана, ум застревает. Повторю, в физ.пространстве место такого застревания связано с горлом - его нижней частью и сопутствующими проблемами, напр., простудными заболеваниями, в ментальном - в отсутствии ярких образов, в принципиальном неумении читать притчи, в  отсутствии спонтанной словесной реакции и пр.

Существует приемы, позволяющие относительно быстро "хакнуть" эту проблему - войти уму в сердечные глубины без промежуточной проработки, не через горло, а непосредственно. О них - их достоинствах и недостатках - скажу позже.