svod, *** Святой Георгий и дракон. ***
У Проппа есть - про дракона (без Св.Георгия). Владимир, почитай. Обрати внимание, Пропп говорит (как помню), что в первоначальных версиях дракон не представляет злую силу. Объясняет почему так. И интересное: дракон - в сказаниях - появляется вместе с государством.
Если вы поймете, что такое дракон, то поймете и все остальное.
Почитал у Проппа про дракона. И вообще в нете по сказочным змиям и драконам в нете пошерстил. Попробуем понять кто такие эти пресмыкающиеся и какую они роль играли в сказаниях, былинах, мифах и т.д., не забываем и о библейском змии. Попробую одновременно приводить примеры и делать выводы.
Число голов у змия может быть разным, но в подавляющем большинстве оно кратно трем: 3.6.9.12.
Удивительно, то, что в сказаниях практически отсутствует внешнее описание змия. Все его образы считываются дополнительно с рисунков и лубочных картинок дошедших до нас, а не с описания в сказаниях.
Чаще всего змей представлен летучим, но при этом отсутствует описание его крыльев и даже вообще упоминание о них, указывается, что змей вьется в воздухе, витает над землей, каким образом не указывается.
Чешуйчатый ли змий, гладкий, или покрытый шкурой так же в сказках не указывается, как и то что мы привыкли видеть на рисунках: когтистые лапы и длинный хвост с острием, так же нет в описании.
В подавляющем большинстве змей существо огненное. В одном случае змею соответствует огненный царь (Аф. 206): «Не доезжая до его царства, верст 30 уж огнем жжет». Однако, он не только огненный, но и водяной царь. Эти две черты вовсе не исключают друг друга, они часто соединяются. Так, например, змий водяной царь присылает письмо за тремя черными печатями требyет Марфy-царевнy, он грозит, что «людей всех прибьет и все царство огнем сожжет» (Аф. 125).
Но змей имеет и другое название — он «Змей-Горыныч». Он живет в горах. Такое местопребывание не мешает емy в то же время быть морским чудовищем. «Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося — из синя моря змей выходит, в горy подымается» (Аф. 155). И не только горы, а и земная стихия принадлежит змею. «Едут год они, едут два, проехали три царства, синеются- виднеются горы высокие, между гор степи песчаные: то земля змея лютого» (Аф. 560).
Так же в ссказках говорится о владении змеем и воздушной стихией. Похищает царевну вихрь, а когда герой разыскивает ее, то оказывается, что она во власти змея (См. 160). «Ведь это не вихрь, а змей лютый», — прямо говорится в сказке (Аф. 560).
Подытожим: Змей - это возможно многоипостасное (подчинение принципу троичности число голов ) существо в том или ином варианте владеющее всеми стихиями.
1. Огонь
2. Вода
3. Воздух
4. Земля
Основные функции змия. 1. Змей похититель. Проппа выделяет в первую очередь эту его функцию. И Змей не простой похититель он похищает женщин. Похищение обычно бывает молниеносно и неожиданно.
Вот тут я вижу отсылку к библейскому змию и соблазнение Евы. Правда там никакого насилия, но аналогия есть. Кстати Пропп ставит змия в этой роли как первичный древний сказочный персонаж, иные похитители вторичны как развитие деятельности первичного змия похитителя.
" Когда дальше в роли похитителя выступают черти, нечистые духи и т. д., то эти случаи представляют собой дальнейшyю деформацию под влиянием современных сказочникy религиозных представлений".Примечательно и то, что змей похищает женщину не только с целью сожрать ее или ей овладеть. Пропп пишет:
"Функции змея не ограничиваются тем, что он пожирает или уносит девушкy, или в виде нечистой силы вселяется в живyю и мучает ее, или — в мертвyю и заставляет ее пожирать живых. Иногда он является с угрозами, осаждает город и требyет себе женщинy для супружества или для съедения насильно, в виде дани." В этих случаях — это нужно подчеркнуть — змей всегда выступает как водяное существо.
Пока перерыв. Постараюсь продолжить. Самому интересно стало.